ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль в интересах трудящихся стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства.
Важнейшей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии и социологии признается построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.
Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную, или «клиническую», социальную работу, как ее называли раньше, и структурную социальную работу, или работу,
ориентированную на социальное окружение клиента.
Джозефин Шо Лоуэлл (1843—1905) была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. Будучи социал-дарвинисткой по своим взглядам,
она считала, что причины бедности кроются в характере самих бедных людей.
В связи с этим Лоуэлл занималась исследованием характера бедных людей.
Много сил она отдала административной работе, изучала положение женщин,
принимала участие в женском движении, движении «сеттельмента», которое она подробно описала.
Мери Ричмонд (1861—1928) занималась социальной работой с 1889 г.
первоначально в благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою книгу, ставшую впоследствии знаменитой: «Что такое социальная терапия». Ее часто называли «матерью социальной терапии»;
разработанному ею методу социальной работы была суждена долгая жизнь.
Джейн Адамс
(1860—1935) скептически относилась к благотворительности. Адаме символизировала «новую современную женщину». Ее работа в рамках движения «сеттельмента» была высоко оценена,
и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.
Берта Рейнолдс (1883—1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, где было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество. Рейнолдс увлекалась марксизмом, подвергла сомнению существующую экономическую структуру общества. Она считала, что социальный работник — это своего рода инструмент для социального контроля, он должен сохранять статус-кво.
Рейнолдс относилась к поколению социальных работников, получивших специальную социальную подготовку. Она профессионально занималась психоанализом, в своей деятельности пыталась объединить теорию и практику.
Особое место в развитии теории социальной работы занимает концепция welfare state, или «государства всеобщего благополучия» (так это понятие чаще всего переводится в отечественных изданиях). После Второй мировой войны концепция welfare state была положена в основу организации социальной
17
Важнейшей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии и социологии признается построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.
Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную, или «клиническую», социальную работу, как ее называли раньше, и структурную социальную работу, или работу,
ориентированную на социальное окружение клиента.
Джозефин Шо Лоуэлл (1843—1905) была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. Будучи социал-дарвинисткой по своим взглядам,
она считала, что причины бедности кроются в характере самих бедных людей.
В связи с этим Лоуэлл занималась исследованием характера бедных людей.
Много сил она отдала административной работе, изучала положение женщин,
принимала участие в женском движении, движении «сеттельмента», которое она подробно описала.
Мери Ричмонд (1861—1928) занималась социальной работой с 1889 г.
первоначально в благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою книгу, ставшую впоследствии знаменитой: «Что такое социальная терапия». Ее часто называли «матерью социальной терапии»;
разработанному ею методу социальной работы была суждена долгая жизнь.
Джейн Адамс
(1860—1935) скептически относилась к благотворительности. Адаме символизировала «новую современную женщину». Ее работа в рамках движения «сеттельмента» была высоко оценена,
и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.
Берта Рейнолдс (1883—1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, где было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество. Рейнолдс увлекалась марксизмом, подвергла сомнению существующую экономическую структуру общества. Она считала, что социальный работник — это своего рода инструмент для социального контроля, он должен сохранять статус-кво.
Рейнолдс относилась к поколению социальных работников, получивших специальную социальную подготовку. Она профессионально занималась психоанализом, в своей деятельности пыталась объединить теорию и практику.
Особое место в развитии теории социальной работы занимает концепция welfare state, или «государства всеобщего благополучия» (так это понятие чаще всего переводится в отечественных изданиях). После Второй мировой войны концепция welfare state была положена в основу организации социальной
17
работы. Ее суть вкратце заключается в том, что государство обеспечивает всем своим гражданам социальный минимум средств и ресурсов для удовлетворения потребностей, а также создает возможности для развития личности. Эти идеи получили огромную популярность в послевоенной Европе, однако практика их воплощения серьезно различается в разных странах.
Одна из ведущих концепций социальной работы в США сегодня связана с экологическими перспективами развития общества. В связи с этим основными проблемами, которые включаются в исследовательскую сферу социальной работы, являются: функции социальной работы как профессиональной деятельности; социальное благосостояние (welfare) как институт; описание эволюции социальной работы и социального благосостояния (благополучия) в западном обществе; анализ природы сервисных систем в социальной работе и социальном благосостоянии.
