Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
социальный институт, имеющий не только разнообразные связи с обществом,
но и свою внутреннюю относительно самостоятельную логику развития. В- третьих, деятельность социального работника представляется также в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая характерную внутреннюю структуру. Наконец, в-четвертых, клиент,
нуждающийся в помощи, также рассматривается функционально, в системе его функций как психобиосоциальное существо, удовлетворяющее свои потребности поддержания жизнеобеспечения и деятельности. Такая позиция в интерпретации человека как объекта познания и субъекта социальной работы достаточно специфична и характерна для целого направления социолого- ориентированных моделей теории развития социальной помощи.
Серьезное влияние на эволюцию теорий социальной работы в XX в.
оказала и оказывает марксистская социология. Она также формирует известную традицию целостного познания человека и его роли как субъекта социальной работы. Здесь принципиальное значение для теории социальной работы имеет ориентация марксистской социологии на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистских ориентации личности. Именно это во многом обусловливает целостность постижения человека как объекта познания в марксистски-ориентированных моделях социальной работы. Не случайно сущность личности здесь, вслед за марксистской социологией,
видится в концентрированном отражении (выражении) совокупности общественных отношений.
Радикальные марксистские модели теории социальной работы представляют человека как объект изучения и организации социальной помощи с учетом прежде всего его личностных социальных качеств, устойчивых связей,
принадлежности к той или иной социально-классовой группе. На этой основе преимущественно и дифференцируется социальная помощь населению,
формируются стратегия и программы деятельности социального работника как профессионала, субъекта социальной работы.
Помимо марксистских подобные идеи широко распространены в тех видах социальной работы, которые развиваются на базе системной социологии.
За рубежом наиболее активно и широко системные идеи в теории социальной работы стали применяться в 70-80-е годы. Главный аргумент в пользу такого подхода заключается в том, что жизнь человека зависит от различных окружающих его систем. При этом человек представляется и исследуется как часть общества, большой системы, представляя собой в свою очередь систему,
состоящую из подсистем кровообращения, нервной системы, системы пищеварения, а также клеток, состоящих из атомов, включающих еще более мелкие частицы. Кроме того, для человека характерны системы тех или иных взглядов, умений и навыков, связей со средой обитания. Целостное видение человека и общества, ориентирующее на понимание самостоятельного значения системного осмысления проблем человека и как объекта познания, и как субъекта социального действия, включая социальную работу как деятельность,
определяет значимость этих теорий.
Целостность видения человека в социально-психологических моделях
134


теория
социальной работы чаще связывается с особенностями психологического облика, обыденного сознания представителей различных социальных групп. Именно это обычно становится специальным предметом рассмотрения при анализе проблем клиентов, с которыми работают социальные работники, применяющие социально-психологические модели. Соответственно определяются и акценты в деятельности социальных работников. Специалист в области социальной работы во взаимодействии с клиентом прежде всего учитывает его социально-психологические особенности (и проблемы),
обусловленные принадлежностью к той или иной социальной группе.
Еще одним вариантом рассмотрения человека в его целостности является
виталистский подход, опирающийся на социологическую концепцию жизненных сил человека. Это один из перспективных вариантов анализа,
потому что он позволяет использовать специфически акцентированные теории социальной работы и генетический подход к решению проблем жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа, эволюция,
поддержка жизненных сил которого составляют предмет забот социального работника.
Целостность осмысления проблем человека в виталистски ориентированных моделях теории социальной работы обеспечивается прежде всего тем, что они учитывают характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, воспроизводства и совершенствования его деятельности как психобиосоциального существа. При этом жизненные силы человека характеризуются как единство индивидуальной и социальной субъектности личности во всех сферах, как совокупность биофизиологических, психических и социальных возможностей индивида,
реализуемых в условиях конкретно-исторической взаимозависимости
(социальных отношений). Такое понимание человека задает и логику его поведения, содержания деятельности как социального работника, субъекта осуществления помощи людям, имеющим проблемы. Эта деятельность ориентируется не только непосредственно на поддержку, реабилитацию жизненных сил человека, но и на «благоустройство» жизненного пространства его бытия.
Наконец, важно учитывать возможности и такого аспекта теории социальной работы, как культурологический, возникшего во многом благодаря социологической теории П. Сорокина, создавшего учение о социокультурной динамике современного общества, развивавшего идеи так называемой
интегральной социологии. Социальная действительность и жизнь человека,
система его социальной защиты рассматриваются в этой связи в духе социального реализма, провозглашающего наличие в мире сверхиндивидуальной социокультурной реальности, которая не сводится к материальной реальности, наделена системой значений. Она характеризуется
«беспокойным»
многообразием социокультурных проявлений,
представляющих истины рационального интеллекта, чувств,
сверхрациональной интуиции, что требует соответствующих методов познания,
их сопряжения с постижением тайн природы, общества и человека.
135


Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов. Важно и то, что человек рассматривается здесь как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Региональный, поселенческий,
национально-культурный контекст жизни человека в данном плане приобретает весьма существенное значение.
Учет этих особенностей во многом определяет задачи и характер деятельности социального работника, его субъектную роль, специфику профессиональной деятельности, ее вариативность и цельность. В современных условиях такая теоретическая база и соответствующая ей стратегия практической деятельности социального работника, управления социальной сферы становятся одними из наиболее эффективных и перспективных.
Такого рода тенденции усиливаются при комбинировании, сопряжении различных моделей социальной работы, комплексном совершенствовании технологий социальной помощи людям, имеющим проблемы, при сочетании профессиональной социальной работы и волонтерства, развитии самопомощи,
партнерских отношений клиента и социального работника на фоне исторической смены и сосуществования различных картин мира и способов его познания современным человеком.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что значит целостное познание человека?
2. Каково место целостного взгляда на человека в системе философско- социологического знания?
3. В чем состоит взаимосвязь технологических и гуманистических воззрений на человека?
4. Каковы особенности восприятия человека в различных системах теоретического обоснования социальной работы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Аминов НА., Морозова Н.А., Смятских А. Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. М.,
1992. Вып. 2.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
3. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимовлияние культур. Л., 1987.
4. Панов A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
5. Роупе Р. Еще один неповторимый вид: экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.
6. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.
7. Философски-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В 2 т. М., 1994, Т. 1.
8. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
136


Глава 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   26

§ 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль
в социальной работе
Категория «социальные отношения» до сих пор однозначно не определена и находится в стадии исследования и философами, и социологами.
В какой-то степени это объясняется неоднозначным толкованием категории
«социальное».
Долгое время в отечественной философии понятие «социальное»
рассматривали в двух смыслах. В широком понимании смысла термина
«социальное» подразумевалось, что данное понятие охватывает все, что относится к обществу, и противопоставлялось понятию «природное». Так, М.Н.
Руткевич отмечал, что «социальное» противополагается «природному»,
«естественному» и, следовательно, речь должна идти о взаимосвязи социального и биологического в человеке»
38
. В узком понимании понятие
«социальное» используется при описании социальной сферы, рассматриваемой как одна из сфер общественной жизни, а также при анализе социальных отношений как специфических отношений, существующих между основными социальными субъектами.
Не вдаваясь в дискуссии о статусе категории «социальное» в категориальном аппарате социальной философии, в данном случае будем рассматривать «социальное» в контексте «социальных отношений».
В отечественной научной литературе довольно широко обсуждался вопрос о специфике и месте социальных отношений в системе общественных отношений. Несмотря на разнообразие точек зрения большинство из них как исходную принимают позицию М.Н. Руткевича, рассматривающего социальные отношения как «аспект», «сторону» общественных отношений. Он подчеркивал, что социальные отношения — это отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства в положении людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда присутствуют в экономических, равно как и политических и других общественных отношениях, но не исчерпывают их, не мешают их специфике,
соответствующей критериям, отделяющим каждую из этих областей общественной жизни от всех остальных
39
Г.В. Осипов социальные отношения рассматривает как «определенную устойчивую систему связей индивидов, сложившуюся в процессе их
38
Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
39
Руткевич М.Н. Указ. соч.