ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Календарь наблюдений за птицами.
Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.
Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:
- Начинает подкормку в конце октября - начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).
- На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.
- Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.
Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.
Календарь для дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических "следов" не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные "галочки" (символическое обозначение птиц).
Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени, (и недели), фиксируются разные особенности поведения птиц, (ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления.
Главным содержанием календарей всех возрастных групп является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.
Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта - дает возможность проследить динамику изменений состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте - зафиксировать в календаре прилет грачей, уток.
Таким образом, самими старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в контрольной группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за сезонными явлениями природы, животными, птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.
2.3. Контрольный этап эксперимента
На заключительном этапе эксперимента, в феврале 2012 года проводились контрольные испытания с целью определения уровня формирования экологической культуры детей контрольной и экспериментальной групп. Основной задачей на данном этапе являлось: проследить динамику изменения результатов тестирования в начале и конце эксперимента. Все результаты тестирования подверглись статистической обработке по t–критерию Стьюдента. Результаты приведены в таблице 2 и на диаграмме 1.
Таблица 2
Показатели сформированности экологических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (баллы) n=10
№№ п/п | Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Разность | t-критерий Стьюдента | P-достоверность различий |
1 | Знания о неживой природе | 11,5±0,2 | 12,2±0,2 | 0,7±0,1 | 2,16 | <0,05 |
2 | Уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы | 12,1±0,2 | 12,9±0,2 | 0,8±0,2 | 2,4 | <0,05 |
3 | Знания о временах года | 12,3±0,2 | 13,1±0,2 | 0,8±0,1 | 2,23 | <0,05 |
4 | Уровень отношения к миру природы | 12,6±0,3 | 13,3±,03 | 0,8±0,1 | 2,52 | <0,05 |
5 | Знания о мире животных и растений | 11,8±0,3 | 12,7±0,3 | 0,9±0,1 | 2,36 | <0,05 |
Диаграмма 1
Показатели динамики оценки сформированности экологических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента (сумма баллов)
Как показали наши сопоставительные исследования, показатели сформированности экологических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента имеют отличия. Дошкольники экспериментальной группы показали лучшую динамику сформированности экологических знаний по всем пяти критериям.
Так, в показателях «Знания о неживой природе» произошли сравнительно большие достоверные изменения средних показателей – в контрольной группе отмечено увеличение на 1,1 балла, в экспериментальной – на 2,0 балла (Р<0,05). Отмеченные статистические различия детей разных групп охватывают все исследуемые параметры: уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы (+0,5 в контрольной +0,8 в экспериментальной); знания о временах года (+0,8 в контрольной +1,3 в экспериментальной); уровень отношения к миру природы (+0,5 в контрольной +0,7 в экспериментальной); знания о мире животных и растений (+0,6 в контрольной +1,1 в экспериментальной) при Р<0,05. Такой факт говорит о том, что все составляющие критерия сформированности экологических знаний претерпели значительные изменения под влиянием экспериментальной работы с детьми.
Выводы: Поведенная нами диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей экологических знаний показала лучшую положительную динамику у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Поскольку на формирующем этапе в экспериментальной группе занятия по экологии проводились с преобладанием метода наблюдения, наша гипотеза подтвердилась.
Заключение
Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующие выводы.
1. Задачи и содержание экологического воспитания дошкольников определяются, исходя из общественной потребности сохранить и передать будущим поколениям экологическую культуру. Достижение этой цели возможно лишь совокупностью методов экологического воспитания. Наблюдение является ведущим методом для дошкольников, поскольку соответствует их психическому развитию. В работе рассмотрено понятие метода наблюдения и определено, что метод – это путь к достижению поставленной цели, наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов явлений природы.
В современной литературе по экологическому воспитанию дошкольников представлены методики использования наблюдения в экологическом образовании. Такие как недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы у С. Н. Николаевой, у Н. А. Рыжовой – блоки занятий по наблюдению, у Н. Г. Лаврентьевой – месячная методика проведения наблюдений.
2. В работе показан эксперимент по использованию метода наблюдения в экологическом воспитании дошкольников.
Эксперимент проводился на базе старшей группы детского сада в три этапа. Исследование проводилось в течение 6 месяцев в виде циклов. Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, однако взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о природе, о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.
Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.
По результатам наблюдений заполнялись календари, которые отражали определенные свойства наблюдаемых объектов. Календари наблюдений велись: за сезонными явлениями природы, за ростом и развитием живых существ (животных и растений), за птицами.
3. На контрольном этапе эксперимента показатели сформированности экологических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента имеют существенные отличия. Данные исследования говорит о том, что все составляющие критерия сформированности экологических знаний претерпели значительные изменения под влиянием экспериментальной работы с детьми. Дошкольники экспериментальной группы показали лучшую положительную динамику сформированности экологических знаний по всем пяти исследуемым критериям.
Следовательно, наша гипотеза подтвердилась, поскольку на формирующем этапе в экспериментальной группе занятия по экологии проводились с преобладанием метода наблюдения.
Список литературы
1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5.
3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.
4. Богданец, Т. Наблюдаем природу – готовимся к школе // Дошкольное воспитание. – №7. – 2003. – с. 84-87