Файл: Бюджетных правоотношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целях разграничения данных категорий существует понятие "участник правоотношения".

Под ним следует понимать лицо, которое не только участвует в конкретном правоотношении (а значит, является субъектом правоотношения), но и обладает правосубъектностью (является субъектом права).

Различие между субъектом права и субъектом правоотношения выражается в способности претворять в жизнь права и обязанности. У первых права и обязанности абстрактны, у других - реальны.

Исходя из положений ст. 151 и 152 БК РФ можно выделить четыре группы участников бюджетного процесса:

  1. система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля;

  2. иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

  3. бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

  4. кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Субъекты бюджетных правоотношений — это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле - субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения.

Это, например, Российская Федерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр.

Круг субъектов бюджетных правоотношений достаточно широк.

В него входят:

  • государство, его территориальные субъекты (определены в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ) и муниципальные образования;

  • закрытые административно-территориальные образования, особые экономические зоны. На данных территориях действует специальный правовой режим, который регулируется отдельными Федеральными законами.

  • представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;

  • кредитные учреждения, организации, органы денежно-кредитного регулирования;

  • главные распорядители, распорядители и получатели (организации, учреждения) денежных средств, выделенных с бюджета;

  • главные администраторы, а также администраторы доходов бюджета федерального уровня.


Круг участников бюджетных правоотношений более узок по сравнению с кругом участников отношений финансовых. Это объясняется тем, что субъектами бюджетных правоотношений не являются негосударственные предприятия, организации, учреждения и граждане. Они не принимают непосредственного участия в процедуре распределения доходов и расходов между бюджетами разного уровня, не участвуют в бюджетном процессе и не финансируются из бюджета.

Отношения данных субъектов с бюджетом на любом из трех уровней бюджетной системы Российской Федерации существуют в рамках отчисления ими в бюджет налоговых и неналоговых платежей.

Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:

  1. участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;

  2. субъект является участником (стороной) бюджетного процесса любой его стадии;

  3. связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все три.

Бюджетные правоотношения в Российской Федерации четко регламентируемы по времени (квартальные и годовые планы), утверждение финансового плана является обязательным условием возникновения бюджетных правоотношений.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению бюджетных правоотношений.

Это, например, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным организациям и др. При неисполнении участниками бюджетных правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и т.п.).

Бюджетный кодекс наделяет субъектов бюджетных правоотношений соответствующими полномочиями отдельно в области бюджетного регулирования и бюджетного процесса. При этом указанные субъекты одновременно могут рассматриваться участниками и бюджетного процесса, и бюджетного регулирования.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия — это установленные Бюджетным кодексом и принятые в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.


В бюджетной сфере роль Президента Российской Федерации трудно переоценить.

Влияние главы государства на развитие бюджетных правоотношений не ограничивается изданием соответствующих указов, о которых ведет речь законодатель в п. 1 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и которые регулируют правоотношения, указанные в п. 1 ст. 1 БК РФ.

Пункт "е" ст. 84 Конституции РФ наделяет Президента Российской Федерации правом обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики нашего государства. Расширяя и уточняя данное положение, ст. 170 БК РФ закрепляет правило, согласно которому глава Российского государства не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет свое Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Не менее важную функцию в бюджетной сфере выполняют представительные и законодательные органы власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Небезызвестно, что на уровне Федерации представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание России, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума Российской Федерации как единственный законодательный орган власти занимает ведущее место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета, а также придания ему правовой формы. Этой процедуре в Бюджетном кодексе России отведено значительное количество статей, подробно регламентирующих порядок рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.

Успешно прошедший процедуру рассмотрения и утверждения Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете подлежит дальнейшей передаче в Совет Федерации на рассмотрение. Такое положение дел - императивное требование не только Бюджетного кодекса Российской Федерации, но, в первую очередь, Конституции России.

