Файл: 1. Экспериментальный метод в истории психологии Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей. Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.

5. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

Ответ: Закон Вебера — Фехнера гласит о том, что сила звука увеличивается в геометрической прогрессии, а громкость — в арифметической.


6.Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?

Ответ: в 1879 году.
7. Какова основная задача психологии по В. Вундту?

Ответ: Основной задачей психологии по В. Вундту является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль, так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.

8. Основателем психофизики является…

Ответ: Основателем психофизики является известный немецкий физик и психолог Густав Теодор Фехнер (1801-1887).
9. Основателем психометрии является... .

Ответ: Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрики», включил ментальные измерения в антропометрические данные.
10.Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?

Ответ: Исследования памяти человека проводили учёные А. Бергсон, П. Жане, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др. Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Герман Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

11.Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.

Ответ:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят на человека особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу и надолго, и но истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в его памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого или, наоборот, ошибаться, но быть уверенным в том, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
5. Если увеличить число элементов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество элементов в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. Если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то нонадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют связанное целое.

9. Повторение несколько раз подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений во времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие внимания не может быть возмещено простым увеличением числа повторений.
12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным и неизменным. Будучи запомненным в одном виде, оно со временем может несколько видоизмениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и в свою очередь изменившись под их воздействием.
12.Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?

Ответ: Этими учеными были открыты тесты на измерение ума и интеллекта.
13.С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?

Ответ: Тесты были разработаны с целью измерения когнитивных дисфункций у клинически подозрительных людей. Первоначально они были нормированы для молодых взрослых, то есть для тех, кто в концептуальной схеме был бы классифицирован как находящиеся на стадии достижения, хотя нормы для людей среднего и старшего возраста в настоящее время доступны.
14.Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?

Ответ: Бихевиоризм – один из экспериментальных методов психологии. Его создателем считается американский ученый Джон Уотсон (1878–1958). Он открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии, а именно душевных явлений (объявив их принципиально непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов) на поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Для этого вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен па выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснить поведение как реакции на стимулы. Таким образом бихевиоризм своими экспериментальными исследованиями внес огромный вклад в развитие экспериментальной психологии.

15.Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?

Ответ: Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является созданный им метод естественного эксперимента, благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.
16.Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?

Ответ: Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений с помощью экспериментальных методов.
Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний и превращения психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Экспериментальная психология начинает охватывать исследованиями не только общие законы протекания психических процессов, но и индивидуальные особенности чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл)
Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление – дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия между людьми и их группами.
Кроме того, достижения экспериментальной психологии, как академической науки, решавшей фундаментальные задачи, позже получают и широкое практическое применение в различных сферах деятельности людей: от дошкольной психологии и педагогики до космонавтики.
Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.

Практическое занятие №2. Тема 3. Особенности психологического эксперимента
Задание № 1.

Напишите эссе по теме.
Этика психологических исследований.
Каждый психолог-исследователь, задумавший реализовать эксперимент, сталкивается с дилеммой: с одной стороны, для получения достоверных результатов условия проведения эксперимента должны быть максимально приближены к реальности, поведение испытуемых должно быть естественным, а с другой стороны нельзя причинять испытуемым боль, дискомфорт, подвергать их страданиям и стрессу. Исследователей также беспокоит здоровье и благополучие людей, участвующих в экспериментах. Психологи постоянно открывают новую важную информацию о социальном поведении человека, о предрассудках, агрессии, конформизме и других явлениях. Очень вероятно, что многие эти открытия по своей природе вызовут дискомфорт у участников эксперимента. Таким образом, для науки порой требуется то, что противоречит положениям этики. И эту дилемму не так просто разрешить.
В основе этой проблемы лежит конфликт между правами отдельной личности и нуждами общества. Часть ученых утверждает, что меры контролирующие исследований ограничивают науку и творчество. Но большинство психологов соглашаются с необходимостью таких мер. Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала. Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией. Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации. Профессиональный статус психолога