Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить
со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться
насильственного разрушения своего благосостояния.
10
Закрепленное в основных документах понимание прав человека подразумевает следующее.
Права человека всеобщи. Они должны осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Все люди наделяются равным объемом и перечнем таких прав.
Права человека прирождены. Индивиды получают их не в результате удачного происхождения, религиозных, национальных или материальных преимуществ, а в силу того факта, что они появились на свет в том обществе и государстве, которые признают такие права в качестве основополагающих.
Права человека неотъемлемы. Никто и никаким образом не должен ущемлять права людей в экономической, социальной и культурной областях.
Никто не может отнять у индивида такие права, и ни у кого они не могут быть отняты.
Права человека целостны. Ущемление одного какого-либо права или пренебрежение им может привести к нарушению возможности пользоваться другими правами или даже всем комплексом прав человека. Например,
ущемление права на «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» может блокировать возможность реализации каждого из остальных прав.
Совокупность основных экономических, социальных и культурных прав включает в себя:
право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается; это ^также справедливая зарплата и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;
право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся удовлетворительное существование для них и их семей, а также условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени; оплачиваемый отпуск;
право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование;
семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться, по возможности, самая широкая охрана и помощь;
особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов;
10
Права человека // Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
21

особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации; дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации;
применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону;
право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни;
право каждого человека на свободу от голода;
право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; это включает, помимо прочего, создание условий,
которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни;
право каждого человека на образование, направленное на полное развитие человеческой личности и укрепляющее уважение к правам человека и основным свободам; высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого; необходимо уважать свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только государственные, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством;
право на участие в культурной жизни;
право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения;
уважение свободы, безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности.
В ряде других документов также зафиксировано признание права человека на жилище и утверждение его неприкосновенности.
Если суммировать перечень настоящих прав, можно сделать вывод, что вся их совокупность обеспечивает способности индивидов к социальному функционированию, к тому, чтобы жить полноценной жизнью в обществе,
иметь возможности развития и самореализации. Однако всеобщее признание этих прав или закрепление их в нормах национального законодательства еще не гарантирует реальной возможности пользования ими для каждого индивида.
Так, например, в России имеется довольно современная законодательная база в области образования (федеральные законы 1996 г. «Об образовании», «О
высшем и послевузовском образовании» и т.д.). Тем не менее ежегодно сотни тысяч детей и подростков, юношей и девушек оказываются ущемленными в этом праве, вынуждены покидать учебные заведения, не получив даже минимального среднего образования, что обусловлено множеством причин. Во- первых, невнятность юридических формулировок создает так называемые дыры в законодательстве, что позволяет недобросовестным лицам произвольно трактовать его положения и вытеснять за стены школы подростков без необходимого образовательного уровня, без возможности получить полноценную профессиональную подготовку, без малейшего шанса найти себе
22

достойную работу. Далеко не все родители знают законодательство и умеют пользоваться им. Во-вторых, экономические трудности семей и домашние конфликты, асоциальное поведение родителей вынуждают многих детей и подростков бросать учебу, чтобы добывать себе пропитание.
Школьная успеваемость детей серьезно зависит от социокультурного и имущественного статуса родителей, от их возможности или невозможности уделять внимание детям, от того, наконец, где проживает данная семья.
Естественно, в большом городе у семьи гораздо больше возможностей обеспечить развитие детей, чем в отдаленном поселке. Наконец, уровень физического и психического здоровья детей и родителей прямым образом влияет на доступность образовательных ресурсов: известно, что детям- инвалидам, даже обладающим значительным интеллектуальным потенциалом,
гораздо труднее получить высококачественное среднее образование и претендовать затем на получение высшего, чем здоровым детям.
Во всех перечисленных случаях (и множестве неназванных) детям и их родителям необходимо содействие квалифицированных помощников, для того чтобы пользоваться закрепленными в законодательстве правами. Социальная работа как раз и является тем социальным механизмом, который должен переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые.
Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации,
помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смысл
социальной работы. это деятельность по оказанию помощи индивидам,
семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических,
психических, интеллектуальных, социальных и
иных недостатков,
препятствующих полноценному социальному функционированию.
Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой,
однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.
Содержание социальной работы можно определить как специфический
вид профессиональной деятельности, оказание государственного и
негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного,
социального и материального уровня его жизни, предоставление
индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц
11
.
Социальная работа — универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса,
национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.
11
Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
23


Единственный критерий в этом вопросе — потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей,
которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.
В отличие от других форм социального содействия социальная работа —
двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.
Активность клиента исходит из принципа его суверенности. Человек,
семья или группа, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вправе искать помощи и принимать ее. Но они также вправе не принимать предлагаемую им помощь. Они могут выбирать из имеющихся вариантов тот вид содействия,
который они признают наиболее приемлемым для себя, хотя, возможно,
социальный работник сочтет, что им более подошел бы другой вид помощи.
Кроме того, вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно только с их согласия, за исключением случаев, определяемых законом, когда необходимо защитить лиц, находящихся в опасности, например подвергаемых жестокому или пренебрежительному обращению детей.
Никто и ни в какой ситуации не может быть оставлен без поддержки под тем предлогом, что он уже отвергал предложения о содействии, что ему уже помогали и это оказалось бесполезным. Этика социальной работы требует от сотрудников избегать «заклеймения» клиента, навешивания на него ярлыков
«безнадежный», «неисправимый» и т.д.
Если проанализировать терминологию статей, книг и выступлений по оказанию социальной помощи, то можно заметить, что первоначально наряду с социальной работой там упоминались преимущественно такие понятия, как
«социальное обеспечение», «социальная защита», относящиеся к тому же социальному полю, но имеющие иное логическое основание. Постепенно появился и занял значительное место термин «социальное обслуживание»,
который лежит в одной логической плоскости с понятием «социальная работа»,
но отличается по содержанию.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность
социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и
материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (Федеральный закон
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
№ 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г.). С одной стороны, утверждение этого термина,
ознаменовавшего уже более глубокую степень понимания сути проблем,
означает, во-первых, соответствующий гражданскому обществу подход, при
24

котором вся деятельность индивидов в социуме рассматривается как обмен услугами или товарами. С другой стороны, такой подход повышает субъективную роль клиента социальной работы: он не только суверенен в своем принятии или непринятии социальной работы, но для того чтобы воспользоваться социальной услугой, он должен осознать ее наличие и оценить свою потребность в ней.
В то же время очевидно, что содержание понятий «социальная работа» и
«социальное обслуживание» частично совпадает, но считать их различными названиями для одного и того же вида деятельности нет оснований. Социальная работа включает в себя социальное обслуживание, но не исчерпывается им.
Объем понятия «социальное обслуживание» относится прежде всего к тем разделам социальной работы, которые обеспечивают выживание индивидов,
семей и групп в трудных и чрезвычайных жизненных ситуациях; осуществляют поддержку в кризисных обстоятельствах и по возможности вывод из кризиса.
Осуществление всей полноты социальных прав клиентов не является непосредственной целью этого вида социальной деятельности, хотя,
несомненно, выступает в большей или меньшей степени ее результатом. Точно так же реализация права на счастье и саморазвитие, на полноценное и всестороннее социальное функционирование, что относится к сущности социальной работы, лишь отчасти входит в предназначение социального обслуживания.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26