Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих
отношение к разрешению данной проблемы.
Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы,
тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник.
Цель его деятельности - улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы помочь индивидам найти новое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально- психологическую поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно. Более того, члены добровольной ассоциации
«Жёны алкоголиков», признавая, что не в силах избавить своих мужей от пагубной алкогольной зависимости, считают целью своего участия в работе объединения научиться быть счастливыми в условиях пьянства супруга.
Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом,
позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно,
неадекватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явлений,
начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который,
конечно, на сегодняшний день недоступен. Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины,
которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации ни излечение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что входит в понятие «социальные права человека»?
2. В чем сущность социальной работы как нового вида социальной деятельности?
3. В чем смысл термина «клиент социальной работы»?
4. Что входит в понятие «объект социальной работы»?
5. Каков предмет социальной работы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1995.
2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической деятельности / Пер. со швед. М., 1992.
31


3. Панов A.M. Социальная работа как паука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
4. Тезаурус социальной работы. М., 1995.
5. Теория и методика социальной работы. В 2 т. М., 1994.
6. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.
7. Словарь-справочник но социальной работе. М., 1997.
32

Глава 3. КАТЕГОРИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

§ 1. Категории и закономерности теории социальной
работы
Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки — совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления,
изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности исследовательских процедур абстрагирования, идеализации, обобщения,
сравнения и других логических операций. Понятийный аппарат образует структуру теории социальной работы, включая определение ее сущности,
объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект;
понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.
Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами в социальной работе. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не исключение, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.
Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия,
отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют первичными. Во-вторых, понятия,
образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними. Они составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям.
Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук достаточно сложен, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими,
весьма изменчивы, многообразны, их аспекты тесно переплетены друг с другом, они по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями, полипарадигмальность теории социальной работы.

Поэтому в целях упорядочения их многообразия можно говорить о следующих группах понятий и категорий социальной работы:
33
категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например,
«социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация»,
«личность» и т.д.;
категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу,
но используемые также другими отраслями знания, например,
«психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт»
и др.;
категории, являющиеся собственно категориями социальной работы,
такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.
Помимо этой дифференциации по уровню обобщения понятий категории социальной работы должны быть проанализированы также по их содержанию.
В этом смысле в первую группу должны быть выделены понятия, отражающие специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики. Например, понятийный аппарат социальной работы в учреждениях образования будет частично отличаться от системы терминов и категорий,
описывающих социальную работу в медицинских учреждениях. Имеются также свои особенности в социальной работе с такими категориями клиентов, как лица с ограниченными возможностями, люди пожилого возраста, беженцы,
семьи и дети группы риска. Можно выделить также социальную работу в особых ситуациях, например в зонах экологического бедствия, военных конфликтов и т.д.
Вторую группу составляют понятия, отражающие различные аспекты организации профессиональной и добровольческой социальной работы,
технологический подход к оказанию социальной помощи. Среди таких понятий
— менеджмент социальной работы, экономика социальных служб,
психосоциальные методы и т.д. Несомненно, по мере развертывания эмпирических исследований социальной работы, углубления и уточнения ее теоретических знаний система категорий социальной работы будет обогащаться.
Важнейшим структурным элементом социальной работы, как любой другой отрасли социального знания, являются ее закономерности.
Результативность и эффективность решения задач социальной защиты населения во многом определяются оптимальным уровнем строения и функционирования учреждений социального обслуживания, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов взаимодействия с клиентами, учетом в практике работы с людьми непосредственных и опосредованных связей и взаимовлияний потребностей и интересов, настроений и мотивов поведения индивидов в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной
34

ситуации клиента.
Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, устойчивых связей, от познания которых зависит результативность социальной работы, — важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков сферы социального обслуживания в частности.
Следует заметить, что закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксации от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Здесь дело даже не в неполноте наших знаний, которые в каждый данный момент не до конца вскрывают сущность тех или иных явлений. Особенность реальной практики социальной работы заключается в том, что закономерности в ней проявляются в комплексе, в переплетении различных сторон и элементов,
каждая из них не может проявлять себя изолированно от других. И лишь в теории наше мышление благодаря способности мысленного абстрагирования от несущественных на данный момент сторон, логического вычленения анализируемого отношения позволяет исследовать и сформулировать закономерность в «чистом» виде. Вот почему, когда речь идет о закономерностях теории социальной работы, то они чаще всего представлены идеальным усредненным отражением тенденций становления и функционирования системы социальной помощи населению.
Закономерности социальной работы как логические формы отражения действительности недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления,
использования операций анализа и синтеза над проявлениями выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.
Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы,
необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичных наблюдений — все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. По мере развития познания реальных социальных процессов, совершенствования исследовательских процедур и углубления их теоретического анализа трансформируется и система закономерностей социальной работы,
приближаясь к все более точному отражению объективной реальности.
В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь
социальной политики государства и содержания социальной работы в
обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и
уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития. В частности,
определенное изменение приоритетов социального обслуживания, которое
35