Файл: Конспект Курс "Что такое романтизм и как он изменил мир".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раннее композиторы работали исключительно по заказу и не могли позволить себе свободу творчества, это начало происходить только в эпоху романтизма, когда композиторы от части перестали брать заказы от театров и выбрали свободу творчества. Композиция перестает быть службой - она становится чем-то большим.

Лекция 4.

Единственного романтизма в искусстве не было - были романтизмы. Потому что можно ли рядом поставить Делакруа и Фридриха? Нет, так как ничего общего они не имеют, они принадлежат к некой большой целостности. Романтизм - это как некое отрицание единых законов художества. В отношении изобразительных искусств, как и в других областях есть базовые романтические начала: о приоритете чувств над разумом, о понимании жизни, природы, об интуиции, о прозрении как основной форме познания и творчества.

В романтизме идут непрекращающиеся попытки породить что-то новое, универсальное, именно поэтому в изобразительном искусстве уничтожение нормативности напрямую связано с расширением границ допустимого. Так как романтизм не сформировал единой поэтики, поэтому будет грубой ошибкой называть его стилем.

Аффекты - это когда что-то вызывает восторг, если у нас есть идея неудовольствия и опасности, но сами мы в действительности не находимся в таких обстоятельствах. Это определение дал Бёрк и не просто так, это относилось к изобразительным искусствам и не только к ним, но на данный момент мы говорим о них. Примером могут быть картины на которых изображены извергающие вулканы, ущелья, снежные бури. Все это приводит в восторг и опасение, когда смотришь на картину, но сам же находишься в безопасности.

Флаксман считалось, что чем проще линии, тем лучше, отсутствие цвета и отсутствие перспективы. Простота, которая предполагает, что чем древнее, тем лучше, чем проще, тем благороднее и нравственнее это и есть оружие Флаксмана. В конечном счете он доходит то таких изображений, когда мы видим только концентрические круги со слабым контуром человека в середине.

По другим искусствам известно, что романтизм видит в течении жизни и истории господство интуитивного и иррационального. Наиболее просто увидеть интерес к интуитивному и иррациональному на уровне сюжетики романтических произведений.

Наверное, ничто лучше не иллюстрирует эту мысль, чем написанная Генри Фюссли сенсационная картина 1781 года “Ночной кошмар”. Она изображает прекрасную молодую женщину
, раскинувшуюся в истоме, свесив голову и руку, на ложе, на груди которой восседает жуткий демон. Демон давит ее, как камень, а в просвет полога кровати заглядывает пугающая лошадиная голова. Можно еще добавить, что на столике стоят какие-то пузырьки — очень возможно, что с лечебным опиумом.

Понятно, что, с одной стороны, перед нами — довольно простодушное воплощение эротических вожделений. Известно, что Фюссли в своем творчестве канализировал свои вожделения, свою неудовлетворенность или свои страсти в изображения. Но, с другой стороны, это сенсация, потому что, за малыми исключениями, это первая визуализация страшного чувственного сна, почти фрейдистская по своей откровенности и точности попадания в природу сексуальности.

Александр Козенс изобрел новый метод, изобрел так называемую кляксу. С кончика кисти или пера соскальзывала чернильная капля, которая падала на бумагу и оставляла какой-то абстрактный след. Козенс брал бумагу и складывал ее и после раскрывал, а потом он или его ученики придавали этому пятну форму, то, что они видели. В результате получались полуабстрактные пейзажи. Козенс таким методом переворачивает представление о творчестве как процесс рациональный и во главу ставит случай. Случай Козенса экстремальный и одновременно очень характерный, как обычно и бывает в романтизме.

Но одновременно романтизм бросил вызов традиционному изобразительному нарративу - ясно разворачивающейся истории, отчетливо рассказанной с помощью человеческих фигура, объединенных неким действием.

В романтизме так же присутствует понятие “двоемирие” - стремление уйти от несовершенного, болезненного, тягостного материального мира, в котором мы обречены существовать, в некое иное пространство, компенсирующее страдания романтика, приносящее вожделенную гармонию, которой нельзя достичь здесь. Тем не менее, для того чтобы компенсировать экзистенциальные страдания и переживания мира, в котором царит отчуждение, живопись тоже создала несколько жанров и несколько пространств. Во-первых, это история, в которую человек уходит от современного мира. Во-вторых, это экзотические края.

Романтизм - это традиция, отошедшая в прошлое, это традиция простоты, ясности и одухотворенности. Проблема романтизма начала 19 века заключается в том, что, стремясь найти новый живописный язык, он ориентировался на прошлое: на Грецию или Рим, на готику. Именно благодаря Рубенсу Делакруа удалось выполнить одну из центральных задач французского романтизма — сломать центростре­мительную уравновешенную композицию. Но задача романтизма в целом так и не была решена. Дело в том, что одна из его проблем — это эмансипация изобразительного средства, превращение средства в нечто самодостаточное и говорящее само за себя, как в музыке. Живопись — это живопись, а не способ рассказа.



