Файл: Лекция 7 Теоретические основы надежности машин сельскохозяйственной техники.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 7 Теоретические основы надежности машин сельскохозяйственной техники


Эксплуатация электрооборудования и средств автоматизации

Кафедра электрических машин и электрооборудования

Лектор - к.т.н., доцент Туктаров М.Ф.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ МАШИН

3

1.1

Введение в предмет. Основные понятия и определения

3

1.2

Качество машин

4

1.3

Надежность машин

8

1.4

Классификация терминов надежности

10

1.5

Экономический показатель надежности

19

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

22

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ МАШИН

1.1 Введение в предмет. Основные понятия и определения

При изучении надежности технических устройств рассматриваются самые разнообразные объекты. При этом под объектом понимается предмет определенного целевого назначения, рассматриваемый в период проектирования, изготовления, эксплуатации, исследования и испытаний на надежность. Для машиностроения объектом рассмотрения являются его изделия, а продукцией - с.-х. машины и oрудия. В зависимости от поставленной задачи изделием может быть отдельная деталь, кинематическая пара, узел, агрегат, машина в целом или система машин. Каждое изделие характеризуется выходными параметрами - величинами, определяющими показатели качества данного изделия.

Выходные параметры характеризуют самые разнообразные свойства изделия в зависимости от его назначения и тех требований, которые к нему предъявляются. Это могут быть показатели точности функционирования, механические и прочностные характеристики, кинематические и динамические параметры, экономические показатели и др. Допустимое значение выходных параметров оговаривается в нормативных документах (стандартах, ТУ).

1.2 Качество машин

Качество машин - совокупность их свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

1. показатели назначения, характеризующие приспособленность изделий к использованию их по назначению (мощность, производительность, маневренность, КПД и пр.);


2. показатели надежности (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость);

3. показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкции и технологию ее производства;

4. экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление, использование изделий и экономическую эффективность их эксплуатации (например, интегральный показатель);

Если понятие «качество» расчленить на составляющие, то к ним можно будет отнести следующие основные показатели:

Таким образом, надежность является одним из свойств машины, определяющих ее качество.

5. показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования стандартных узлов;

6. экологические показатели, характеризующие систему «человек - изделие – среда», т.е. комплекс гигиенических, физиологических, психологических и других свойств;

7. эстетические показатели, охватывающие такие свойства, как красота форм, оригинальность, выразительность, гармоничность, соответствие среде и др.;

8. патентно-правовые показатели, определяющие патентную чистоту изделия.

Надежность машин отражает изменения их свойств во времени в процессе эксплуатации. Основные понятия надежности определены ГОСТом 27.002-83.

Надежность есть свойство объекта (машины или ее составной части, агрегата, узла, детали и т.п.) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, ТО, ремонтов, хранения и транспортирования.

Надежность машин - сложное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения состоит из сочетания следующих свойств:

безотказности

долговечности

ремонтопригодности

сохраняемости

1.3 Надежность машин

Все основные термины в соответствии с ГОСТом и другими источниками (а их 89) классифицируются по четырем группам (см. таблицу 1.1).

1.4 Классификация терминов надежности

Объекты

Состояния и события

Свойства

Количественные

показатели

Изделия:

Единичные:

машина, агрегаты,

узлы, детали, приборы, сборочные единицы

Исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное

Надежность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность

Вероятность безотказной работы

Элементы

Повреждение

Наработка на отказ

Часть системы,

предназначенная

для выполнения

заданных функций

Отказ, предельное состояние

Сохраняемость

Средний ресурс,

средний срок сохраняемости, вероятность восстановления

Системы:

Комплексные:

совокупность совместно действующих элементов

Коэффициент готовности, коэффициент технического использования


Оценка продолжительности ремонтного цикла

Из рассмотрения содержания проблемы надежности машин следует, что это свойство характеризуется в первую очередь способностью выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах в соответствии с ТУ.

Надежность - одна из главных оценок качества и эксплуатационных характеристик с.-х. машины. Она является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих

Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, хранения и транспортирования.

Не уменьшая роли и влияния на уровень надежности машин основных факторов, следует сказать, что все свойства машин, в том числе и показатели их надежности, создаются и закладываются при конструировании машины, ее изготовлении, проявляются и используются в процессе эксплуатации и частично возобновляются при ремонте.

Эти характеристики являются функцией большого числа факторов - конструктивного, производственно-технологического и эксплуатационного.

8

Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени, или некоторой наработки.

Основной показатель безотказности - вероятность безотказной работы. Это вероятность того, что в интервале времени от 0 до t отказ не наступит, т.е. вероятность того, что отказ наступит в интервале времени от t до ∞

Вероятность безотказной работы P(t) - функция времени.

Показатель безотказности определяет шанс изделия проработать без отказов заданный интервал времени. Допустимое значение P(t) выбирается в зависимости от степени опасности отказа. Например, для ответственных деталей машин авиационной техники P(t) = 0,9999 → 1. В таблице 1.2 представлена классификация машин по надежности в зависимости от последствий, к которым может привести их отказ.

