Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
форме, чем методы, основанные на словесном описании эмоций
28
Психодрама — метод групповой работы, направленный на активизацию эмоций всех участников. Обычно у кого-то из членов группы во время словесного обсуждения проблемы появляется потребность вновь «прожить»
определенный эпизод жизни со всеми деталями. Этот участник выходит в круг и постепенно вовлекает членов группы в «свой спектакль». Но такой
«стихийный» вариант не всегда может быть удачным, поэтому Д. Морено разработал схему «управляемой» психодрамы:
1) режиссер-постановщик (специально подготовленный психолог,
психотерапевт) направляет игру в нужное русло;
2) протагонист — главное действующее лицо драмы, чья проблема
«разыгрывается»;
3) вспомогательные игроки — партнеры по игре, исполняющие любые роли, назначаются режиссером или протагонистом;
4) зрители — остальные члены группы, оставшиеся без роли (их может и не быть);
5) сцена — пространственная организация психодраматического действия, т.е. своеобразный эпицентр игры, который может располагаться в любом месте, где находятся участники: в классе, поле, квартире, молодежном лагере; тем не менее «устройство» сцены — важная часть психодрамы.
В психодраме выделяют три этапа: разогрев, действие и обмен чувствами,
в организации которых используются и специальные техники. На первом этапе режиссер должен умело выбрать протагониста с такой проблемой, которая наиболее актуальна для группы в целом. На этом же этапе протагониста вводят в ту жизненную ситуацию, которая будет разыгрываться, участники рассматривают роли, разбираются действия и т.д. На втором этапе психодрамы проводится инсценирование события. На третьем этапе участники делятся своими чувствами и переживаниями. Эта фаза интеграции протагониста и группы нужна для того, чтобы у каждого участника всплыл свой собственный материал для психодрамы.
По мнению Д. Морено, психодрама - это метод, помогающий решать здоровой личности свои проблемы. В психодраме разработано много техник,
которые широко используются в гештальт-терапии, трансактном анализе и др.
Это техники: замена ролей, дублирование, зеркальное отражение, монолог,
«повернись к нему спиной», «статуя», «сновидения», «психодраматический бодибилдинг», «круг давления», «судилище» и др.
Рассмотрим такую технику, как ролевая игра. Для ее проведения необходимо примерно 30 мин. Группа делится пополам, участники образуют два круга, один внутри другого. По сигналу руководителя группы участники внешнего круга движутся по часовой стрелке, а внутреннего — против часовой стрелки. По команде участники останавливаются и поворачиваются лицом к соответствующему партнеру в другом круге. Находящиеся во внешнем круге
28
См.: Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М.,1992.
103

играют, например, роли милиционеров (или другую роль), дающих указания по движению своим партнерам во внутреннем круге, которые играют роли автомобилистов. Участники спонтанно продолжают ролевую игру в течение трех минут, затем еще две минуты делятся с партнерами мыслями и чувствами относительно своего опыта.
По сигналу руководителя группа начинает движение, затем по сигналу останавливается и повторяет процедуру выбора партнера.
На этот раз участники во внутреннем круге играют роли продавцов,
старающихся продать что-то предполагаемым покупателям из внешнего круга.
Через три минуты участники прекращают игру и делятся впечатлениями.
В этой игре могут быть выбраны также роли:
родственников, которые долгое время не видели друг друга;
мужчины (женщины), рассказывающего (ей) ничего не знающему другу о недавней смерти своей (своего) супруги (супруга);
детей, получивших новую игрушку;
молодых людей, признающихся одному из родителей в своих гомосексуальных наклонностях, и т.д.
В конце игры группа обсуждает свои впечатления, делится чувствами и реакциями на разные роли. Некоторые роли имеют большое эмоциональное значение для участников.
Музыка воздействует на психику, самочувствие человека, его психическую активность глубоко и разнопланово, и об этом написано немало работ. В этой связи следует отметить, что музыкальное оформление является сопровождением практически всех психологических тренингов.
Эмоциональное воздействие музыки не зависит ни от возраста, ни от профессии, образования, менталитета, национальности. Это происходит потому, что ее структура наиболее близка естественному восприятию человека.
Поэтому она свободно, ненавязчиво, но в то же время сильно воздействует на личность и вызывает глубокие эмоциональные реакции. Музыка — важнейшее средство коммуникации и интеграции.
Музыка невербальным образом отражает определенные жизненные моменты, усиливает их эмоциональное восприятие, влияет на характер человека. Использование музыки при воздействии на психику человека происходило в двух направлениях: это «американская» и «шведская» школы. В
первом направлении музыка используется как вспомогательное средство воздействия на психическое, как поиск простых или сложных музыкальных форм, оказывающих возбуждающий и успокаивающий эффект. «Шведская школа», испытавшая влияние психоанализа, отводила музыке одну из центральных ролей, считая, что она способна проникнуть в «глубинные слои личности».
В настоящее время музыка используется в широком диапазоне, выполняя регулирующую, реактивную, коммуникативную, познавательную,
воспитательную, рекреативную и другие функции. В психологическом консультировании музыку рекомендуется использовать в следующих целях:
1) образование и коррекция межличностных отношений;
104


