Файл: Бюджетных правоотношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава III. Проблемы и перспективы бюджетных правоотношений в России

Бюджетные правоотношения довольно разнородны, в них проявляются различные элементы бюджетного устройства государства.

Экономические и материальные стороны сущности бюджета (понимание бюджета как денежного фонда, его связь с национальным доходом, распределение средств в порядке бюджетного устройства) в отдельных случаях могут послужить причинами проблем.

Например, противоречия в межбюджетных отношениях, затрагивающих разные территориальные уровни, приводят к сложностям в ходе бюджетного процесса, охватываемого процессуальными правоотношениями (при составлении проекта бюджета в части планирования объемов и форм межбюджетных трансфертов и т.д.).

Нехватка денежных средств, обусловленная сложившимися экономическими условиями, также сказывается на осуществлении процесса, создающего организационные основы для функционирования бюджетного устройства.

Нередки случаи задержки правового акта о бюджете, нарушения исполнения расходных обязательств государством и муниципальными образованиями, использования средств на цели, не соответствующие принятому бюджету.

Связанные с бюджетными отношениями конфликты не подлежат однозначной оценке, сложны для разрешения усилиями одних лишь органов власти, выступающих непосредственными участниками бюджетных отношений. Поэтому судебная практика уделяет немало внимания вопросам развития и функционирования бюджетных правоотношений.

Вопросы бюджетных правоотношений отражаются в актах Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, арбитражных судов. Речь идет как о правоприменительной практике судов, так и их полномочиях в области нормоконтроля.

Особую роль для разрешения проблем бюджетных правоотношений выполняет Конституционный суд РФ, о чем можно судить по составу его полномочий. В актах Конституционного суда РФ содержатся его принципиальные позиции по тем или иным вопросам. Значение этих актов - толкование положений бюджетного права, позволяющее сформировать концептуальные подходы применительно к бюджетно-правовой теории.

Конституционный суд РФ в своих актах обращает внимание на многие вопросы, имеющие непосредственное практическое значение для возникновения и развития бюджетных отношений, а именно: возможность кредитных организаций обслуживать счета бюджета; целевое использование средств бюджета; особенности исполнения отдельных расходных обязательств; особенности контроля за бюджетной деятельностью муниципальных образований и др.


Таким образом, Конституционный суд РФ играет огромную роль при формировании бюджетной практики, позволяя оценить концептуальное соответствие бюджетных отношений сложившемуся бюджетному устройству государства, максимально приблизить финансово-правовое регулирование к требованиям природы бюджетных отношений.

Нормы Бюджетного кодекса РФ (ст. 238, 239) предусматривают судебный порядок защиты нарушенных прав субъектов бюджетных отношений, а также субъектов, так или иначе связанных с бюджетом государства и муниципальных образований.

Так, согласно ст. 238 Бюджетного кодекса РФ, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, за исключением случаев, определенных законом, получатель бюджетных средств (является субъектом бюджетного права) имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

Статья 239 Бюджетного кодекса закрепляет иммунитет бюджетов. Иммунитет бюджета представляет собой такой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства (как со стороны субъектов бюджетного права, так и со стороны субъектов, таковыми не являющимися, например, лиц, понесших ущерб от государства) осуществляется только на основании судебного акта.

Многие споры, возникающие в рамках бюджетных правоотношений, подведомственны арбитражным судам.

Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ в числе задач судопроизводства предусматривает защиту прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; обеспечение доступности правосудия в сфере экономической деятельности; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере экономической деятельности.

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Высший арбитражный суд РФ рассматривает в первой инстанции экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Среди рассматриваемых арбитражными судами споров экономического характера, касающихся бюджетных отношений, особое распространение получили, например, дела по поводу несоблюдения принципа целевого использования бюджетных средств; дела по поводу возмещения расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий за счет казны Российской Федерации и др.



Анализ современного бюджетного законодательства позволяет выявить недостатки правового регулирования бюджетных отношений и предоставить предложения по его совершенствованию.

Такое совершенствование предполагает решение двух задач - тактического (текущего) и стратегического (перспективного).

Решение первой задачи предусматривает внесение изменений в действующее бюджетное законодательство. Развитие местного самоуправления требует дальнейшего совершенствования организационно-правового и финансового обеспечения децентрализации в сфере управления.

