Файл: 1. Экспериментальный метод в истории психологии Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достоверности полученных данных. Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы: плагиат, представление «заимствованных» идей как собственных; фабрикация данных исследования; сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата; сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора; сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.
Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях — это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам.
Задание № 2.
Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:
Задание № 3.
Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:
Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях — это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам.
Задание № 2.
Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:
№ | Авторы, название статьи | Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы) | Содержание исследования | Практическая значимость исследования | Наиболее интересные факты и выводы |
1 | Зинченко Е.В. Самораскрытие и психическое здоровье личности | Психология здоровья и безопасности человека, 2005 г, 98 с. | Люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным – средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. для лиц женского пола характерен больший объем самораскрытия, чем для лиц мужского пола. | Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням. | Самораскрытие личности является важной составляющей психического здоровья субъекта. Подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности |
2 | Буркова Светлана Алексеевна, Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций | Кафедра психологии и психофизиологии ребенка, СПб 2009 г. | Распределение детей по уровням самооценки по методикам «Лесенка» и Дембо – Рубинштейна показало, что большинство первоклассников имеют высокую самооценку. Однако, уровень искажения информации о себе значительно влияет на детскую самооценку. В ходе исследований было обнаружено, что К высокому уровню искажения относились дети, у которых измененные ответы и на наказание, и на поощрение, к среднему – дети, у которых были измененные реакции либо на поощрение, либо на наказание, к низкому – дети, которые могли называть свои чувства, вспоминая и наказание, и поощрение. | Методика «Лесенка» в большей мере раскрывает представление ребенка об отношении к нему других людей (общая). Методика Дембо – Рубинштейн усиливает оценку себя по заранее заданным качествам (частная). | На формирование самооценки значительное влияние оказывают механизмы, активирующиеся в том случае, когда эмоциональные переживания при наказании угрожают целостности личности. |
3 | Лисова Е.Н, Особенности профессионального становления студентов-психологов | Территория науки, 2006 г. 148. | Особое своеобразие подготовке студентов придает то, что на личность психолога оказывает огромное влияние коммуникация в ситуации «психолог-клиент», независимо от того реальная эта ситуация или проигрываемая на практическом занятии. Такое влияние связано с процессом отражения себя в другом, возможностью увидеть себя глазами другого человека, с постепенным куммулятивным образованием личности как социального качества на основе получаемой информации. В период обучения в вузе у психологов повышаются показатели общительности, экспрессивности и ряд других, студенты приобретают опыт в общении, который компенсирует скрытность и обособленность во внешних проявлениях | Профессиональная самореализация психолога видится студентам 2-3 курса уже не как воздействие, а как взаимодействие с другими людьми посредством определенных психологических знаний, умений и навыков. Ими утверждается, что только в случае, если психолог принимает себя, то им может быть оказана психологическая помощь клиенту. | Люди в какой-то степени не понимают сущность психологической профессии и идут в нее, в основном, за решением своих психологических проблем. В содержании самооценочного, житейского компонентов и компонента «практический опыт» – выбор профессии психолога осуществляют люди с психологическими проблемами, а по окончании вуза должен сформироваться специалист без психологических, субъективных трудностей. Сложный, противоречивый характер профессионального становления студентов-психологов является как основой профессионального развития, так и угрожает стабильности системы профессионального становления, как в ходе самого обучения в вузе, так и после него (в форме профессиональных деструкций и пр.) |
Задание № 3.
Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:
По способу организации | По характеру влияния | По цели исследования | Соответствие реальности |
Лабораторный эксперимент -проводится в лабораторных условиях; | Констатирующий эксперимент - эксперимент, цель которого установить причинно-следственную связь между явлениями; | Поисковый эксперимент - эксперимент направлен на поиск каузальной (причинно-следственной) связи; | Идеальный эксперимент - эксперимент организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные - контролируются |
Естественный эксперимент - проводится в естественных условиях, обычных для участников, которые не проинформированы о влияниях; | Формирующий эксперимент - эксперимент, цель которого сформировать определенные явления. | Подтверждающий эксперимент-эксперимент, направленный на установление вида функциональной количественной связи между явлениями; | Реальный эксперимент - эксперимент, в котором изменяется целый ряд условий в силу реальности (естественности) проведения; |
Полевой эксперимент - эксперимент по схеме естественного, оснащение может использоваться, участники проинформированы об эксперименте. | | Пилотажный эксперимент - пробный эксперимент, первый в серии. | Эксперимент полного соответствия - экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности. |