Конечно, подробно рассказать или даже вкратце упомянуть всех, кто внес свой вклад в становление и развитие социальной помощи, социальной работы,
просто невозможно. Этот небольшой экскурс в историю исследования социальных проблем позволяет понять эволюцию форм помощи и взглядов на социальную работу как общественный феномен и деятельность.
В начале 90-х годов социальная работа в России стала рассматриваться государством, различными группами общественности, исследователями в области социальной сферы и как объективно необходимое явление, практика социальной жизни, и как учебная, образовательная дисциплина, и как вполне определенная теория. Существенно возросло значение теоретико- методологической работы, освоение того научного богатства, которым сегодня обладает человечество.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем специфика социального развития России и как она повлияла на становление социальной науки и практики?
2. Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в России?
3. Каковы основные идеи организации государственной системы общественного призрения и в чем ее историческое значение?
4. Какова роль зарубежных ученых в становлении теории социальной работы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология социальной работы. В 3 т. /Сост. М.В. Фирсов. М, 1994-
1996.
2. Бердяев НА. О назначении человека. М., 1993.
3. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900.
4. Сорокин П.Н. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
5. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.
6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М, 1995.
18
Одна из ведущих концепций социальной работы в США сегодня связана с экологическими перспективами развития общества. В связи с этим основными проблемами, которые включаются в исследовательскую сферу социальной работы, являются: функции социальной работы как профессиональной деятельности; социальное благосостояние (welfare) как институт; описание эволюции социальной работы и социального благосостояния (благополучия) в западном обществе; анализ природы сервисных систем в социальной работе и социальном благосостоянии.
Конечно, подробно рассказать или даже вкратце упомянуть всех, кто внес свой вклад в становление и развитие социальной помощи, социальной работы,
просто невозможно. Этот небольшой экскурс в историю исследования социальных проблем позволяет понять эволюцию форм помощи и взглядов на социальную работу как общественный феномен и деятельность.
В начале 90-х годов социальная работа в России стала рассматриваться государством, различными группами общественности, исследователями в области социальной сферы и как объективно необходимое явление, практика социальной жизни, и как учебная, образовательная дисциплина, и как вполне определенная теория. Существенно возросло значение теоретико- методологической работы, освоение того научного богатства, которым сегодня обладает человечество.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем специфика социального развития России и как она повлияла на становление социальной науки и практики?
2. Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в России?
3. Каковы основные идеи организации государственной системы общественного призрения и в чем ее историческое значение?
4. Какова роль зарубежных ученых в становлении теории социальной работы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология социальной работы. В 3 т. /Сост. М.В. Фирсов. М, 1994-
1996.
2. Бердяев НА. О назначении человека. М., 1993.
3. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900.
4. Сорокин П.Н. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
5. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.
6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М, 1995.
18
Глава 2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОБЪЕКТ
И ПРЕДМЕТ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
§ 1. Сущность социальной работы как принципиально
нового вида социальной помощи
Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности,
направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях.
Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соединиться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выработали различные формы поддержки слабых.
Подобная деятельность основывалась на морально-религиозных воззрениях и осуществлялась теми способами, которые были доступны людям в каждое конкретное время. На смену «раздаточно-дележным отношениям»
первобытного общества пришли милостыня, благотворительность
(конфессиональная, государственная, индивидуальная), общинно-традиционное и государственно-регламентированное призрение слабых, увечных и нищих.
Принципы этой помощи были достаточно определенны. Содействие оказывалось «своим» (по религиозным убеждениям, национальности,
сословию, корпорации), но не чужим. В отдельных случаях насильственно- жестокие способы регулирования судьбы бедняков: депортация, наказание кнутом, виселица (некоторые варианты законодательства о бедных получили в истории титул «кровавых»). Связь между дающим и берущим рассматривалась как органическая, отношения строились не на базе закона, а на базе обычая,
традиции. Те, кому оказывалась помощь, находились в позиции слабых,
ущербных, зависимых. Они должны были принимать даяния и испытывать благодарность к дающим. Важно указать также на произвольность и волюнтаризм в этой сфере: раздающие милостыню, организующие благотворительность действовали исключительно по собственному выбору в определении того, кому следует оказать помощь, чьими нуждами пренебречь.