2) активизация самоосознания личности средствами самовыражения.
Музыка эффективно используется при работе психолога как с индивидом,
так и с группой. Варианты различны: простое прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев; прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополнительный социально- психологический эффект). Возможны и активные формы, такие, как исполнение музыки испытуемыми на инструментах, пение, сочинение музыки,
исполнение танцев под музыку. Известен метод музыкальной графики —
рисование под музыку, активизирующее самостоятельность, улучшающее внимание, память, оказывающее успокаивающее и расковывающее воздействие.
Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная задача использования различных технических приемов, технологий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из основных направлений интеграции психологии и социальной работы.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26

§ 2. Теоретические предпосылки использования
психологии в социальной работе
Истоки психологических теорий восходят к 3. Фрейду, который впервые описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение и личность. Он с позиций последовательного детерминизма утверждал, что все
психическое вызывается и определяется предшествующими событиями,
впечатлениями детства. Сознание, подсознание, бессознательное — три уровня психического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.
Фрейд считал, что могут наблюдаться социальные ограничители, такие,
как бессознательное чувство вины. Развивая эту мысль, К. Юнг, последователь
Фрейда, описал коллективное бессознательное — то, что накоплено человечеством, глубинные психологические образования, которые передаются от одного поколения к другому в виде архетипов. Архетипы — это образования, существующие уже при рождении ребенка и содержащие опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, в мифах,
традициях и др. В соответствии с современной терминологией эту структуру можно назвать Сверх-Я.
Важной особенностью психоаналитической концепции является
конституирование ведущей роли бессознательного. Отсюда основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.
А. Адлер в отличие от приверженцев ортодоксального психоанализа выстроил собственное понимание бессознательного содержания личности,
сущность которого состоит в признании господства индивидуализма. Когда человек выполняет свою жизненную цель, он стремится быть «особым
105
человеком», поднимаясь над свои комплексом неполноценности, от которого хочет избавиться с помощью цели.
У ребенка формируются цели и жизненные планы, которым он сознательно или бессознательно следует, равняясь на образец, — достижения и пример других победителей в определенных культурных рамках. Из этого возникают мировоззрение, интересы, желания личности или тормозные механизмы. Индивидуальная психология Адлера, кроме стремления личности к
превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности
(врожденное). Таким образом, Адлер предпринял попытку гуманизировать человеческую личность, не ставить ее в жесткие рамки зависимости от неуправляемых сил бессознательного.
Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство,
который, как правило, не осознается субъектом. Поэтому центральным понятием является конфликт — непознанные («бессознательные») моменты,
которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в жизни взрослого. Такие конфликты — манера поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Полагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация поведения (совокупность чувств,
мыслей и манер), оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира.
Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти
«организующие системы», способствуя тому, чтобы в будущем информация и опыт у личности структурировались иначе. От тревоги и неуверенности человека спасает своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.
Типичными для психодинамического подхода являются такие теории, как эго-психология (А. Фрейд), Я-психология (X. Кохут), трансактный анализ (Э.
Берн), кризисная интервенция (Г. Голан).
Одним из признанных направлений в психодинамике является эго- психология, основоположником которого была Анна Фрейд — талантливая дочь знаменитого психоаналитика. Эго-психология завоевала особую популярность в 40-50-е годы и оказала значительное влияние на формирование теории, практики и индивидуальной работы с людьми. До сих пор эго- психология не теряет своей значимости для индивидуальной работы.
В отличие от традиционного психоанализа психические воззрения,
оформившиеся в эго-психологию, проникнуты верой в человека, в силы его личности, что в значительной степени приближает их к гуманистическому направлению. Использование идей психоаналитического направления в целом и эго-психологии в частности в практике социальной работы связано с пониманием и учетом защитных механизмов личности.
Еще в большей степени отмеченная тенденция характерна для одной из современных психодинамических теорий, получившей название Я-психология
106


(self-psychology). Основная сущность Я-психологии, созданной X. Кохутом
29
,
состоит в рассмотрении Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения. Эта теория относительно нова и является мостом, соединяющим психоанализ с экзистенциональной и гуманистической психологией. Временем ее возникновения считается конец 50- х годов. В настоящее время она рассматривается как одна из теорий,
альтернативных глубинной психологии: большое значение придается чувствам
(эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.
Отмеченная тенденция к гуманизации относится и к теоретическим построениям Э. Берна — трансактному анализу
30
. Трансактный (или структурный) анализ — совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (системой чувств,
поведенческими схемами своего Я). Репертуар этих состояний он назвал так:
«Родитель» (сходное с образом родителей), «Взрослый» (субъективный реальный опыт) и «Ребенок» (начало, действующее с раннего детства).
Все три составные важны для человека: Ребенок — источник интуиции,
творчества, спонтанных побуждений, радости; Взрослый — рациональности;
Родитель — мудрости. Каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной, и все они должны находиться в оптимальном равновесии.
Проблемы возникают обычно при неадекватности их сочетаний, что проявляется в особых играх.
Игры — типичная модель невыраженных компромиссов (трансактов),
которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы и способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Взаимодействие этих состояний, игру можно проследить на примере деятельности социального работника, который может использовать ее в своей профессиональной деятельности.
Психологическая сущность кризисно-интервентной модели состоит в
признании необходимости применения кризисного краткосрочного
вмешательства (они могут соединяться в серии) в психический мир клиента. В
этих случаях предполагается, что важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы.
Кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей.
Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая
29
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют а игры,
М., 1989.
30
Тобин СЛ. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1.
107