Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
упомянутый выше Закон Калужской области «О статусе работника социальной службы Калужской области» (27 сентября 1996 г. № 538), где в разделе III
«Основы социально-правового положения работников социальной службы»
предусмотрены гарантии и льготы для работников социальной службы,
определен порядок оплаты их труда, предусмотрено повышение должностных окладов за звание «Заслуженный работник социальной защиты Российской
Федерации», а также другие (моральные) поощрения.
Социальные нормы и нормативы имеют прежде всего социально- экономическую природу, они играют важную роль в установлении объективных (оптимальных) норм затрат труда специалистов в учреждениях социального обслуживания населения. Сегодня нельзя сказать, что, например, в полустационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания на научной основе регламентированы затраты времени на предоставление различных видов социальных услуг, определены и закреплены в нормативно- правовых актах оптимальные нормативы времени в определенных условиях труда.
В сборнике нормативных актов Минсоцзащиты России «Организация социального обслуживания населения» (1993-1994) опубликованы примерные положения учреждений социального обслуживания семьи и детей с соответствующими приложениями — примерными штатными расписаниями.
Но при этом необходимо иметь в виду, что все примерные положения о центрах и штатные расписания являются ведомственными подзаконными актами,
утвержденными приказами министров. Несмотря на это они являются исходной нормативной базой, которая может уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов Федерации и особенностей социальных служб.
Новые задачи в области социальной работы, естественно, требуют и новых, нестандартных и оперативных правовых решений. Субъекты Федерации не могут долго ждать новых федеральных законов, которые так медленно принимаются Государственной Думой. Рамочный Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и принимать необходимые законы и подзаконные акты, регулирующие социальное обслуживание различных категорий населения, семьи, женщин и детей.
Вместе с тем диалектика устойчивости и изменчивости в развитии региональных социальных служб предполагает разработку и обновление на федеральном уровне нормативного обеспечения социальной политики в области социального обслуживания. Немалую помощь здесь может оказать зарубежный опыт
53
Представляет интерес законодательство в области социального обеспечения и социального обслуживания Великобритании, Дании, Польши,
Финляндии, ФРГ, Швеции, США и других стран Европы и Америки.
53
См.: Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М: Минсоцзащиты России, 1994.
188


Заслуживает внимания, изучения и адаптации к российской действительности шведский «Закон о поддержке и обслуживании граждан с отдельными функциональными недостатками» (1994). Зарубежное законодательство в сфере социального обеспечения и социального обслуживания содержит многовариантные подходы к нормативному управлению развитием социальной работы и социального обслуживания населения.
Не менее актуален вопрос об использовании федеральных законов и подзаконных актов для развития системы социального обслуживания в различных регионах Российской Федерации, их финансовое обеспечение.
Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.
Необходимо сосредоточить внимание на полной реализации следующих федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства
РФ:
Федеральные законы:
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
(1995);
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (1995);
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993);
Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации (1995);
О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов
(1995).
Указы Президента Российской Федерации:
О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (1992);
«Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года»
(Национальный план действий в интересах детей) (1995);
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995);
О мерах по социальной поддержке многодетных семей (1992);
Постановления Правительства Российской Федерации:
О плане действий по улучшению положения детей в Российской
Федерации на 1995-1997 годы (1996);
О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993);
О федеральной программе «Дети России» (1993);
О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года (1994).
Таким образом, для работников социальных служб и отдельных
189

специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле,
которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения
(клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что Вы понимаете под нормативным правовым обеспечением социальной работы?
2. Какие нормативные правовые акты по вопросам социального обслуживания различных категорий населения приняты в 90-е годы?
3. В чем состоит значение Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»?
4. Какое значение имеют стандарты и нормативы в регулировании социальной работы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года
(Национальный план действий в интересах детей): Сб. нормативных актов. М.,
1996.
2. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб.
нормативных актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.
3. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад 1995. М., 1996.
4. Сборник нормативных правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях Ч I II М., 1997.
5. Топчий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997; Топчий Л.В.
Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития.
М.: Институт социальной работы 1997.
6. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 1995.
190

Глава 17. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   26

§ 1. Дифференцированный подход в социальной работе
как метод обеспечения социальной защищенности
человека
Глубокий социально-политический кризис в современной России привел к серьезным негативным последствиям прежде всего в социальной сфере,
обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.
Поэтому особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной,
политической и духовной. Необходимо развивать систему социальной защиты
«с человеческим лицом», ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального положения каждого.
Сложность решения этой задачи во многом связана с процессами,
происходящими в социальной сфере. Известно, что развитие общества сопровождается накоплением в его социальной структуре таких изменений,
которые в итоге приводят к качественным сдвигам, появлению новых социальных общностей, к изменению или замене прежних. В результате этого социальная структура становится все более многообразной. Это, как правило,
обеспечивает обществу гибкость, устойчивость и возможность дальнейшего развития. В современном российском обществе политика имущественной дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Отсутствует механизм гармонизации интересов членов общества, различающихся по уровню и качеству жизни. Более того, есть основания полагать, что имущественная дифференциация сформировала такой уровень
«несовместимости интересов» в разных слоях общества, при котором возможны острые социальные конфликты. Особенно в тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды,

пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди.
Характерной чертой современного российского общества является
191
разрастание маргинальных слоев и групп, к которым принадлежат, например,
лица без определенного места жительства, не имеющие работы и перебивающиеся случайными заработками. Понятно, что люди стали бездомными бродягами в силу потери жилья, работы, невозможности получения образования. Численность маргинальных групп во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. В связи с этим возрастает необходимость учета в социальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего социально уязвимых, их потребностей, интересов, обеспечение установленных законом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средств перераспределения национального дохода, памятуя о том, что в развитых странах мира уровень социальной защищенности относят к общецивилизационным достижениям.
Социальная работа, как известно, направлена прежде всего на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека или группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В
этой связи исключительную актуальность приобретает индивидуальная социальная работа, которая определяется как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу»
54
Решение этой задачи возможно с помощью метода дифференцированного подхода, предполагающего всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов,
владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта. Дифференцированный подход требует знания теоретических выводов,
достижений науки и передовой практики, законов и нормативно- правовых документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа и оценки объекта, окружающего его социума создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются адекватные средства,
соответствующие формы и методы социальной работы. Этот метод применяется в работе как с отдельной личностью, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств,
сложившихся традиций. Например, пожилые люди принадлежат к наиболее социально незащищенной категории населения. Это довольно разнородная социальная категория. В ее составе — около 95% инвалиды труда,
подавляющее большинство которых пенсионеры по старости. Естественно,
социальная работа должна быть прежде всего ориентирована на потребности,
запросы и интересы этой категории пожилых людей. Они не могут удовлетворительно реализовать свои не только социальные потребности,
выражающие приспособление человека к обществу, к социальной группе,
нужду в привязанности, расположении, любви, но и первичные, жизненные,
54
Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ. М., 1993. Т. I. С. 390.
192