Лекция 5.

Идеи, которые возникли в эпоху романтизма повлияли на европейскую историю 19 века, а впоследствии - на историю других государств за пределами Европы, когда происходил процесс нациестроительства.

В политическом смысле романтизм своего рода реакция на идеи эпохи Просвещения. Просвещение разрабатывало целый комплекс идей, к пунктам относится рационализм, культ разума, который стоял во главе угла, исключительно рациональное познание принималось как должное и как необходимое.

Просвещение кардинально меняет модель универсализма и теперь модель состоит в том, что человечество идет от худшего к лучшему. Это была принципиальная выработанная эпохой Просвещения идея: от темного к светлому, от необразованного - к воспитанном и культурному. Просвещение - это свет, это образованность, это культура. Человек сам по себе не образован, поэтому он совершает плохие деяния, а наша задача - его образовать. Возникает идея “чистого листа” - идея того, что из дикого общества можно сразу сделать цивилизованные народы путем образования. Так же еще присутствовали политические блоки, а именно идеи естественного права, которые подразумевали наличие прав, дарованных просто принадлежностью к человеческому роду: право на жизнь, право на свободу, право на собственность, в американской традиции - даже право на счастье.

В ответ на это выдвигаются альтернативные идеи, своего рода реакция. Переходной фигурой от классической эпохи Просвещения к раннему романтизму является Иоганн Готфрид Гердер. Для Гердера основополагающим принципом будет являться идея языка, на котором говорит народ, с одной стороны, а с другой стороны - идея народного духа.

В идеи романтизма рациональность отвергается, и на ее место ставится иррациональность. Это говорит о том, что не все можно познать и схватить разумом и создавать культ разум тоже не вполне приемлемо, потому что есть вещи и явления, которые непостижимы с его помощью - они скорее постижимы с помощью веры и чувств.

Кроме того, существенным для понимания романтизма в отношении исторического развития будут идеи, связанные с культом героя и некоторой идеализацией прошлого. В культе героя романтикам необходимо было представить исторического или культурного деятели, который был вел за собой. Здесь же появляется и понятие судьбы, которая ведет героя и так же важен индивидуальный характер, который герой показывает. Так же присутствует идеализация прошлого. Например в английском романтизме автор создает исторического персонажа, наделенного исключительно достоинствами, возникает герой прошлого, мы находим в прошлом то, что сейчас у нас отсутствует и это прошлое создает нам ощущение стабильности настоящего и веры в него, так же присутствует проекция будущего.


Так же в романтизме возникает идея нации как некоего объединяющего явления. То, что ранее называлось королевским, становится национальным. Так же ранее существовало очень много различных этапов идентичности, но не было общескрепляющего. В Декларации прав человека убрали сословия. Начинает осознаваться, что язык как механизм, который скрепляет людей, живущих на данной территории. Народная масса, народная стихия, которая возникает в период революции будет романтизироваться.

Ключевой фигурой в эпоху романтизма становится Наполеон, он восхищал всю Европу потому что олицетворял собой этого самого романтического героя. В 1804 году Наполеон возводится на престол, становится императором и символом единства французской нации. Первоначально его фигура вызывает только восторг, потому что человек несмотря на происхождение добивается высот власти. В этот же момент начинается мифологизация Наполеона, связанная с тем, что его не берут болезни, еще над ним витает чудесный орел и он чудесным образом возвращается во Францию из Египта. Ему явно благоволила фортуна, и не случайно здесь романтизация. Так же в 1804 уже начинает меняться мнение о нем, он начинает восприниматься как завоеватель, превращается из положительной в отрицательную. Наполеон начинает завоевывать европейские страны. Таким образом, происходит политизация представления о нации, и особую роль в это начинает играть государство. Постреволюционная Франция времен Наполеона служит своего рода примером того, каким образом происходит создание гражданской и исторической, а также политической субъектности нации.

Для романтиков было важным созданием национальной, как бы единой истории. Для этого создания нужны некие фигуры, которые бы отображали это единство. Для создания единства необходимо было обрести это единство в прошлом и настоящем.

Примером могут быть братья Гримм, которые разъезжают по Германии и начинают собирать немецкий фольклор: сказки, легенды, мифы. Они ищет общий корень и найденный смысл начинают транслировать через образование. И это станет единым рассказом, смысл которого будут понятны вне зависимости от того, живет человек на севере страны или на юге.

Для Германии герой-немец будет Фридрих Барбаросса, который олицетворял пик расцвета империи, который не умер, а спит, и в тяжелый для родины час он проснется и спасет свое отечество. Влияние романтизма на нациестроительство: представление о нации во Франции начинает институциализироваться на уровне государственных институтов, и эти романтические настроения дадут о себе знать в политике Наполеона - Наполеон станет главным героем. В Германии же возникнет идея единого немецкого государства.