ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………...……………… | 2 |
| 3 |
| 8 |
| 17 |
Заключение ………………………………………………………...…… | 23 |
Список использованой литературы…………………...……… | 25 |
Введение
Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны.
Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико.
Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.
Бюджетное устройство государства представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: бюджетной системы государства, принципов бюджетной системы, бюджетной классификации.
Указанные элементы бюджетного устройства обусловливают развитие бюджетных правоотношений, которые довольно разнообразны в силу прямой связи с разноуровневыми элементами бюджетной системы (виды бюджетов), сложносоставной структурой бюджетной классификации (доходы, расходы бюджета и т.д.).
В сфере экономической деятельности государства в настоящее время нет актуальней проблемы, чем правовое регулирование отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетных средств. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны.
Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.
Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.
В самом общем виде можно отметить, что бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения.
Глава I. Бюджетные правоотношения: понятие и особенности
Бюджетное право - важная подотрасль финансового права.
Бюджетное право понимается как совокупность норм права, с помощью которых определяется бюджета, его понятие и системная структура, бюджетная классификация доходов и расходов, бюджетное устройство страны и отдельных субъектов в целом, формирование бюджетных и внебюджетных фондов.
Понятие бюджетных правоотношений имеет достаточную разработанность.
Под бюджетными правоотношениями следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном БК РФ.
Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.
Статья 1 БК РФ рассматривает бюджетные правоотношения с точки зрения объектов правового регулирования, которые формулируются по принципу перечисления.
Исходя из смысла ч. 1 ст. 1 БК РФ, можно констатировать, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
-
Формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; -
Составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Безусловно, бюджетные правоотношения - разновидность правовых отношений. Первые комбинируют в себе как общие
, так и специальные признаки.
К общим признакам бюджетных правоотношений относятся:
-
возникновение их на базе бюджетно-правовых норм; -
обладание волевым характером; -
охраняются со стороны государства в лице компетентных органов власти; -
формируются между определенными субъектами; -
субъекты таких правоотношений обладают конкретными правами и несут обязанности по отношению друг к другу.
К специальным признакам бюджетных правоотношений, которые в то же время являются и их особенностью, относятся следующие:
-
возникают на основании образования, распределения и использования государственных либо муниципальных фондов денежных средств общего значения, которые находятся у конкретного административной территории в собственности; -
обусловленность прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений формированием и исполнением бюджета соответствующего территориального образования; -
главным субъектом в бюджетных правоотношениях всегда выступает государство или муниципальное образование, осуществляющих свою деятельность через органы государственной власти или органы местного самоуправления соответственно; -
от функционирования бюджетной системы РФ напрямую зависит возникновение, изменение или прекращение бюджетных правоотношений.
Следует отметить, что в ст. 6 БК РФ формулируется определение межбюджетных правоотношений, под которыми понимается взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные правовые отношения складываются на основе таких принципов, как:
-
распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ; -
разграничение на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; -
равенство бюджетных прав субъектов РФ и бюджетных прав муниципальных образований; -
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Важно, что межбюджетные отношения в структуре бюджетных отношений занимают особое место, так как межбюджетные отношения складываются не между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а между самими публично-территориальными образованиями: федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями.
Многообразие бюджетных правоотношений и одновременно их специфика, обусловленная сферой их возникновения, предопределяют деление бюджетных правоотношений на две группы.
К первой группе относятся бюджетные правоотношения, возникающие в связи с действием правовых актов, регламентирующих процессы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Ко второй группе относятся бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса на всех его этапах.
В зависимости от уровня (структуры) бюджетной системы, бюджетные правоотношения подразделяются на следующие виды:
-
федеральные; -
региональные; -
местные.
Региональные правоотношения формируются в рамках конкретного субъекта РФ, местные же формируются в рамках конкретного муниципального образования.
В зависимости от направления распределения средств, выделенных с бюджета, бюджетные правоотношения делятся на следующие виды:
-
вертикальные; -
горизонтальные.
Вертикальные бюджетные правоотношения построены по принципу иерархии и заключается во взаимном функционировании Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особо данный вид бюджетных правоотношений проявляется при межбюджетных отношениях (к примеру, выделение Российской Федерацией дотаций какому-либо своему субъекту).
Горизонтальные бюджетные правоотношения отличает от вертикальных то, что функционируют они между равными по правам и обязанностям территориями, то есть либо между субъектами РФ, либо между муниципальными образованиями.
Субъекту РФ или муниципальному образованию, в которых образовалась сложная экономическая обстановка, произошло стихийное бедствие, усилилась криминогенная обстановка и др., может быть оказана равноправным субъектом РФ, муниципальным образованием финансовая помощь, в чем явно проявится пример горизонтальных правоотношений.
В зависимости от объекта регулирования бюджетные правоотношения делятся:
-
имущественные - связанные, к примеру, с такими объектами, как бюджетный кредит, дотация и т.п. -
неимущественные, примером которых могут выступать финансовый контроль, проект бюджета и т.п.
В зависимости от характера регулируемых отношений, бюджетные правоотношения делятся на две большие категории:
-
материальные; -
процессуальные.
Материальные правоотношения характеризуются тем, что они:
-
Выступают одним из видов экономических отношений, поскольку за их счет происходит распределение и перераспределение ВВП (валового внутреннего продукта); -
Являются по своей сути денежными, поскольку представляют процесс составления либо расходования денежного фонда страны в виде бюджета. -
Имеют распределительный характер.
Процессуальные бюджетные правоотношения могут иметь место в случаях:
-
прохождения стадий бюджетного процесса; -
организации бюджетного устройства; -
использования средств из бюджета; -
реализации финансового контроля в сфере использования бюджетных ресурсов, которые были выделены.
Общественные отношения принято делить на регулятивные и охранительные. Отметим, что по этому основанию можно классифицировать и бюджетные правоотношения.
Таким образом, видов бюджетных правоотношений достаточно много, они возникают между субъектами бюджетного права, которые, в свою очередь, являются носителями юридических прав и обязанностей в отношениях по формированию бюджетов разных уровней, распределению и использованию аккумулированных в них денежных средств.
Глава II. Система бюджетных правоотношений
Структура бюджетных правоотношений представляет собой внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения.
Структуру бюджетных правоотношений образуют следующие три элемента:
-
субъекты правоотношения; -
содержание (юридическое и материальное) правоотношения; -
объект правоотношения.
Понятие субъекта права является одним из ключевых и, соответственно, представляет интерес как для финансового права, так и для любой другой правовой науки, поскольку субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности.
В теории права существуют два понятия: "субъект права" и "субъект правоотношения".
Субъект права — это то лицо, которое обладает правосубъектностью и может участвовать в конкретном правоотношении.
Субъект же правоотношения — это тот, кто участвует в конкретном правоотношении. При этом субъект права — это внешняя форма существования субъекта правоотношения.