Как было сказано ранее, весомыми фигурами в бюджетной сфере являются также и органы исполнительной власти как общей, так и специальной компетенции. Согласно конституционным установкам на федеральном уровне исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации как орган исполнительной власти обладает широким кругом бюджетных полномочий, которые закреплены в ст. 165 БК РФ. Среди них и предоставленная государством возможность принятия нормативных актов в бюджетной сфере; составления проекта федерального бюджета, а также
бюджетов государственных внебюджетных фондов; разработки и представления в Правительство РФ основных направлений бюджетной и налоговой политики; осуществления сотрудничества с международными финансовыми организациями; установления порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений и мн. др.

Таким образом, система государственных органов власти различной компетенции как участников бюджетных правоотношений весьма разнообразна и обширна. Путем закрепления четких полномочий каждого органа власти и управления в отдельных нормативных правовых актах, а также принимая за основу функционирования такой системы принципы централизации, единства и иерархичности ее построения, государство создает весьма действенный механизм осуществления бюджетного регулирования и контроля.

В современной науке вопрос об определении объектов обычных правоотношений является дискуссионным.

Одни исследователи считают, что объектом правоотношений является интерес их субъектов, другие считают, что объект выражается в виде определенного материального блага, третьи склонны полагать, что объект правоотношения заключается в реализации субъектами действий по достижению своего интереса, которые выражаются в приобретении как материального, так и нематериального блага.

В связи с неопределенностью формулирования объекта обычного правоотношения, объект бюджетного правоотношения также не конкретен. Есть мнение, что объектом указанных правоотношений являются действия сторон данного правового отношения, которые направлены на формирование, расходование или использования средств федерального, регионального или местного бюджета.

По видам и характеру бюджетных правовых отношений их объектами могут быть:

  1. поступающие в бюджет определенного уровня денежные средства;

  2. доля денежных средств, использующаяся и расходующаяся из бюджетов разного уровня;

  3. доля денежных средств бюджета с казны государства;

  4. Законы о бюджете федеральном и региональном;

  5. проекты федеральных и региональных бюджетов;

  6. осуществляемая деятельность по реализации финансового контроля и учета и др.

Содержание бюджетных правоотношений составляют субъективные права и корреспондирующие им юридические обязанности субъектов правоотношений. Причем права и обязанности определяются в зависимости от степени причастности того или иного субъекта к участию в бюджетной деятельности страны.


Фундаментальным правом субъектов бюджетных правоотношений является право на соответствующий бюджет. Право на бюджет имеют государство, его территориальный субъект или муниципальное образование.

Из права на бюджет выделяется множество производных материальных прав, таких, как право на получение и включение в бюджет конкретных доходов, их использование в целях решения социальных, экономических и иных интересов административно-территориального образования.

Кроме того, органы государства и местного самоуправления сами могут иметь материальные права, например, право на получение денежных средств с бюджета.

За нарушение норм бюджетного законодательства или неисполнения обязательств к субъектам бюджетных правоотношений могут применяться определенные меры ответственности.

До выхода в свет Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», БК РФ содержал гл. 28, где были прописаны общие положения бюджетных нарушений и мер принуждения.

В настоящее нормы об ответственности регламентированы в гл. 29 и 30 БК РФ. Статья 306.1 БК РФ раскрывает понятие бюджетного нарушения и перечисляет его виды, ст. 306.2 формулирует бюджетные меры принуждения, в ст. 306.3 представлены полномочия финансовых органов и федерального казначейства по применению мер принуждения в сфере бюджета. Гл. 30 БК РФ перечисляет виды нарушений и меры принуждения за их совершение.

Необходимо отметить, что в настоящее время ответственность в бюджетной сфере определяется Кодексом об административных правонарушениях РФ2 (КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ3 (УК РФ).

Например, исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:

  1. нецелевое использование бюджетных средств;

  2. неправомерное использование бюджетных средств;

  3. неэффективное использование бюджетных средств;

  4. принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);

  5. нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);

  6. невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);

  7. нарушение порядка представления бюджетной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ).

За нарушение бюджетного законодательства установлены следующие виды ответственности:

  • административная (п. п. 2, 3 ст. 306.1 БК РФ);

  • уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. п. 2, 3 ст. 306.1 БК РФ);

  • в виде бюджетных мер принуждения, которые применяются к отдельным участникам бюджетного процесса (п. 1 ст. 306.1 БК РФ).