Файл: Задачи Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
загрязненности. От грязи.
В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие. Обед.
б ) Краткость и полнота речи
1. Устраните в предложениях лишние слова.
Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей.
Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам.
Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют.
Истребители взлетали прямо с шоссе, которое было для них взлетной полосой.
Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной?
Площадь виноградника — около пяти квадратных гектаров.
Дворяне наносили друг другу визиты в гости.
В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный чайник.
Ошибки чтеца неприятно режут слух.
Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновленной.
Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен.
В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблачение и опровержение ложных эстетических теорий.
Бидструп создавал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.
Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий.
Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой.
В районной больнице плохо поставлен уход за больными, находящимися на излечении.
Итак, речь бабушки в сущности является народно-разговорной.
Он быстро спустился вниз, но через несколько минут снова поднялся к себе наверх.
2. Вставьте в предложения пропущенное слово (сочетание слов). Исправьте предложения со смысловыми недочетами, перестроив их.
На ваших экранах отдыхает польский боксер. На экранах вы видите, как отдыхает польский боксер.
Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу.
Чабан Кадыров добился увеличения овец. Чабан Кадыров добился увеличения поголовья овец.
Клиентов в одежде не обслуживаем. Клиентов, которые не снимают верхнюю одежду, не обслуживаем.
На ферме хорошо кормят и ухаживают за телятами.
На ферме хорошо кормят телят и ухаживают за ними.
Коллектив 5 хозяйства организованно приступил и ведет жатву колосовых. Коллектив 5 хозяйства организованно приступил к жатве колосовых.
Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит искусство. Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется искусством и любит его.
Маяковский любил и гордился своей страной. Маяковский любил свою страну и гордился ей.
в) Логичность речи.
1. Найти в предложениях логические ошибки.
Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме. (Ведущие и лидирующие – одно и то же).
Сначала он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека; потом стало известно, что у него среднее техническое образование. (Техническое образование никак не связано с характером. ).
О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. (Если мы знаем, что он погиб, то не можем утверждать, что ничего не знаем о судьбе).
Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. (Скоморохи не занимались работой на земле, поэтому не могли выражать интересы крестьянства).
Однако Анну Толстой спасти не может. (Анна – персонаж, а не живой человек, поэтому Толстой не может совершать по отношению к ней поступки).
Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое и наоборот. (Абсурдное уточнение, так как здесь речь идет не о конкретных требованиях. И перемена последовательности не играет никакой роли).
г ) Богатство ( разнообразие ) речи
1. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.
На стволе березы кто-то сделал ножиком свои инициалы. Вырезал.
Ребята стали делать костры у самого ледника. Разжигать.
С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря.
В пятницу мы делаем классный сбор. Проводим.
Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. Организовать.
В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. Производят.
Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. Причиняло.
Туристы сделали отдых на берегу реки. Устроили.
Вера научила Джульбарса делать разные поручения. Выполнять.
2. Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях: глухой (человек) — хорошо слышащий
глухой (край) — густонаселенный
глухой (выстрел) — звонкий
глухой (переулок) — оживленный
глухой (переулок) — оживленный
глухая (осень) — ранняя
3. Приведите синонимы и антонимы прилагательного «свежий» в разных его значениях:
свежий (ветер) — горячий
свежая (газета) — старая
свежий (хлеб) — черствый
свежая (рубашка) — грязная
свежая (мысль) – неоригинальная
Прочитайте слова жалеть, жара, жасмин, шагать, шары, шампанское. Как вы произносите гласный звук в первом слоге? Каковы современные нормы их произношения?
В первом безударном слоге здесь произносится звук, представляющий собой среднее между [ы] и [а]. Именно такова современная норма.
Задачи
Задание. Распределите слова на группы с одинаковым ударным гласным звуком:
Арктика, брошюра, верность, если, жалюзи, жёсткость, жидкий, искренний, кокон, милость, молодость, мысленно, отзыв, паспорт, поэзия, рядом, тульский, уксус, цифра, чековый, шинный, щёголь, эхо, юркий, ярость.
Звук [а]. Арктика, паспорт, рядом, ярость.
Звук [у]. Брошюра, тульский, уксус, юркий.
Звук [э]. Верность, если, поэзия, чековый, эхо.
Звук [и]. Жалюзи, искренний, милость.
Звук [о]. Жесткость, кокон, молодость, отзыв, щёголь.
Звук [ы]. Жидкий, мысленно, цифра, шинный.
Задание. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.
