Файл: Проект студенческий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3. Методика использования наблюдения в экологическом воспитании дошкольников
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.

С.Н. Николаева предложила недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Эта методика заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:

а) ежедневное наблюдение за погодой;

б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);

в) поиск животных и наблюдений за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;


г) ежедневная работа с календарем [17].

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления природы, но и их явления на окружающие предметы.

Наблюдая за погодой, включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение. [17, с 73]

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создает яркие представления очевидных изменений в природе. [17, с. 79]

У Н.А. Рыжовой существует программа «Наш дом – природа». Она построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и другие). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение) [21, с. 32].

Н.Г. Лаврентьева предложила месячную методику ознакомления дошкольников с природой. Эта методология заключается в следующем: первую неделю детей знакомят с неживой природой. Проводят наблюдения за водой, изучают свойства состояние воды, во второй день наблюдают за солнцем, за погодой. Третий день за воздухом, ветром. Четвертый день наблюдения за землей, песком. На пятый день за осадками. Проводят целевую прогулку обобщают наблюдения [13].


Следующую неделю месяца наблюдают за растительным миром. Рассматривают травянистые растения, дерево, затем сравниваются с кустом. Наблюдение за кустом, сравнение с травянистыми растениями. Проводят обобщающую целевую прогулку на луг. Третью неделю наблюдают за животным миром. В первый день за насекомыми, на второй день сравнивают насекомых. Затем наблюдают за птицами, за млекопитающими. Проводят целевую прогулку по участку. В последний день недели проводят экскурсию в лес, в экосистему. На четвертой недели месяца знакомят детей с социальным миром. Также в последний день делают обобщение наблюдений с детьми [19, с. 244]

Таким образом, наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволят сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности и постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Действия дошкольника «наблюдения в природе» в процессе экологического воспитания способствуют не только приобретению знаний, умений, навыков и ценностных отношений, но и формируют основу экологической культуры, закладывают фундамент дальнейшего экологического воспитания в школе.


Глава 2. Результаты исследования формирования действий наблюдения в контексте экологического воспитания
2.1. Констатирующий этап эксперимента
С целью определения степени влияния метода наблюдения на экологическую культуру дошкольников, был организован педагогический эксперимент. Эксперимент проводился на базе старшей группы детского сада в три этапа. Исследование проводилось в течение 6 месяцев. В начале исследования (сентябрь, 2011 года) определялся исходный уровень экологической культуры детей.

Выборка исследования включала 20 детей старшей группы 5-6 лет. 10 детей старшей группы составили экспериментальную группу, занимающуюся по экспериментальной программе наблюдений. В контрольной группе были 10 детей того же возраста, занимающихся по общей программе.

Обработка фактического материала проводилась с целью оценки его достоверности и значимости, а также для выявления качественно однородных групп в массиве оцененных в исследовании характеристик и тесноты связи между ними.

Все вычислительные операции выполнялись по стандартной программе Windows-Statistic, предусматривающей расчет всех принятых статистических параметров выборки, а также процедуры корреляционного и факторного анализа. С помощью методов математической статистики были определены величины средних показателей, установлена достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами. Методом математической статистики был выбран расчет в t-критерии Стьюдента. Он предусматривает выявление достоверности различий полученных результатов.

Цель констатирующего эксперимента - выявление начального уровня сформированности экологических представлений у детей. Поэтому сначала были определены критерии сформированности экологических знаний:

1) - знания о неживой природе;

2) - уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;

3) - знания о временах года;

4) - уровень отношения к миру природы;

5) - знания о мире животных и растений.

Высокий уровень (13-15 баллов).

Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.


Средний уровень (8-12баллов).

Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

Уровень ниже среднего (5-7 баллов).

Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Результаты тестирования детей обеих групп после математической обработки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели сформированности экологических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента (баллы) n=10


№№ п/п

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Разность

t-критерий Стьюдента

P-достоверность различий

1

Знания о неживой природе

9,6±0,2

9,4±0,2

0,2±0,1

2,07

<0,05


2

Уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы

11,6±0,2

12,1±0,2

0,5±0,2

1,84

<0,05


3

Знания о временах года

11,5±0,2

11,8±0,2

0,3±0,1

2,13

<0,05


4

Уровень отношения к миру природы

12,1±0,3

12,6±,03

0,5±0,1

2,31

<0,05


5

Знания о мире животных и растений

11,2±0,3

11,6±0,3

0,4±0,1

2,31

<0,05