Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
интерпретации той информации, которую он собирается предоставить клиенту.
Поэтому существенным моментом в этой связи является умение социального работника анализировать и реконструировать информацию, получаемую от клиента для выявления мотивационно-целевой направленности коммуникативных программ и взаимодействий клиента.
Технология, принимаемая социальным работником, использующим коммуникативную модель, включает следующие шаги:
получение информации от клиента с помощью задаваемых вопросов,
использование поведения, поощряющего ведение беседы,
пересказывание комментариев клиента, которому дают понять, что он поощряется социальным работником;
осуществление обратной связи, которая показывает, как социальный работник оценивает то, что сообщает ему клиент: принимает, отклоняет,
избирательно или нейтрально относится к ней;
передача информации клиенту в виде определенных «порций», что позволяет донести до клиента, что социальный работник принимает информацию, получаемую от клиента, но окончательную оценку сделает в конце сообщения;
корректировка информации по данной проблеме, получаемой клиентом из различных источников, которые противоречиво или недобросовестно дают клиенту эту информацию.
Работа с клиентом должна осуществляться поэтапно, причем на первых этапах следует использовать те формы коммуникации, которые приемлемы для него, так как в этом случае поступающая информация будет приниматься более благожелательно в связи с тем, что соответствует ожиданиям того, кому оказывается помощь.
В последние годы возникает методологическая, теоретическая и технологическая необходимость сочетания различных психологических подходов. Это особенно важно для социальной работы. Такое соединение возможно двумя путями: эклектическим или конструктивным. В первом случае выбираются наиболее понравившиеся специалисту положения того или иного подхода и механически объединяются между собой. Такой путь возможен, что нередко и происходит. Второй путь более трудоемок. Использование различных подходов в нем связано с формированием иных принципиальных положений, отсутствующих в каждом из них в отдельности. В психологии такое направление получило название психосинтеза, которое возникло буквально в последние десятилетия.
Современный психосинтез требует сочетания различных методологических, теоретических и технологических воззрений в целом и нового метода для каждого клиента в отдельности. В центре такого подхода —
построение новой концепции человека, его личности. Для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности (психоанализ,
динамическую психологию, экзистенциальную психологию), так и хорошо изученные факты из других областей (психосоматической медицины,
психологии религии, исследований сверхсознательного, парапсихологического,
113

восточной психологии, холодинамики, социальной психологии, психиатрии,
антропологической психологии, активных методов воздействия на личность и др.).
Согласно рассматриваемому подходу все элементы личностной структуры сфокусированы в высшем Я, которое приводит к единому видению и познанию различных эмпирических данных. Именно рассогласование между высшим Я и личным Я препятствует пониманию индивидом и себя, и других людей, что делает его тревожным и дезадаптированным. В этой связи следует помочь человеку в осознании (самоанализе) внутреннего высшего Я путем создания «идеальной модели Я», т.е. «нового центра Я», вокруг которого и начинается психосинтез — построение новой концепции личности с помощью специальных техник и технологий.
Психосинтез постулирует целостную концепцию психологической жизни как постоянного взаимодействия и конфликта между множеством различных и противоположных сил и объединенным центром (высшее Я),
который всегда стремится координировать, гармонизировать и объединять их.
Очевидно, что это дает весьма гибкий инструмент в руки социального работника в его взаимодействии с клиентом.
Психосинтез используется в различных сферах деятельности:
психологическом консультировании, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в социальной работе является перспективным при оказании личности помощи и поддержки в решении внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.
Возможно использование психосинтеза в разрешении и профилактике национальных, социальных, экономических, научных и религиозных противоречий.
Для социального работника важным является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами,
разрешению проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным является комплексное практическое использование методов и теорий психологии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем заключается взаимосвязь психологии и социальной работы?
2. Какие психологические методы используются в социальной работе?
3. Какие психологические теории наиболее часто применяются в социальной работе?
4. В чем смысл теоретических концепций гуманистической психологии?
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В.С. Взаимоотношение группе неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал.
1990. Т. 11. № 6.
2. Айви Е., Айви М.Б., Сашеп Л. Д. Консультирование и психотерапия.
Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.
114


