Файл: Математическая грамотность Комова Инна Петровна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Математическая грамотность

Комова Инна Петровна,

учитель математики МБОУ СОШ №1
Эта разработка является итогом обучения на курсах «Цифровая экосистема». В ходе занятий необходимо было выполнить практические задания по разным темам. Ситуация была предложена разработчиками курсов, а задания к ситуации нужно было составить обучающимся. В этой статье приводятся задания, разработанные мной в ходе обучения.

                  1. Основные понятия


Математическая грамотность—это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Контексты — это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках описанной ситуации

(личный, общественный, профессиональный и научный).

Математическое содержание разделяется на блоки:

-изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

-пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;

-количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;

-неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
Задания по направлениям
1. Распознавание математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях



    1. Задача про гаджеты.

Трудно представить жизнь современного школьника без гаджетов, которые они используют для общения, обучения и развлечений. Однако, по мнению специалистов, гаджеты приносят школьникам не только пользу, но и вред здоровью – ухудшают зрение, портят осанку, влияют на нервную систему и др. Поэтому специалисты рекомендуют детям до 12 лет проводить за компьютером не более 1,5 часа в день.

Егору 11 лет, он учится в шестом классе и как все его сверстники очень любит гаджеты. Мама Егора решила посчитать, сколько времени он проводит с гаджетами. Один день она записывала все время, проведенное Егора с гаджетами, а затем занесла полученные данные в таблицу.

Использование гаджета

Количество времени

Общение с друзьями в социальных сетях

15.00-16.00, 21.00-21.30

Подготовка к зачетной работе по математике с помощью ресурсов Интернет

17.00-17-30

Игры на телефоне

19.00-20.00

Просмотр видеороликов на различных ресурсах Интернет

20.00-21.00

Задание 1.1 Соответствует ли время, которое проводит Егор с гаджетами, рекомендациям специалистов? Ответ: не соответствует

Задание 1.2 Специалисты советуют целесообразно перераспределить время использования гаджетов:

-на помощь в обучении - 25% времени;

-на общение с друзьями — 20% времени;

-на развитие навыков работы с программами-приложениями — 2/5 времени;

-на развлечения- остальное время.
Сколько времени в минутах максимально может составить просмотр Егором видеороликов на сервисе ТикТок согласно этому распределению?

Выберите один из ответов:

  1. 15 мин;

  2. 13,5 мин;

  3. 10,5 мин;

  4. 60 мин.

Решение: 2\5 это 40%, значит на полезные дела уходит 25%+20%+40%=85%

на развлечения 15%, т. е. 90 мин х 0,15=13,5 мин. Верный ответ 2)

Задание 1.3 В 12 лет время использования гаджетов по рекомендациям специалистов может увеличиться на 2/3. Сколько минут в день сможет просматривать Егор видеоролики на сервисе ТикТок после исполнения 12 лет?



Решение: 2\3 от 90 мин это 60 минут, значит общее время составит 150 минут.

150 х 0,15 =22,5 минуты.

Задание выполнено верно, если приведены все рассуждения и дан верный ответ.



Задание 2. Проблемы загрязнения окружающей среды
20 декабря 2013 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 марта Всемирным днем дикой природы с целью повысить уровень осведомленности широкой общественности в вопросах дикой фауны и флоры. В школе ежегодно проводятся акции в защиту животных. Учащиеся принимают участие в конкурсах плакатов и проектов, посвященных сохранению природной среды.

В школе всего учится 540 учащихся, из них – 35% учащихся начальной школы, 30% учащихся 5-6 классов и 25% учащихся 7-9 классов, остальные – учащиеся 10-11 классов.

Задание 2.1 Учащиеся старших классов вышли на уборку берега реки от различного бытового мусора. Каждый ученик 10-11 классов собрал до 10 кг мусора. Сколько контейнеров потребуется для вывоза собранного мусора, если в каждый контейнер входит до 100 кг?

Решение: 35%+30%+25%=85%, значит ученики 10-11 классов составляют 10%. 540 х 0,1= 54 ученика. 54 х 10= 540 (кг) мусора всего убрано. 540:100=5(40 остаток). Значит потребуется 6 контейнеров.
Задание выполнено верно, если приведены все рассуждения и дан верный ответ

Задание 2.2 Пятиклассники провели опрос в своей школе и выяснили, что ребята считают основными причинами, по которым животные лишаются еды и крова:

  • осушение болот — 45 % опрошенных;

  • вырубку лесов — 50% опрошенных;

  • охоту браконьеров -10 человек.