Появление и укрепление социальной работы связаны с целым рядом процессов, обусловленных постепенным изживанием черт традиционности в обществе. Это секулярная эмансипация идеологии, общественной психологии,
образования, призрения — всех сторон жизнедеятельности. Религия не исчезла,
но перестала быть всеобъемлющей; она заняла свое, определенное место среди других социальных институтов. Это революция индивидуальности: если человек традиционного общества был корпоративным, т.е. имел значение,
возможность функционирования и возможность получения какой-либо помощи только в силу (и по мере) своей принадлежности к определенной городской или сельской общине, церковному приходу, ремесленному цеху, то теперь он
«отлепляется» от этой общности, он становится индивидом, он имеет значение не в силу того, что является частью какого-то целого, а сам по себе. Это ощущение может быть трагичным — «трагический гуманизм» Шекспира в
19
значительной степени основан на том, что люди видят «время, вывихнутое из суставов», разрыв связей и остро переживают голод, холод и неприютность
«бедного Тома» — голого человека на голой земле. С другой стороны, человек научился гордиться тем, что он «сам», что своей значимостью он обязан не знаменитым предкам, не высокому титулу, а только своим заслугам.
Веками пропагандировавшиеся представления о греховности земных радостей были отвергнуты. Переход от традиционного к "модернизированному обществу положил начало процессу, одно из наиболее ярких проявлений которого в XX в., — феномен «психологической революции», утвердившей право индивидов -- мужчин, женщин и детей — на счастье и развитие.
Прежде вся идеология социальной помощи была построена на концепции льгот и привилегий. Понятие льготы исходит из представления о том, что все люди несут на себе некий груз обязанностей, и только некоторым из них это бремя облегчается (слово «льгота» происходит от старинного «легота» —
облегчение). Понятие привилегии исходит из представления о том, что все люди бесправны и ничтожны и лишь некоторым из них даруются некоторые преимущества. И в первом, и во втором случае исключения из общего состояния абсолютно волюнтаристичны, они не оправдываются никаким естественным законом, а только людским произволом.
В течение XIX—XX вв. получают всеобщее распространение гуманистические, демократические, эгалитарные представления: от рождения ни у кого нет никаких привилегий. Эта революционная мысль была выражена еще в XVIII в. в знаменитой декларации: «Все люди рождаются равными перед
Богом и наделенными одинаковыми правами». Века борьбы против всеобщего бесправия и привилегий для избранных, потребовавшие огромных усилий и немалых жертв, привели не только к утверждению понимания человеческих прав, но и к законодательному признанию их в тексте основополагающих документов наиболее авторитетных международных организаций. Они зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (1948),
Международном пакте о гражданских и политических правах человека и
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах
(1966, вступили в силу для России в 1976).
В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом ООН,
признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, причем государства —
члены ООН обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, а каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых мировым сообществом.
Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как
законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей,
20
«бедного Тома» — голого человека на голой земле. С другой стороны, человек научился гордиться тем, что он «сам», что своей значимостью он обязан не знаменитым предкам, не высокому титулу, а только своим заслугам.
Веками пропагандировавшиеся представления о греховности земных радостей были отвергнуты. Переход от традиционного к "модернизированному обществу положил начало процессу, одно из наиболее ярких проявлений которого в XX в., — феномен «психологической революции», утвердившей право индивидов -- мужчин, женщин и детей — на счастье и развитие.
Прежде вся идеология социальной помощи была построена на концепции льгот и привилегий. Понятие льготы исходит из представления о том, что все люди несут на себе некий груз обязанностей, и только некоторым из них это бремя облегчается (слово «льгота» происходит от старинного «легота» —
облегчение). Понятие привилегии исходит из представления о том, что все люди бесправны и ничтожны и лишь некоторым из них даруются некоторые преимущества. И в первом, и во втором случае исключения из общего состояния абсолютно волюнтаристичны, они не оправдываются никаким естественным законом, а только людским произволом.
В течение XIX—XX вв. получают всеобщее распространение гуманистические, демократические, эгалитарные представления: от рождения ни у кого нет никаких привилегий. Эта революционная мысль была выражена еще в XVIII в. в знаменитой декларации: «Все люди рождаются равными перед
Богом и наделенными одинаковыми правами». Века борьбы против всеобщего бесправия и привилегий для избранных, потребовавшие огромных усилий и немалых жертв, привели не только к утверждению понимания человеческих прав, но и к законодательному признанию их в тексте основополагающих документов наиболее авторитетных международных организаций. Они зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (1948),
Международном пакте о гражданских и политических правах человека и
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах
(1966, вступили в силу для России в 1976).
В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом ООН,
признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, причем государства —
члены ООН обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, а каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых мировым сообществом.
Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как
законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей,
20