Внедрение оптимальной модели распределения функциональных, экономических, финансовых и иных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Совершенствование организационно-правовой и материально-финансовой базы функционирования органов местного самоуправления.

Обеспечение стабильности бюджетной системы и эффективности бюджетной деятельности зависит от многих факторов.

Одним из которых является характер межбюджетных отношений, совершенствования правового регулирования которых обеспечит стабильность и эффективность этих отношений. А также даст возможность привести их в соответствие с европейскими стандартами. Вместе с тем существуют многочисленные проблемы в сфере правового регулирования межбюджетных отношений, требующих своего решения, как научного, так и законодательного.

Указанное требует дальнейшего реформирования межбюджетных отношений, предусматривает создание механизма самообеспечения административно-территориальных единиц финансовыми ресурсами, адекватных выполнению их задач и функций путем согласования полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Законом «О местном самоуправлении», с бюджетным законодательством в части определения доходов и расходов местных бюджетов; способствовать формированию бюджета административно-территориальных единиц.

Предпосылками совершенствования межбюджетных отношений является определение объема обязательных собственных расходов местных бюджетов на основе минимальных социальных стандартов услуг в стоимостном выражении, расходов на финансирование делегированных полномочий на основе ориентировочных фактических затрат на их осуществление; увеличение собственных доходов местных бюджетов путем введения и отнесения к местным налога на недвижимое имущество физических и юридических лиц; определение фиксированной доли от налога на прибыль предприятий, а также совершенствование системы финансового выравнивания и правового регулирования межбюджетных правоотношений.


Основными проблемами бюджетной деятельности является неэффективное формирования доходов бюджета, непрозрачное распределение и неэффективное использование бюджетных средств, значительная зависимость местных бюджетов от государственного.

Существующей бюджетной системе присуща слишком централизованность и неэффективная модель распределения средств между бюджетами.

Кроме того, отсутствует четкая система публичного финансового контроля за использованием средств местных бюджетов, а также средств государственного бюджета на местах, что часто приводит к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.

Перспективы развития бюджетных правоотношений:

  • выработка современной бюджетной идеологии и формирования современной бюджетной политики с учетом развития не только отечественной, но и мировой экономики;

  • реформирование (совершенствование) бюджетных правоотношений должно осуществляться как составляющая административно-территориальной реформы и согласовываться со стратегией развития налоговой системы и реформами в социальной сфере;

  • повышение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления путем совершенствования системы местных налогов и механизмов распределения общегосударственных ресурсов;

  • замена системы управления расходами бюджета на систему управления расходами бюджета;

  • широкое внедрение программно-целевого метода формирования и использования бюджетных средств всех уровней бюджетной системы;

  • эффективное использование закрепленных доходов бюджетов. Субвенции, поступающие в местные бюджеты, должны иметь целевое направление на расходы развития по конкретным программам;

  • совершенствование бюджетной системы в части регулирования бюджетного процесса, определение расходных полномочий по бюджетам различных уровней и финансовых нормативов бюджетной обеспеченности, регулирования межбюджетных отношений;

  • совершенствование подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам регулирования бюджетных отношений, в частности постановлений правительства о введении стандартов качества бюджетных услуг, определения объемов межбюджетных трансфертов, расчета себестоимости публичных услуг, использования программно-целевого метода в бюджетном деятельности;

  • изменение законодательства о местном самоуправлении в части установления критериев распределения делегированных и собственных полномочий региональных и местных органов власти, закрепление новых принципов публичного финансового и бюджетного контроля и введения общественного публичного финансового контроля.


Заключение

Бюджет государства имеет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (именуемый Федеральным) и бюджеты субъектов Федерации.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

Таким образом бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

Субъекты данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РФ и её субъекты, органы государственной власти и пр.

Значение бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

  2. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.В. Бобковой. - М.: Проспект, 2005.

  3. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 629 // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4707.

  4. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006. с. 16.

  5. Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2002. - 234 с.

  6. Маркелов В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.38-42.

  7. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М., 2005. С.

  8. Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб., 2004. С. 22.

  9. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.35-39.

  10. Финансовое право. Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева. - М., 2002.

  11. Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007.