Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты.
Состояние социальной работы с различными категориями населения в решающей степени определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов.
Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека,
так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала,
на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Что входит в понятие дифференцированного подхода в социальной работе?
2. Что обеспечивает использование дифференцированного подхода в социальном обслуживании населения?
3. Какие требования предъявляются к индивидуальной социальной работе?
4. В чем заключается организационное обеспечение дифференцированного подхода в социальной работе?
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года. М., 1996.
2. Сорвина А.С. Социальная работа как феномен цивилизованного общества. М., 1994.
3. Социалънп-7руловая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.
4. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.
5. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. В 2
т. М., 1994. 6 . Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
198

Раздел
V
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
И
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 18. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26

§ 1. Понятие профессиональной деятельности
Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750 г. до н. э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т.д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности — социальная работа.
Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд,
бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением
Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник».
Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно-квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, в которой его обязанности расширены.
Прежде чем говорить о специфике социальной работы как формы практической деятельности, следует напомнить, что вообще понимается под деятельностью. В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение. Гегель употреблял это понятие по отношению к движению. В философии данный термин употребляется в качестве инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса.
Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида
199
деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой — учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л. П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека* всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов
55
В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности
(преобразовательная,
ценностно-ориентационная,
коммуникативная деятельность)
56
. Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект,
который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект,
на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.
По Б.Г. Ананьеву
57
, деятельность имеет многоуровневый характер: во- первых, целостная деятельность как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства, материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, деятельность как отдельный акт-действие,
включающий в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в- третьих, деятельность на уровне макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых,
деятельность на уровне микродвижений, из которых строятся макродвижения.
В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта социального общества, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида. Наряду с понятием деятельности в научной литературе часто используется понятие «поведение».
Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. Исходя из этого можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.
Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы.
Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника. К ним относятся: психологическая, педагогическая,
55
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М, 1978.
56
Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.,
1974.
57
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
200

организаторская, управленческая и другие виды деятельности. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.
Любая социальная активность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности — это гармонизация социальных отношений в обществе,
содействие индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д. Другим основанием могут служить социально-демографические или психологические особенности клиентов социальной работы — женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим — характер проблем,
встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).
Для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться,
включая различные уровни и сферы (от федерального до местного), условия ее осуществления: политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб, организации практической социальной работы.
В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они в конечном счете сводятся, к следующим:
работа с проблемой клиента;
работа с другими службами, учреждениями, организациями.
Эти две формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека,
инвалидность и т.п.), с другой — об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа.
Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами,
учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения,
быта и т.д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные,
общественные, благотворительные, частные и т.д.).
Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах:
а) служба социальной помощи населению, одной из целей которой
201

является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных,
студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких,
престарелых) и оказание им содействия в получении материальной,
медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки,
защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.;
б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно- воспитательных учреждений;
в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педиатрические кабинеты,
педагогические консультации и др.
Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:
а) служба социально-бытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким,
инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;
б) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма,
наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезаптации.
Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодотельства и содержащее следующие основные разделы:
общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования);
задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы);
основные направления деятельности;
технологии.
В настоящее время существуют более десяти типовых положений различных социальных служб, утвержденных Коллегией Министерства труда и социального развития; действуют также положения, подготовленные в отдельных регионах России. В каждом из них, в той или иной форме,
присутствуют эти основные четыре раздела.
202


Одни специалисты, рассматривающие социальную работу как деятельность, осуществляемую на уровне индивида, группы, общества,
склонны к формированию концепции, охватывающей все сферы и формы социальной помощи, поддержки, заботы о нуждах людей. Другие, признающие социальную работу деятельностью, направленной на социальную поддержку либо «групп риска», либо «слабых» слоев общества, находящихся в сложном положении (например, нетрудоспособных, семей с детьми, молодежи и т.д.),
как бы отождествляют концепции социальной помощи и социальные проекты
(программы) по осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи.
§ 2. Филантропический подход к социальной работе
Трудно переоценить роль социальной филантропии в поддержке нуждающихся. Впечатляют и масштабы этого движения в отдельных странах мира. Например, в США благотворительностью занимаются свыше 100 млн.
человек. Сумма добровольных пожертвований на различные благотворительные цели в стране ежегодно превышает 100 млрд. долл.
Благотворительность как социальный феномен характеризуется прежде всего целенаправленным вниманием к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими собственными силами хотя бы минимально соответствующие уровню цивилизованности общества условия существования, оказанием помощи людям в сохранении и организации своей жизнедеятельности, их материальной и духовной поддержкой.
В своем историческом развитии благотворительность приобретала различные формы — от милостыни к общественному призрению и далее к организованной государственной системе социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельности.
Милостыня — это подаяние нуждающимся в виде денег или иных материальных средств существования, одно из древнейших проявлений естественно-гуманистических качеств, присущих людям, впоследствии освященное церковью и сохранившееся до наших дней как выражение сострадания к убогим и нищим, независимо от отношения подающих милостыню к религиозным верованиям. В отличие от других форм благотворительности подаяние носит сугубо индивидуальный характер и не поддается организации. Оно определяется личностными свойствами индивида,
его субъективными ощущениями, вызванными встречей с просящим милостыню. Оказание ему посильной помощи и является целью подаяния.
Однако щедрые подаяния могут спровоцировать, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, развитие профессионального нищенства.
Общественное призрение — одна из цивилизованных, по сравнению с милостыней, форм благотворительности, осуществляемых государством,
церковью, обществом или частными лицами; она выражается прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. От своей первичной
203