Файл: Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. 122) примерная.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

220
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
При изучении курса важно использование личностно-ориентированных приемов обучения, ориентация на эмоциональную реакцию обучающихся, вовлечение их в решение проблемных ситуаций. Для обучающихся с ТНР принципиально важным является включение речи на всех этапах учебной деятельности.
Реализация междисциплинарных связей с предметами «Русский язык»,
«Литература», «История», «Изобразительная деятельность», «Музыка»,
«Развитие речи» обеспечивает:
– тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
– воздействие на все компоненты речи при устранении её системного недоразвития в процессе освоения содержания предмета (ОДНКНР);
– реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
Учебный предмет «Основы нравственной культуры народов России»
(ОДНКНР) является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Курс ориентирован на развитие общей культуры обучающегося, формирование у него гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитание уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
К началу изучения курса обучающиеся владеют пропедевтическими, полученными на уровне начального общего образования представлениями о Родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения. Обучающиеся с ТНР имеют сформированную обиходно-бытовую речь, опыт учебной и внеучебной коммуникации, речевые нарушения у них часто носят парциальный характер. Изучение курса ОДНКНР направлено на содействие социализации обучающихся с ТНР.
Коррекционная направленность учебного предмета обеспечивается через специально организованную работу с текстами, а именно:
 предлагаемый к изучению материал соотносится с личным опытом обучающихся, понятными им жизненными ситуациями;
 проводится пропедевтическая (до чтения текста) работа по семантизации слов, включенных в изучаемые тексты и потенциально сложные для осмысления учащимися с ТНР (понятийный словарь, многозначная лексика, фразеологизмы и устойчивые сочетания и др.), установлению


221
синонимических и антонимических отношений, связей внутри лексико- тематических групп, дифференциации значений омонимов и паронимов;
 используются разнообразные приемы аудирования и чтения текстов, обеспечивается смена видов работы с текстом;
 осуществляется адаптация (преобразование, дробление) сложных синтаксических конструкций (предложения с разными типами связи, с нескольким придаточными, с группами однородных членов, с причастными и деепричастными оборотами и др.);
 при необходимости сокращается объем текста или он дробится на смысловые части;
 при необходимости осуществляется линейное переструктурирование материала, выделение временной последовательности, причинно-следственных связей;
 обеспечивается выделение в тексте семантически значимых, ключевых компонентов, облегчающих навигацию в текстовом материале, выделение этапных предложений, позволяющих составить минимальный и достаточный план описания исторического явления, события, особенностей эпохи и т.д.,
 задаются алгоритмы описания явлений культуры и других видов развёрнутых устных и письменных ответов;
 определяется алгоритм поиска необходимой текстовой информации и представления полученных данных (в том числе в сети Интернет);
 используются средства наглядного моделирования текстового материала (схемы, таблицы, изображения, видеофрагменты и др.);
 обсуждение текстового материала включает вопросы и задания, направленные на обеспечение целостного и завершённого представления о рассматриваемом явлении, событии, процессе;
 специально организуется обсуждение материала при наличии параллелей с материалом уроков литературы, истории (обсуждение семейных отношений, действий фольклорных, литературных и исторических персонажей и др.);
 целенаправленная пропедевтическая работа проводится на уроках развития речи.
На каждом уроке обязательно отводится время на повторение пройденного и проведение физкультминутки.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   34

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТА
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОСИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Соответствуют ПООП ООО
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка результатов достижений обучающихся по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса,

222
в форме индивидуальных и коллективных творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе.
При планировании предполагаемых результатов и оценке знаний, умений и навыков по ОДНКНР, необходимо определять уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из структуры нарушения речи, индивидуальных особенностей развития, состояния эмоционально-волевой сфер и др.
Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку ответа, использование дополнительных стимулирующих приемов (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).
Оценка не снижается за грамматические и дисграфические ошибки, допущенные в письменной части работы. При оценке работ обучающихся, страдающих расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность оформления.
2.1.14. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Соответствует ПООП ООО
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Помимо целей и задач, указанных в ПООП ООО выделяются специфические коррекционные задачи:
 коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; умения находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие;
 коррекция недостатков в развитии мелкой моторики;
 развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков;
 усвоение понятийного ряда, на основе которого достигается овладение изобразительной грамотой.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализуется за счет обязательной части учебного плана.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования в объёме 102 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве инвариантных. Каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.


223
Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы. Однако при определённых педагогических условиях и установках порядок изучения модулей может быть изменён, а также возможно некоторое перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества учебных часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
Соответствует ПООП ООО
Межпредметные связи учебного предмета «Изобразительное искусство» с учебными предметами «Русский язык», «Литература»,
«Биология», «География», «Музыка» обеспечивают обогащение и уточнение эмотивной лексики, развитие рефлексии, передаваемых чувств, отношений к природе, культурным традициям различных народов и стран, их музыке, былинам, сказкам, человеческим взаимоотношениям; формирование представлений о роли изобразительного искусства в организации материального окружения человека.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей обучающегося.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно- творческую деятельность (ученик – художник), что позволяет показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения обучающегося с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы),


224
технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Программой предусмотрены следующие виды рисования: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование. При обучении этим видам изобразительной практической деятельности решаются как учебные, так и коррекционные задачи.
Рисование с натуры способствует формированию у обучающихся умения внимательно рассматривать предметы, анализировать их форму, пропорции и конструкцию, определять соотношения между объектами изображения и т.д. В процессе рисования с натуры развиваются зрительное восприятие, внимание обучающихся, их воображение и творческое мышление.
Рисунки
на темы выполняются по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивных особенностей объекта, пространственного положения, освещенности, цвета предметов, а также формируется умение выполнять рисунок выразительно. Необходимо поощрять самостоятельность обучающихся в выборе тем и их раскрытии, использование оригинальных композиций и техники исполнения.
Декоративное рисование – является одним из видов изобразительного искусства. Источником для данного вида изображения является многообразное народное искусство, в орнаментах которого отражается природа и национальная культура. Основное назначение декоративного рисования – это украшение самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка.
Ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках, следует считать примерными.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие творческих способностей и потенциала, обучающегося с ТНР, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Коррекционная направленность реализуется за счет:
 формирования навыка восприятия сложных объектов и явлений, умений их эмоционального оценивания,