Файл: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки:
« Теория и методика начального обучения»
дипломная работа
на тему
«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках изобразительного искусства»
Автор работы (проекта): Лазовик Ирина Викторовна
Руководитель: Винарчук Валентина Николаевна
Заведующий кафедрой: Глаголева Юлия Игоревна
г. Санкт-Петербург
2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
1.1. Понятие коммуникативных универсальных учебных действий.
1.2.Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.
1.3.Возрастные особенности формирования коммуникативных действий у младших школьников.
1.4.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.
1.5.Упражнения и игры на развитие коммуникативных универсальных учебных действий
Выводы к 1 главе
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
2.1. Изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
2.2.Аналитическая справка по результатам изучения коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников.
Выводы к 2 главе
Библиографический список
Приложение
Введение
В каждом обществе всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, которые отражают набор ценностных нормативных характеристик, прилагаемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности
, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
требований к результату образования;
требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.). Сегодня важно дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в ФГОС.
Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями.
Актуальность заключается в потребности учителей начальных классов в разработке определённой системы работы, направленной на формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительной деятельности.
Поэтому проблема исследования заключается в противоречии между потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель – отработать и экспериментально проверить комплекс методик и методических приемов, способствующий формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в начальной школе.
Предмет исследования: дидактические приемы и игры, способствующие формированию коммуникативных действий младших школьников на уроках изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если систематически и целенаправленно использовать комплекс дидактических приемов и игр на уроках в начальной школе, то это будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Отобрать и апробировать на уроках комплекс дидактических приемов и игр, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Проследить динамику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме, тестирование, естественный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов диагностики.
База исследования: ГБОУ школа-интернат №576 среднего общего образования с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района города Санкт-Петербурга.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
1.1. Понятие коммуникативных универсальных учебных действий.
Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит Концепция развития универсальных учебных действий, разработаная на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Системно-деятельностный подход в образовании отраженный в трудах учёных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. К числу основных задач образования как института социализации относятся следующие:
приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.
Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.
Все это содержится в особом документе - программе формирования универсальных учебных действий.
Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Все-таки вне предмета универсальные учебные действия не сформируешь. Понимая их общий характер, учитель каждого предмета на конкретном содержании может реализовать эти рекомендации с учетом специфики предмета.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Функции УУД состоят,
во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
во-вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностный.
2. Регулятивный.
3. Познавательный.
4. Коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1.2. Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.
В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.