Файл: Задачи Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык

Группа

Студент

Москва 2019





Задачи
Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь);

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов);

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев);

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин).
Литературный язык – высшая форма национального языка, для которой характерно наличие общеобязательных норм, зафиксированных в справочниках и словарях.

В других определениях тоже отмечены эти признаки (но акцент делается на какой-либо один из них). На мой взгляд, в них важны следующие моменты (по каждому определению): 1) различные стили, которые обслуживают различные потребности; 2) Образцовость; 3) Изменчивость и необходимость регулярного нормирования; 4) Общеобязательность.

Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.


Правила

Нормы

  1. постановки ударения

  2. произношения

  3. употребления слов

  4. образования слов

  5. образования грамматических форм слова

  6. объединения слов в словосочетания и предложения

  7. написания слов

  8. постановки знаков препинания



  1. Акцентологические

  2. Орфоэпические

  3. Лексические

  4. Словообразовательные

  5. Морфологические

  6. Синтаксические

  7. Орфографические

  8. Пунктуационные



Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.

1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А.М. Пешковский)

2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе… (Э. Косериу)

3. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов. (С.И. Ожегов)

4. Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей. (К.С. Горбачевич)

Основные признаки: восприятие речи старших поколений и языка писателей-классиков как нормы (следование традиции); осознанный отбор языковых элементов и признание ряда из них общеобязательными; отражение закономерностей языковой системы.
Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.

Если, например, на собеседование в серьезную компанию приходит соискатель, который делает грубейшие ошибки (неправильные ударения, и так далее), то это показывает ,что он уделял недостаточное внимание самообразованию, а также игнорировал общеобязательное изучение русского зыка (в школе, институте). Отсюда можно сделать вывод, что у этого человека: неуважение к родному языку, слабая сила воли, неуважение к нормам, и так далее. Другими словами, наличие такого изъяна вполне может свидетельствовать о том, что есть и другие признаки отсутствия культуры личности. Например, это человек может «наплевательски» относится и к своим прямым обязанностям.

Задание. Найдите ошибки в следующих высказываниях:

1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. Неверное ударение.

2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. Нужно: с тем, что.

3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. Нужно: внимание уделяется; занимает большую часть времени.

4. В современных переводах много языковых погрешностей. Нужно: много ошибок.

5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. Нужно: такой многофункциональный орган.

6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. Нужно: подчеркнуть то.

7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону… Нужно: граждан.

8. Многие приняли участие в крёстном ходе. Нужно: в крестном.

Задачи

Задание. Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?

Это свидетельствует о том, что орфоэпические нормы меняются со временем. В данном случае – речь идет о том, что в 20-е годы произношение безударного гласного [а] в первом слоге было более близко к звуку [ы], чем сейчас. Следовательно, Аванесов, привыкший к старой норме, мог сделать вывод о том, что в фамилии пишется [и] (поскольку звук [ы] зачастую фиксируется на письме именно так).
Исправьте предложения.

1. А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями. Все слетаются к ней в деревню, как саранча.

А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями, и по-прежнему приезжают к ней в деревню.

2.Автор любит и восхищается своей героиней.

Автор любит свою героиню и восхищается ею.

3.У процентщицы под кабалой находится множество людей.

В зависимости от процентщицы находится множество людей.

4.Русские традиции прижились в этой семье. Они славятся дружелюбием.

Русские традиции прижились в этой семье, которая славится гостеприимством.

5. Будущее представляется Гоголю в победе жизненной души над мертвецкими общественными порядками.

Будущее представляется Гоголю в победе жизни над устаревшими общественными порядками.

6.Но во благо ли это Евгению, россу, человеку, личности?


Но во благо ли это Евгению как личности и как россиянину?

7. На мой взгляд, самое удивительное — это то, что природа настолько очаровывает Жуковского , что выразить все то , что рождается в его душе от общения с невозможной красотой , невозможно.

На мой взгляд, самое удивительное — это то, что природа настолько очаровывает Жуковского, что становится невозможно выразить все чувства, которые рождаются в его душе от общения с красотой.

8.Жизненные неудачи ожесточились.

Жизненные неудачи ожесточили героя.
2. Система коммуникативных качеств речи.

а ) Точность речи

1. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?

Самолет сделал смертельную петлю. Мертвую петлю/смертельный номер.

Бойцы стали собираться в наступление. Собираться в поход/готовиться к наступлению.

Ульяна Громова — верная дочка своего народа. Верная дочка/дочь своего народа.

Плюшкин ходил в дряхлом халате. Дряхлый человек/драный халат.

Свое призвание он видит в службе искусству. Служении.

Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. Потраченном.

Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. Предъявлено.

Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? В ближайшее время (в будущем)/за последнее время (прошлое).

Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. Изменился/сменился.

Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. Представлена/предоставлена.

2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.

Наш папа по происхождению одессит. Уроженец Одессы.

Среди многих писем процитируем лишь одно. Из.

На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его.

Во время.

Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. Сесть на автобус, идущий в противоположном направлении.

Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. Подарили.

Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы. Разбитой.

Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. Медицинскими услугами.

Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? Утрате.

На картине была нарисована группа людей. Изображена.

Некрасов широко применял русское народное творчество
. Часто опирался на русское народное творчество.

В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. В клюве.

На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. Ознакомились.

Для удобства пользования альманах снабжен содержанием. В альманахе есть оглавление.

Это постановление положит конец прогульщикам. Прогулам.

Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит. После службы в авиации.

Конница нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. Заднему флангу.

Раскольников убил бабушку. Старуху.

На выставке представлено 25 наименований продукции. Видов товара.

У нас в столовой самообслуживание: покушал — убирайся сам. Поел – убери сам.

Из клуба выскочила чья-то фигура. Выскочил какой-то человек.

Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. Тоже высказаться.

На пространстве нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется. На протяжении.

Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. Сокрушенно.

Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом. По многолетним традициям Аэрофлота каждый пассажир удостоен внимания.

Далее мы коснемся этого вопроса более подробно. Рассмотрим этот вопрос.

В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен — Е.Зайцева, М.Ширина, С.Кобозева… Несколько спортсменов.

Всё стихотворение пронизано революционным уклоном. Революционными мотивами.

Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу. Внесли существенный вклад в развитии русской литературы.

Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. Ничем не занималось.

Они уже начали сдруживаться. Сближаться.

Мимо строя проносят знамя. Несут.

Этот пробел необходимо пополнить. Восполнить.

Скоро теплоход должен был уезжать. Отправиться.

На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается увеличить норму. Повысить норму.

Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. Восстановить здания.

Притормозив коня, командир подождал Марусю. Остановив коня.

Сергею поручили очистить котел от пыли и