Последствия отказа

Допустимая вероятность

безотказной работы

Тип машин

Катастрофические: авария, катастрофа, невыполнение ответственного задания

P(t) → 1

Летательные аппараты, подъемно- транспортные машины, машины химического производства

Экономический: повышенные потери времени от простоев, работа на пониженных режимах с ухудшенными параметрами

Значительный ущерб:

P(t) ≥ 0,99

незначительный ущерб:

P(t) ≤ 0,9

Технологическое оборудование, с.-х. и бытовые

машины

Без последствий, затраты на ремонт в пределах нормы

P(t) ≤ 0,9

Отдельные узлы и элементы машин


Безотказность

Зависимость вероятности безотказной работы машин P(t) от времени эксплуатации

По статистическим данным вероятность безотказной работы машин определяется по формуле:

где N0 - число объектов; n(t) - число отказов объектов за время.

Достоинство показателя безотказности - возможность достаточно просто судить о надежности. Безотказность машин меняется во времени или по мере увеличения наработки, и этот процесс изменения имеет свои закономерности, которые изучаются и оцениваются в соответствии с теорией надежности (рисунок 1.1).

Зависимость вероятности безотказной работы машин P(t) от времени эксплуатации

Зависимость вероятности безотказной работы машин P(t) от времени эксплуатации

На графике рисунка показана кривая вероятности отказов P (t) o , которая симметрична по отношению к P(t) и показывает вероятность того, что при определенных условиях в заданном интервале времени возникает хотя бы один отказ.

При определении показателей безотказности учитывают последствия, к которым приводят отказы, и склонность к восстановлению работоспособности путем подразделения отказов на три группы сложности.

I группа - отказы, устраняемые ремонтом или заменой деталей, расположенных снаружи узлов и агрегатов, без их разборки, а также отказы, устранение которых требует внеочередного проведения операций TO-1 и ТО-2.

II группа - отказы, устраняемые ремонтом или заменой легкодоступных узлов и агрегатов, а также те, устранение которых требует раскрытия внутренних полостей основных агрегатов без их разборки или внеочередного проведения операций ТО-2.

Для устранения отказов III группы необходимы разборка или расчленение основных агрегатов.

Ремонтопригодность

Ремонтопригодность - свойство изделия, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта.

Ремонтопригодность машин должна рассматриваться как одно из важнейших требований к современной технике, предполагающее минимальные затраты труда, времени, средств на выполнение работ по поддержание, контролю и восстановлению работоспособности машин.

Затраты на ремонт и ТО в 4-6 раз превышают стоимость машин при их производстве. На долю заводов, выпускающих новые тракторы, приходится лишь 22% производственных мощностей, на долю заводов, изготовляющих запасные части к тракторам, - 34%, на долю ремонтных предприятий – 44%. То есть на ремонт тракторов затрачивается почти в 4 раза больше производственных мощностей, чем на выпуск новых


Под ремонтопригодностью машин понимается такое свойство конструкции машин, которое выражается в их приспособленности к работам, выполняемым при ТО и ремонте.

К числу показателей ремонтопригодности относятся оперативные показатели (среднее время восстановления, вероятность восстановления в заданное время) и экономические показателя (средние и удельные затраты, труда и денежных средств на ТО и ремонт), а также комплексные показатели надежности - коэффициент готовности и коэффициент технического использования.

Под средним временем восстановления Тв понимают математическое ожидание времени восстановления работоспособности. При известном законе распределения среднее время восстановления определяется по формуле:

При оценке среднего времени восстановления по статическим данным, полученным в результате испытаний, показатель находится по формуле:

где m – количество отказов, наблюдаемых в процессе эксплуатации; tвi - время устранения i – го отказа.

Вероятность восстановления машин в заданное время:

Определение вероятности восстановления Pв(t) требует значения закона распределения времени восстановления. В качестве математической модели времени восстановления наиболее часто используют следующие виды функций распределения времени восстановления машин: экспоненциальное распределение, распределение Вейбулла, нормальное распределение.

Конкретный вид функции Pв(t) определяется конструктивными особенностями типа машин и условиями их восстановления.

Ремонтопригодность

Интенсивность отказа

Интенсивность отказа – это вероятность отказа изделия в единицу времени после момента t при условии, что отказа до момента t не поступило.

Интенсивность отказа изделий – условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого изделия для рассматриваемого момента времени.

Интенсивность отказов изделий можно определить по приближенной формуле:

где N(t) – число изделий, оставшихся в работоспособном состоянии до наработки t; Δt – принятый интервал времени.

Важным показателем безотказности с.-х. машин является параметр потока отказов. В этом случае отказавшие элементы заменяют на исправные, и работоспособность изделия восстанавливается, т.е. наблюдаются поток отказов и поток восстановления.