3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
М., 1989.
4. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.,
1992.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно- психологическое консультирование. М., 1990.
6. Гринберг К.А Психодрама и групповой процесс. Казань, 1990.
7. Джайтис М., Джонгвард М. Рожденные выигрывать (Трансактный анализ с гештальт-экспериментами). М., 1993.
8. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.
9. Меиегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М., 1992.
10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1986.
11. Перле Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.
12. Роджерс К. К пауке о личности//История зарубежной психологии. М.,
1986.
13. РуддестамК. Групповая психотерапия. М., 1990.
14. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
15. Mead J.H. The Philosophy of the Present / A.E. Murphy (ed.). Chicago,
1992.
115

Глава 10. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЕ
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   26

§ 1. Теория систем как методология социальной службы
Любая социальная деятельность, в том числе и социальная работа,
представляет собой целостную систему, определенную структуру, элементы которой, функционируя автономно и, имея специфические свойства, образуют некоторое целостное единство.
Социальная работа, являясь составной частью и подсистемой более широкой, более сложной социальной системы, отражает особенности социально-экономических, общественно-исторических систем и, в частности,
особенности этапов их становления и развития.
Одной из наиболее заметных устоявшихся тенденций последних десятилетий в развитии и совершенствовании социальной работы является применение системного подхода к теории и практике социальной работы,
широкое использование основополагающих принципов и методов, идей и выводов теории систем.
Объективные возможности применения теории систем как методологии социальной работы и системного анализа как важнейшего инструментария в процессе осуществления практической социальной работы, безусловно,
основаны на том, что системность — это стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов, с которыми нам приходится иметь дело в реальной действительности,
Системный подход в теории социальной работы это обобщенное
конкретно-научное выражение методологии, принципов, понятий и методов
системных исследований проблем социальной работы.
В то же время системный подход — это такая форма представления общенаучных методологических исследований, с помощью которых исследователи и практики воспринимают социальную работу не только как теорию, технологию, практику, учебную дисциплину и новую для России профессию. Системный подход позволяет видеть социальную работу как неотъемлемую сторону современной цивилизации, как систематизирующий компонент социальной политики, как феномен повседневной жизни различных социальных слоев населения, каждой семьи и личности, как неотъемлемый элемент системы социального обеспечения и социального обслуживания населения.
В научной литературе существует множество определений понятия
«система». Их можно сгруппировать в два блока, если в основу положить характерные критерии, адекватные как общей теории систем, так и теориям социальных систем.

Если исходить из общей теории систем (Л. Берталанфи, И. Миллер, В.Н.
116

Садовский, А.И. Уемов, У.Р. Эшби и др.), то следует выделить группу существенных признаков, на основании которых можно определить основания системного подхода к социальному обслуживанию населения. В первую группу можно включить такие признаки, как:
а) система — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей;
б) система -- часть (подсистема) объективной реальности,
действительности, один из ее объектов; любая система не существует сама по себе, она всегда функционирует и развивается в определенной среде;
в) система обладает целостностью;
г) составные части системы обладают разнообразием;
д) в каждой системе заложен механизм ее самосохранения, самодвижения и саморазвития;
е) система всегда является внутренне организованной;
ж) системы могут подразделяться по уровню развития на высокосложные, развитые, среднеразвитые и слаборазвитые элементарные системы (этапы становления).
Обычно под системой понимается упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимодействующих структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют некую целостность.
Система как целостность приобретает новые свойства, новые характеристики, не содержащиеся в образующих ее элементах. В то же время отдельные элементы, образующие комплекс, также приобретают новые свойства, интегративные качества.
Любая система, с точки зрения ее внешних свойств, выступает в качестве объекта со множеством элементов, природа которых зависит от ряда факторов.
Система состоит из подсистем и элементов. Чем сложнее система, тем многообразнее комплекс подсистем и элементов. Между составляющими системы устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им совокупность подсистем и элементов превращается в единое целое, в котором свойства системы представляют собой не просто сумму свойств, а некое интегративное качество системы как целого.
Все объекты и субъекты, подсистемы и элементы функционируют во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи устойчивости и изменчивости, а в целом — развиваются как единое целое. Поэтому рассмотрение, изучение отдельных компонентов системы, изолированных или автономных частей, не может обеспечить получение адекватной, максимально полной информации.
Сущность любой системы может раскрыться путем выявления и изучения ее структуры, которая характеризует систему прежде всего со стороны устойчивости, качественной определенности. В то же время систему нельзя понять, не уяснив ее другие характеристики — функционирование всех подсистем и элементов, определение основных тенденций и закономерностей развития системы в целом. Анализ структуры и функций необходим для изучения любой системы.
117