1. Звонишь, кормишь, роешь. 2. Зеленеть, краснеть, ржаветь. 3. Вагонный, кухонный, телефонный. 4. Такси, жалюзи, новости. 5. Водопровод, нефтепровод, провод. 6. Обеспечение, ограничение, квашение. 7. Избалованный, квалифицированный, пломбированный. 8. Клеить, включить, белить.
Задание. Поставьте правильно ударение в следующих словах:
агЕнт, алькОв, анонИм, аргумЕнт, арЕст, астрОлог, астронОм, бАрмен, блАговест, блуднИца, бУнгало, бюрокрАтия, вероисповЕдание, вЕчеря, взАпуски, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, диспансЕр, дОгмат, договОр, донЕльзя, досУг, дОсыта и досЫта (в ряде случаев), дотрОнуться, доцЕнт, еретИк, жалюзИ, завИдно, зАговор, запломбировАть, знАмение, издрЕвле, изобретЕние, Иконопись, инАче, инструмЕнт, инсУльт, исконИ, Исстари, каталОг, квартАл, корЫсть, купинА, магазИн, мЕльком, мЕнеджер, мизантрОп, молОх, мышлЕние, начАть, неврОлог, некролОг, новорождЁнный, облегчИть, ободрИть, огнИво, ограничЕние, оптОвый, пОнял, портфЕль, премировАть, приговОр, принУдить, принЯть, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, рефлЕксия, рожЕница, свЁкла, сегмЕнт, созЫв, столЯр, танцОвщица, тУфля, углубИть, фенОмен, хвОя, ходАтайство, христианИн, цыгАн, щавЕль, экспЕрт, Ядрица.
Задание. Поставьте правильно ударение:
а) в существительных мужского рода: алкогОль, алфавИт, безмЕн, ворожЕя, досУг, дефИс, дОллар, знАхарь, квартАл, инсУльт, коклЮш, партЕр, пОстриг, прИкус, нарОст, портфЕль, трИптих;
б) в существительных женского рода: булавА, бюрокрАтия, дремОта, зевОта, злОба, Искра, кАмбала, курагА, ломОта, метонИмия, немотА, свЁкла, тошнотА, тунИка, флюорогрАфия, шелковИца, щекОлда, щИколотка;
в) в существительных среднего рода: возвелИчение, жерлО, захоронЕние, озвУчение, квАшение, намЕрение, обеспЕчение, сосредотОчение, упрОчение, увещевАние;
г) в существительных множественного числа: бАнты, тОрты, шАрфы, шкафЫ;
д) в наречиях: донагА, донЕльзя, завИдно, зАгодя, задОлго, Издавна, исконИ, Искоса, Исподволь, мастерскИ, мЕльком, назлО, нАискось, наОтмашь, отчАсти, щегольскИ;
е) в прилагательных и причастиях: Августовский, айвОвый, альтОвый, Атомный, бОмбовый, вЕнчанный, гладИльная, грошОвый, грУшевый, держАщий, домовАя, дЫшащий, забалОванный, заворожЁнный, захламлЁнный, зубчАтый, исковОй, каталОжный, кормЯщий, курЯщий, кУхонный, митингОвый, могУщий, нормирОванный, оптОвый, пломбирОванный, побелЁнный, рекрУтский, слИвовый, суповОй, убЫвший, увЕдомленный, Уткнутый, экзальтИрованный, ядрОвый;
ж) в глаголах: вручАт, включИт, долбИт, звонЯт, избаловАть, кАшлянуть, клЕить, кровоточИт, начАть, недозвонИтся, нормИровать и нормировАть, облегчИть, одолжИт, освЕдомить, плЕсневеть, позвонИт, помИрит, разминУться, расхИтить, скрепИт, сорИт, углубИть, усугубИть, утрудИт, ходАтайствовать.
Задачи
Задание. Объясните значения фразеологизмов:
Считать ворон. Быть невнимательным.
вить веревки. Манипулировать кем-либо.
выводить на чистую воду. Разоблачать.
ставить вопрос ребром. Заявить категорически.
доводить до белого каления. Разозлить.
держать камень за пазухой. Таить злобу.
дразнить гусей. Раздражать.
заводить волынку. Начинать долгий и скучный разговор.
выпускать вожжи. Ослаблять контроль.
шито белыми нитками. Грубо подделано.
встретить в штыки. Отнестись враждебно.
любимый конек. Излюбленная тема кого-либо.
положить под сукно. Откладывать решение дела.
попасть как кур в ощип. Оказаться в неприятном положении.