Можно ли утверждать, что более 210 человек из опрошенных считают основными причинами голода в животом мире экологические проблемы?Решение: 45%+50%=95%, значит 10 человек это 5%. Значит всего опрошено 10 х 20=200 человек. 210>200, и больше 190, значит это невозможно.

Задание выполнено верно, если приведены все рассуждения, обоснован выбор экологических проблем и дан верный ответ


Задание 3
На рисунке изображено 5 фигур, составленных из четырех окружностей.


Выберите фигуру, которая удовлетворяет каждому из приведенных условий:

а) Две окружности касаются третьей ;


б) Расстояние от центра окружности О до центров окружностей О1 и О2 больше радиуса R1;

в) ОО1=ОО2;

г) окружности О1 и О2 пересекаются в двух точках;

д) Треугольник с вершинами О, О1 и О2 равнобедренный.

2. Построение математических моделей и обоснованный выбор математического аппарата для решения реальных проблем

З адание 1. Клумба



Для создания клумбы площадью 10 кв.м в городском парке необходимы луковицы тюльпанов и нарциссов. Плотность посадки луковичных растений на 1 кв.м следующая: тюльпаны 15-18 шт., нарциссы 12-15 шт.

Озеленители решили разбить клумбу, 4 4/5 площади которой занимают нарциссы, а остальную часть тюльпаны.

1.1 Пусть площадь, занятая тюльпанами — х кв.м, а нарциссами у кв. м. Общее количество растений, удовлетворяющее условиям задания, обозначим Р. Какое наименьшее количество Р растений понадобится для озеленения клумбы?

Выберите математическую модель для решения задачи.

а) Р = 15х+12у;

б) Р = 18х+15у;

в) Р = 15х+15у;

г) Р = 18х+15у.

1.2 Дайте ответ на вопрос: какое минимальное количество растений понадобится для посадки? ________________

1.3 Изменится ли математическая модель решения задачи, если площадь, занятая тюльпанами, будет составлять 3\10 площади клумбы?

  1. да;

  2. нет.

1.4 Дайте ответ на вопрос: какое минимальное количество растений понадобится при таком распределении площади, отведенной под нарциссы и тюльпаны?

Оценивание: верный выбор варианта ответа в заданиях 1.1 и 1.3 и верный ответ на вопрос 1.2 и 1.4.

Решение: х=10*(1/5); у=10*(4/5)

вариант а) Р=15*2+12*8=126 растений всего.

В вопросе 1.3 верный ответ 2). Формула не изменится, изменятся значения х=3 и у=7. В задании 1.4 Р=3*15+7*12=129

З адание 2. Помощь


Учащиеся школы узнали, что брату одного из учеников требуется дорогостоящая операция, и решили оказать посильную помощь в сборе средств. На Ученическом совете было принято решение собрать макулатуру и провести благотворительную ярмарку и вырученные деньги отдать в фонд помощи больному ребенку. В сборе макулатуры принимали участие ученики начальной, основной и старшей школы. Учащиеся начальной школы собрали 20% всего объема собранной макулатуры, учащиеся основной школы – 50% , остальную макулатуру собрали учащиеся старшей школы. Килограмм макулатуры можно сдать в приемный пункт по цене 18 рублей за 1 кг.


    1. Какая диаграмма точнее соответствует распределению собранной макулатуры по ступеням обучения? Выберите один из вариантов ответа.



а)

б)






в)

    1. Операция стоит 5000 рублей. Каким может быть минимальное значение А (целое количество собранной макулатуры, в кг) в формуле, дающей общую сумму, собранную школьниками, чтобы денег на оплату операции хватило:

а) А х 18 >= 5000;

б) А х 18 < =5000.

Выберите вариант, который считаете верным и запишите ответ в поле ___________.

Как изменится математическая модель, если нужно определить сумму денег, собранных учащимися старшей школы, при условии, что набрана нужная сумма.

Запишите в ответе математическую модель __________________. Вычислите эту сумму в рублях.______________

Решение: В задании 2.1 верно показано распределение на диаграмме б).