Файл: Конспект Курс "Что такое романтизм и как он изменил мир".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект 1. Курс “Что такое романтизм и как он изменил мир”. Раздел “Искусство”.

Лекция 1.

Романтизм - художественное направление, возникшее в 19 веке. Романтизм это эпоха культуры, сформировавшая культуру, которое уходит в прошлое примерно после второй мировой. Романтизм способ миропонимания, восхищение сильной личности, принятия человека как оригинальной, индивидуальной личности. Основа романтического восприятия мира это оторванность от идеала к которому мы стремились, но которого никогда не сможем достигнуть.

С одной стороны романтическое ощущение основано культуре героя, на сильной личности. С другой стороны романтизм связан с чувством ностальгии, желанием вернуться, приобщиться к чему-то.


Куда же стремится вернуться человек в эпоху романтизма?

Первое и наверно основное это детство. Детство - это время, когда ты еще беззаботно ко всему относишься, перед тобой открыты все возможности и ты не ограничен. Ты еще ничем не испорчен ни грехом, ни смертью, твоя душа чиста. Это в каком-то смысле является аналогом рая, откуда человек оказывается изгнан.

Вторым важнейшим образом идеального мира, от которого человек оторван, является природа. Герои романтического искусства все время показывают идеальную гармонию между человеком и природой.

Третий образ, связанный с любовью к экзотической природе и к природе в целом, — это тяга влиться в народ и его историю. Так например образованный городской человек начинается чувствовать свою оторванность от природы, оторванность от народа в целом. В романтическом философии народ является коллективной личностью, в которой каждый человек является только малой ее частью.

За этим миром природы стоит ее создатель и считается, если ты оторван от своих корней, от народа, то ты грешный и потерял право на любовь Бога, потерял составляющую основу. И это переживается как трагедия человека, лишенного общения с главным создателем, источником всего главного и прекрасного на земле.

Весь комплекс ностальгии в основном строится на ощущении потери, на ощущении, что идеальный мир это потерянный рай, что мы от него ушли, оторвались.

Куда человек стремится войти, куда ему надо попасть. Но не менее важный вопрос как туда попасть? Что нужно сделать человеку, чтобы попасть в этот прекрасный, идеальный мир от которого он оторван?


Главный способ вернуть утраченный рай оказывается любовь. Любящие люди чувствуют то самое чувство блаженства, идеальной полноты существовании, это чувство недоступно другим. Этот тип любви называется романтическим. Это представление об идеальной любви, соединение двух душ еще на небесах в одно целое.

На ранних этапах романтизма за идеей идеальной любви встает образ идеальной семьи - союз двух любящий сердец. Для зрелого человека любовь, как правило, трагическая. Невозможность этой любви с земной жизнью становится очевидной, она не укладывается в рамки земного существования. Тем не менее это идеал, к которому человек стремится всю жизнь, и ради того, чтобы испытать такую любовь. Любовь в зрелом романтизме доступна только избранным, особенным душам.

Искусство - одно из важнейших способов возвращаться в исходный рай, созданный его творцом. Потому что это особенный мир, ни с чем не сравнимое счастье.

Последний способ, с помощью которого мы возвращаемся к полноте существования - смерть. Смерть в этом мире имеет парадоксальную роль. С одной стороны, утраченный рай не знает смерти. С другой же стороны, человека уже отпавшего от рая смерть может вернуть куда-то, например в мир, который он оставил.

Идеальным примером была смерть Андрея Болконского в “Войне и Мире”. Когда Болконский уходит, который почти вылечился от смертельного ранения, но Наташа не в силах его вернуть. Его зовет голос другого мира, для него вечная любовь и вечная жизнь сильнее, нежели земная жизнь и любовь.

Мироощущение сейчас знакомо почти каждому человеку, несмотря читал ли он Байрона или Лермонтова. Это то, что составляет воздух культуры, то, на чем все мы воспитаны, то, что еще живо в душе каждого из нас и на что многие из нас еще способны откликаться.