быть под колпаком. Находиться под контролем.
как с гуся вода. Всё нипочем.
разделать под орех. Раскритиковать.
петь не своим голосом. Подражать кому-либо.
альфа и омега. Первый и последний.
златой телец. Богатство.
иерихонская труба. Очень громкий.
манна небесная. Блага, полученные внезапно.
посыпать пеплом главу. Сокрушаться.
вавилонское столпотворение. Скопление народа, неразбериха.
alma mater – учебное заведение, оконченное тем или иным лицом.
alter ego – реальная или придуманная вторая личность человека.
finite la commedia. Всё окончено.
idée fixe. Навязчивая идея.
tête-â-tête. О приватной встрече (с глазу на глаз).
post scriptum. Добавление после основного текста.
pro et contra. За или против.
jour fixe. День для приема гостей.
O tempora, o mores! О времена, о нравы!
Задание. Определите, каким фразеологизмам соответствуют приведенные ниже толкования. Что вы знаете об истории их возникновения.
Филькина грамота // о пустой, ничего не стоящей бумаге, не имеющем никакой силы документе.
Расставить точки над i // дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца.
Посыпать голову пеплом // (книжн.) предаваться крайней скорби по случаю какой-либо утраты, бедствия
Один как перст // о том, кто не имеет семьи, близких, о совершенно одиноком человеке.
Медвежий угол// захолустное, отдаленное, глухое место.
Кануть в лету// (книжн.) 1) бесследно и навсегда исчезнуть, уйти в небытие (о человеке); 2) быть навечно забытым, преданным забвению (о событиях, фактах, воспоминаниях). Из античной мифологии.
Быть на седьмом небе // испытывать большую радость, счастье, блаженство.
Буриданов осел // о крайне нерешительном человеке, колеблющемся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными решениями. // пожелание удачи.
Козел отпущения // человек, на которого сваливают чужую вину, ответственность за других.
Ахиллесова пята // наиболее уязвимое место у кого-либо. Из античной мифологии.
Перейти Рубикон // (книжн.) Сделать решительный шаг, определяющий дальнейшие события, совершить решительный поступок, имеющий поворотное значение в жизни. Из античной мифологии.
Задачи
Задание. Замените просторечные союзы общеупотребительными:
1. Новая аптечка - это просто победа просвещенной медицинской мысли. Потому как появились в ней препараты жизненно необходимые.
Потому что.
2. Многие начинают возвращаться, потому как другого дома у них нет.
В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие. Обед.
б ) Краткость и полнота речи
1. Устраните в предложениях лишние слова.
Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей.
Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам.
Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют.
Истребители взлетали прямо с шоссе, которое было для них взлетной полосой.
Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной?
Площадь виноградника — около пяти квадратных гектаров.
Дворяне наносили друг другу визиты в гости.
В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный чайник.
Ошибки чтеца неприятно режут слух.
Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновленной.
Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен.
В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблачение и опровержение ложных эстетических теорий.
Бидструп создавал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.
Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий.
Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой.
В районной больнице плохо поставлен уход за больными, находящимися на излечении.
Итак, речь бабушки в сущности является народно-разговорной.
Он быстро спустился вниз, но через несколько минут снова поднялся к себе наверх.
2. Вставьте в предложения пропущенное слово (сочетание слов). Исправьте предложения со смысловыми недочетами, перестроив их.
На ваших экранах отдыхает польский боксер. На экранах вы видите, как отдыхает польский боксер.
Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу.
Чабан Кадыров добился увеличения овец. Чабан Кадыров добился увеличения поголовья овец.
Клиентов в одежде не обслуживаем. Клиентов, которые не снимают верхнюю одежду, не обслуживаем.
На ферме хорошо кормят и ухаживают за телятами.
На ферме хорошо кормят телят и ухаживают за ними.
Коллектив 5 хозяйства организованно приступил и ведет жатву колосовых. Коллектив 5 хозяйства организованно приступил к жатве колосовых.
Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит искусство. Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется искусством и любит его.
Маяковский любил и гордился своей страной. Маяковский любил свою страну и гордился ей.
в) Логичность речи.
1. Найти в предложениях логические ошибки.
Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме. (Ведущие и лидирующие – одно и то же).
Сначала он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека; потом стало известно, что у него среднее техническое образование. (Техническое образование никак не связано с характером. ).
О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. (Если мы знаем, что он погиб, то не можем утверждать, что ничего не знаем о судьбе).
Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. (Скоморохи не занимались работой на земле, поэтому не могли выражать интересы крестьянства).
