Файл: Учет материальнопроизводственных запасов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для списания материалов необходимо выполнить следующие действия: создать комиссию по списанию материальных ценностей; осмотреть ценности и составить акт на списание; определить возможность использования списываемых ценностей; подписать составленный акт (это делают члены комиссии); утвердить акт (это делает руководитель); осуществить бухгалтерское оформление операции списания; произвести расчет удержания с виновных лиц; ознакомить работника с размером ущерба и порядком его удержания. Основным документом, которым оформляется выбытие материалов, является акт.

Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании приказа на отпуск материалов, товарно-транспортных накладных или накладных на отпуск материалов на сторону.


  1. Инвентаризация материально-производственных запасов


Одним из наиболее важных разделов учетной политики организации является порядок проведения инвентаризации и определения принципов инвентаризационного процесса.

«Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка»5.

Обобщая определение инвентаризации, следует отметить, что инвентаризация – это один из основных элементов системы внутреннего фактического контроля, с помощью которого осуществляются выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформление ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.

Основными целями инвентаризации материально-производственных запасов являются:

1. выявление фактического наличия материально-производственных запасов на складах организации и у материально ответственных лиц;

2. сопоставление фактического наличия материально-производственных запасов с данными бухгалтерского учета;

3. проверка полноты отражения в учете материально-производственных запасов.

Порядок и сроки проведения инвентаризации материально-производственных запасов (количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения) определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.


Проведение инвентаризации материально-производственных запасов обязательно:

  1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  3. при смене материально ответственных лиц;

  4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  6. при реорганизации или ликвидации организации;

  7. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Для этого издается приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22)6. В состав инвентаризационной комиссии могут включаться представители администрации организации, работники бухгалтерской службы и другие специалисты. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания недействительными результатов инвентаризации.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить все имеющиеся до начала инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием даты до инвентаризации, что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Особенно важно соблюдение этого правила в том случае, когда инвентаризация проводится не на 1-е число месяца.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.



Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (на пример, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Одновременно с инвентаризацией собственных материально-производственных запасов проверяются материально-производственные запасы, находящиеся на ответственном хранении. По указанным материально-производственным запасам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение.

Необходимо отметить серьезность такого мероприятия, как инвентаризация, с точки зрения обеспечения выполнения важнейшей задачи бухгалтерского учета – формирование достоверной информации.

«Для отражения данных инвентаризации материально-производственных запасов применяется инвентаризационная опись материально-производственных запасов (форма № ИНВ-3), которая составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность материально-производственных запасов.»7 Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица. Складские операции в этот период не производятся, заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

Согласно п. 2.7. Методических указаний по инвентаризации фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

В ходе инвентаризации не только пересчитывается количество и общая стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценностей, но и проверяется правильность их оценки, то есть обоснованность определения стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете. Соответственно вместе с результатами инвентаризации организация получает возможность уточнить балансовую стоимость материалов. Однако при этом следует иметь в виду, что уточнение стоимости какого либо инвентарного объекта по результатам инвентаризации возможно только в том случае, если была допущена ошибка при определении их стоимости.


«Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».8 В ней указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делают отметку за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии.

Для отражения результатов инвентаризации материально-производственных запасов, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета и данных инвентаризационных описей (излишки, недостачи), составляется сличительная ведомость (форма № ИНВ-19). Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один их которых храниться в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

Товарно-материальные ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с увеличением внереализационных расходов по фактической себестоимости и отражаются по Дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

Недостача ценностей списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей. По Дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» отражаются: фактическая себестоимость недостающих или полностью испорченных материальных ценностей; суммы определившихся потерь по частично испорченным ценностям.


По решению руководителя организации сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостача сверх норм естественной убыли относится на материально ответственных лиц:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – в сумме фактической стоимости;

Кредит 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» – в сумме превышения розничной цены над фактической.

Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации:

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 10 «Материалы».

Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации отражаются в годовом бухгалтерском отчете.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000г. № 166-ФЗ).

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.

  5. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. № 119н. (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 № 33).

  6. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

  7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина РФ от 26.12.02 г. № 135н.

  8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

  9. Андросов А. М. "Бухгалтерский учет и отчетность в России": практическое руководство с документами и комментариями. - М.: АО "Менатеп - Информ", 2008.

  10. Анциферов И.В. Бухгалтерский финансовый учет. М., 2086.

  11. Бухгалтерский учет. Учебник. /Под ред. Безруких Р.О. - М., 2009.

  12. Воронкова А.А. Типичные ошибки при учете материалов. М., 2008.

  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 640 с.- (серия «Высшее образование»)

  14. Рогуленко Т.М., Харьков В.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352с.:ил.

  15. Материально-производственные запасы: бухгалтерский и налоговый учет/ Под ред. Г.Ю. Касьяновой (4-е изд., перераб. и доп.). – М.: ИД «Аргумент», 2008. – 296 с.