Вместе с этим мы чувствуем, как культура уходит. Она становится все менее понятной молодым людям. Уходит представление о уникальности собственного харак­тера, уходит культ романтической любви, уходят представления о потерянном рае и мечта вернуться в него. На смену приходит новая культура, понятная пока что не всем.

Лекция 2.

Когда мы говорим о романтизме мы представляем себе, что это было давно, примерно конец 18 - начало 19 столетия. Легендарные имена: Новалис, Байрон, Гофман, Лермонтов - тематика, где есть мечта, любовь, свобода, воображение. Мудрецы Древней Греции не знали, что живут в эпоху Античности, так же как средневековый человек не знал, что обитает в эпоху Средневековья. Но несмотря на то, что эпоха романтизма длилась всего несколько десятилетий, ее герои прекрасно осознавала принадлежность к ней.



Но слово “романтический" старше: его первое упоминание зафиксировано в Англии в 17 столетии. В то время оно означало “похожий на romance”, а romance - это сочинение. Как пра­вило, сочинения рассказывали о рыцар­ских подвигах, фантастических приключениях. Такие сочинения не ассоциировались ни с чем серьезным, высоким, престиж­ным, поэтому ранее употребление эпитета romantic “романтиче­ский” имел унизительный оттенок.

Но со временем оттенок исчез, а употребление слова расширялось. и его все охотнее применяли и к культурной среде, и к природной. Например, “романтическим” могли назвать живописный, волнующий чувства ландшафт. Это разрисованный по линейке классицистический парк, а нечто в новом вкусе, с таинственными уголками для любовных свиданий, и пещерами, и водопадами, и руинами.

Это слово вновь применяют к поэзии, но уже позднее, под конец 19 столетия. Романтическая поэзия - это не просто особый род поэзии, а синоним поэзии как таковой и перспектива ее будущего развития. Братья Шлегель считали “классическое - романтическое”. Классическое обозначало вневременной идеал прекрасного, а романтическое наоборот идеал современный. Классическое запечатлено в бессмертных образцах, предназна­ченных для повторения в вечности, а романтическое стремится реали­зовать то, чего еще никогда не было, изобрести новое здесь и сейчас на собст­вен­ный страх и риск. В итоге творческая энергия романтизма очень скоротечна. По сути, можно говорить об одном поколении - о тех, кто родился примерно в 1770–80-х годах, в 1790-х и чуть позже. А к середине 1820-х годов движение фактически сходит на нет, по крайней мере в Германии и в Англии, где оно зарождалось. Оно продолжает жить как подводное течение, оно распространяется, но уже не с таким энтузиазмом как в те времена, когда оно только зарождалось.

Важно рассказать про еще одно любопытное открытие романтизма - иронию. Разумеется, ирония как фигура речи стара как мир. Это то, посредством чего говорящий дает понять, что имеет в виду обратное тому, что говорит. Важно то, что в иронии, между тем, что сказано, и тем, что подразумевается, удерживается игровой зазор: один смысл ставит другой под вопрос, обнажает его ограниченность, но и не отменяет тот смысл в полной мере. В роман­тизме ирония - это не просто риторический вопрос. Это способ удержания художественной незавершенности, открытости непредсказуемому изменению.


Часто писатели романтизма пишут про одиночество, было огромное количество книг про одиночество, но не забываем, что любое романтическое повествование - это внутренний диалог. И эта беседа с самим собой зачастую сопровождается настойчивым интересом к другому. Для романтиков принцип безостановочного движения, бесконечного откры­вания себя другому - это принцип, который реализуется в интеллектуальном, художественном творчестве, в общественной и частной жизни.

Я думаю, что нашему времени созвучен романтический культ воображения, а также романтический культ сотворчества. Созвучен и опыт дерзкого, зачастую рискованного пересмотра границ между разумом и эмоцией, между вымыслом и реальностью, между серьезным и игровым. Поэтому через драмы романтиков мы заново понимаем себя.

Лекция 3.

