Файл: Бюджетных правоотношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………...………………

2

  1. Бюджетные правоотношения: понятие и особенности………………...

3

  1. Система бюджетных правоотношений…………………………………

8

  1. Проблемы и перспективы бюджетных правоотношений в России…...

17

Заключение ………………………………………………………...……

23

Список использованой литературы…………………...………

25


Введение

Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны.

Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико.

Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.

Бюджетное устройство государства представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: бюджетной системы государства, принципов бюджетной системы, бюджетной классификации.

Указанные элементы бюджетного устройства обусловливают развитие бюджетных правоотношений, которые довольно разнообразны в силу прямой связи с разноуровневыми элементами бюджетной системы (виды бюджетов), сложносоставной структурой бюджетной классификации (доходы, расходы бюджета и т.д.).

В сфере экономической деятельности государства в настоящее время нет актуальней проблемы, чем правовое регулирование отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетных средств. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны.

Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.


Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

В самом общем виде можно отметить, что бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения.

Глава I. Бюджетные правоотношения: понятие и особенности

Бюджетное право - важная подотрасль финансового права.

Бюджетное право понимается как совокупность норм права, с помощью которых определяется бюджета, его понятие и системная структура, бюджетная классификация доходов и расходов, бюджетное устройство страны и отдельных субъектов в целом, формирование бюджетных и внебюджетных фондов.

Понятие бюджетных правоотношений имеет достаточную разработанность.

Под бюджетными правоотношениями следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном БК РФ.

Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

Статья 1 БК РФ рассматривает бюджетные правоотношения с точки зрения объектов правового регулирования, которые формулируются по принципу перечисления.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 1 БК РФ, можно констатировать, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. Формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;

  2. Составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Безусловно, бюджетные правоотношения - разновидность правовых отношений. Первые комбинируют в себе как общие
, так и специальные признаки.

К общим признакам бюджетных правоотношений относятся:

  • возникновение их на базе бюджетно-правовых норм;

  • обладание волевым характером;

  • охраняются со стороны государства в лице компетентных органов власти;

  • формируются между определенными субъектами;

  • субъекты таких правоотношений обладают конкретными правами и несут обязанности по отношению друг к другу.

К специальным признакам бюджетных правоотношений, которые в то же время являются и их особенностью, относятся следующие:

  • возникают на основании образования, распределения и использования государственных либо муниципальных фондов денежных средств общего значения, которые находятся у конкретного административной территории в собственности;

  • обусловленность прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений формированием и исполнением бюджета соответствующего территориального образования;

  • главным субъектом в бюджетных правоотношениях всегда выступает государство или муниципальное образование, осуществляющих свою деятельность через органы государственной власти или органы местного самоуправления соответственно;

  • от функционирования бюджетной системы РФ напрямую зависит возникновение, изменение или прекращение бюджетных правоотношений.

Следует отметить, что в ст. 6 БК РФ формулируется определение межбюджетных правоотношений, под которыми понимается взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные правовые отношения складываются на основе таких принципов, как:

  • распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;

  • разграничение на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

  • равенство бюджетных прав субъектов РФ и бюджетных прав муниципальных образований;

  • выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Важно, что межбюджетные отношения в структуре бюджетных отношений занимают особое место, так как межбюджетные отношения складываются не между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а между самими публично-территориальными образованиями: федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями.


Многообразие бюджетных правоотношений и одновременно их специфика, обусловленная сферой их возникновения, предопределяют деление бюджетных правоотношений на две группы.

К первой группе относятся бюджетные правоотношения, возникающие в связи с действием правовых актов, регламентирующих процессы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Ко второй группе относятся бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса на всех его этапах.

В зависимости от уровня (структуры) бюджетной системы, бюджетные правоотношения подразделяются на следующие виды:

  1. федеральные;

  2. региональные;

  3. местные.

Региональные правоотношения формируются в рамках конкретного субъекта РФ, местные же формируются в рамках конкретного муниципального образования.

В зависимости от направления распределения средств, выделенных с бюджета, бюджетные правоотношения делятся на следующие виды:

  1. вертикальные;

  2. горизонтальные.

Вертикальные бюджетные правоотношения построены по принципу иерархии и заключается во взаимном функционировании Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особо данный вид бюджетных правоотношений проявляется при межбюджетных отношениях (к примеру, выделение Российской Федерацией дотаций какому-либо своему субъекту).

Горизонтальные бюджетные правоотношения отличает от вертикальных то, что функционируют они между равными по правам и обязанностям территориями, то есть либо между субъектами РФ, либо между муниципальными образованиями.

Субъекту РФ или муниципальному образованию, в которых образовалась сложная экономическая обстановка, произошло стихийное бедствие, усилилась криминогенная обстановка и др., может быть оказана равноправным субъектом РФ, муниципальным образованием финансовая помощь, в чем явно проявится пример горизонтальных правоотношений.

В зависимости от объекта регулирования бюджетные правоотношения делятся:

  • имущественные - связанные, к примеру, с такими объектами, как бюджетный кредит, дотация и т.п.

  • неимущественные, примером которых могут выступать финансовый контроль, проект бюджета и т.п.


В зависимости от характера регулируемых отношений, бюджетные правоотношения делятся на две большие категории:

  • материальные;

  • процессуальные.

Материальные правоотношения характеризуются тем, что они:

  1. Выступают одним из видов экономических отношений, поскольку за их счет происходит распределение и перераспределение ВВП (валового внутреннего продукта);

  2. Являются по своей сути денежными, поскольку представляют процесс составления либо расходования денежного фонда страны в виде бюджета.

  3. Имеют распределительный характер.

Процессуальные бюджетные правоотношения могут иметь место в случаях:

  • прохождения стадий бюджетного процесса;

  • организации бюджетного устройства;

  • использования средств из бюджета;

  • реализации финансового контроля в сфере использования бюджетных ресурсов, которые были выделены.

Общественные отношения принято делить на регулятивные и охранительные. Отметим, что по этому основанию можно классифицировать и бюджетные правоотношения.

Таким образом, видов бюджетных правоотношений достаточно много, они возникают между субъектами бюджетного права, которые, в свою очередь, являются носителями юридических прав и обязанностей в отношениях по формированию бюджетов разных уровней, распределению и использованию аккумулированных в них денежных средств.

Глава II. Система бюджетных правоотношений

Структура бюджетных правоотношений представляет собой внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения.

Структуру бюджетных правоотношений образуют следующие три элемента:

  1. субъекты правоотношения;

  2. содержание (юридическое и материальное) правоотношения;

  3. объект правоотношения.

Понятие субъекта права является одним из ключевых и, соответственно, представляет интерес как для финансового права, так и для любой другой правовой науки, поскольку субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности.

В теории права существуют два понятия: "субъект права" и "субъект правоотношения".

Субъект права — это то лицо, которое обладает правосубъектностью и может участвовать в конкретном правоотношении.

Субъект же правоотношения — это тот, кто участвует в конкретном правоотношении. При этом субъект права — это внешняя форма существования субъекта правоотношения.