Когда появилась романтическая эпоха в музыке? Музыка это то искусство, которое исторически всегда несколько отстает от смежных областей искусств. Это могут быть 10-е, 20-е, 30-е годы XIX века, но для каждой отдельно взятой европейской страны будут свои особенности. И если приблизительно ясно, что музыкальный романтизм начинается в начале 19 века, сменив собой искусство классицизма, но до сих пор нельзя сказать закончился ли романтизм на самом деле. Дело в том, что романтизм во многом остается искусством современности, и музыкальный романтизм в первую очередь.

Интереснее всего, что музыка, созданная на сегодняшний день, популярная, массовая музыка написана на языке романтизма с помощью его мелодических оборотов, его гармонических созвучий, к оркестру, к голосу, к отдельным инструментам. Мы продолжаем находиться в мире романтизма, в мире, казалось бы, принадлежащем даже не прош­лому, а позапрош­лому веку.

Возникает вопрос, почему же другие эпохи не задержались, а романтизм до сих пор остается с нами. Наверно потому, что далеко не каждая художественная эпоха говорит о человеке и обращается к нему, а романтизм избрал своей темой именно человека. Потому что человеку приятно слышать про себя, это то, что ему хочется слышать. В это мы всем эгоисты, как и во многом другом. Человек хочет услышать про себя и опознать свои чувства, свои эмоции, чувства, пережитый опыт. Это ему способен дать романтизм, который целенаправленно посвятил себя раскрытию эмоционального мира человека.

Такова сверхзадача этого художественного направления, причем достижение этой задачи обеспечено тем, что романтик говорит о самом себе, что он сам оказывается в центре своего искусства и человек неизбежно видит образ главного героя через призму авторского отношения. В результате каждый отождествляет себя с автором. Поэтому и сегодня романтизм - одно из наиболее живых и действен­ных явлений всей истории мирового искусства. Романтическая музыка до сих пор не покидает нас и по сей день.


19 век в музыкальном искусстве - век романтизма. Бетховен, которого относят к искусству венского классицизма, но который на самом деле уже забегает вперед, в новый век, в новое искусство. Закры­вая эпоху венского классицизма, Бетховен, в сущности, открывает век европейского романтизма.

Музыка романтизма не направлена на саму себя, она не замы­кается в себе, а активно вступает в союз искусств, в этом союзе так же оказываются и философия, и история, и литература. Задача романтизма формирование новой человеческой личности. Ее олицетворением становится автор романтизма, созидающий свой образ сам. Начинается это все с Бетховена, вместе с ним в музыку пришло “я”. Его личное оказывается поводом для создания музыки, ее внутренней темой. Материалом бетховенской художественной мифологии послужила глухота композитора и история его борьбы с судьбой за право быть музыкантом.

В 1830 прозвучала Фантастическая симфония Берлиоза, она же стала музыкальным манифестом французского романтизма. Герой симфонии - сам композитор, героиня - его непостижимая возлюбленная. Желая покончить с собой из-за неразделенной любви, он принимает яд и погружается в наркотическое сновидение. Это симфония идеальный пример романтической музыки, в центре сюжетный мотив “любовь - смерть”. Это музыка, вырастающая их литературы и одновременно из жизни, превращенной композитором в литературу в собственных мемуарах. Любая романтическая музыка стремится перерасти искусство звуков, стать чем-то большим.

Романтическая мифология становится опорой для создания музыкальных миров. Автор в романтизме сам создает свой образ, претендуя на абсолютную оригинальность. И несмотря на то, что музыка лишена речи от автора, на замену этому становится акцентирование индивидуальных примет собственного музыкального языка и у каждого из композиторов. Задача романтизма заключалась в том, чтобы найти абсолютную оригинальность высказывания. Как раз с Бетховена и после него легко распознать музыку романтиков. Масштаб композитора-романтика определяется степенью оригинальности его языка, так как для поколения предшественников главным требованием было идеальное соответствие нормативу.

Некоторые общие черты присущи стилю романтизма, например, повышенная эмоциональность высказывания, или свобода мелодического высказывания, не имеет рамок, не задана структура, фантазийность форм. Помимо всего этого, еще есть обязательная узнаваемость стиля конкретного автора, к которой в своем искусстве стремился любой романтик.