Однако Анну Толстой спасти не может. (Анна – персонаж, а не живой человек, поэтому Толстой не может совершать по отношению к ней поступки).
Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое и наоборот. (Абсурдное уточнение, так как здесь речь идет не о конкретных требованиях. И перемена последовательности не играет никакой роли).
г ) Богатство ( разнообразие ) речи
1. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.
На стволе березы кто-то сделал ножиком свои инициалы. Вырезал.
Ребята стали делать костры у самого ледника. Разжигать.
С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря.
В пятницу мы делаем классный сбор. Проводим.
Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. Организовать.
В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. Производят.
Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. Причиняло.
Туристы сделали отдых на берегу реки. Устроили.
Вера научила Джульбарса делать разные поручения. Выполнять.
2. Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях: глухой (человек) — хорошо слышащий
глухой (край) — густонаселенный
глухой (выстрел) — звонкий
глухой (переулок) — оживленный
глухой (переулок) — оживленный
глухая (осень) — ранняя
3. Приведите синонимы и антонимы прилагательного «свежий» в разных его значениях:
свежий (ветер) — горячий
свежая (газета) — старая
свежий (хлеб) — черствый
свежая (рубашка) — грязная
свежая (мысль) – неоригинальная
Прочитайте слова жалеть, жара, жасмин, шагать, шары, шампанское. Как вы произносите гласный звук в первом слоге? Каковы современные нормы их произношения?
В первом безударном слоге здесь произносится звук, представляющий собой среднее между [ы] и [а]. Именно такова современная норма.
Задачи
Задание. Распределите слова на группы с одинаковым ударным гласным звуком:
Арктика, брошюра, верность, если, жалюзи, жёсткость, жидкий, искренний, кокон, милость, молодость, мысленно, отзыв, паспорт, поэзия, рядом, тульский, уксус, цифра, чековый, шинный, щёголь, эхо, юркий, ярость.
Звук [а]. Арктика, паспорт, рядом, ярость.
Звук [у]. Брошюра, тульский, уксус, юркий.
Звук [э]. Верность, если, поэзия, чековый, эхо.
Звук [и]. Жалюзи, искренний, милость.
Звук [о]. Жесткость, кокон, молодость, отзыв, щёголь.
Звук [ы]. Жидкий, мысленно, цифра, шинный.
Задание. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.
1. Звонишь, кормишь, роешь. 2. Зеленеть, краснеть, ржаветь. 3. Вагонный, кухонный, телефонный. 4. Такси, жалюзи, новости. 5. Водопровод, нефтепровод, провод. 6. Обеспечение, ограничение, квашение. 7. Избалованный, квалифицированный, пломбированный. 8. Клеить, включить, белить.
Задание. Поставьте правильно ударение в следующих словах:
агЕнт, алькОв, анонИм, аргумЕнт, арЕст, астрОлог, астронОм, бАрмен, блАговест, блуднИца, бУнгало, бюрокрАтия, вероисповЕдание, вЕчеря, взАпуски, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, диспансЕр, дОгмат, договОр, донЕльзя, досУг, дОсыта и досЫта (в ряде случаев), дотрОнуться, доцЕнт, еретИк, жалюзИ, завИдно, зАговор, запломбировАть, знАмение, издрЕвле, изобретЕние, Иконопись, инАче, инструмЕнт, инсУльт, исконИ, Исстари, каталОг, квартАл, корЫсть, купинА, магазИн, мЕльком, мЕнеджер, мизантрОп, молОх, мышлЕние, начАть, неврОлог, некролОг, новорождЁнный, облегчИть, ободрИть, огнИво, ограничЕние, оптОвый, пОнял, портфЕль, премировАть, приговОр, принУдить, принЯть, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, рефлЕксия, рожЕница, свЁкла, сегмЕнт, созЫв, столЯр, танцОвщица, тУфля, углубИть, фенОмен, хвОя, ходАтайство, христианИн, цыгАн, щавЕль, экспЕрт, Ядрица.
Задание. Поставьте правильно ударение:
а) в существительных мужского рода: алкогОль, алфавИт, безмЕн, ворожЕя, досУг, дефИс, дОллар, знАхарь, квартАл, инсУльт, коклЮш, партЕр, пОстриг, прИкус, нарОст, портфЕль, трИптих;
б) в существительных женского рода: булавА, бюрокрАтия, дремОта, зевОта, злОба, Искра, кАмбала, курагА, ломОта, метонИмия, немотА, свЁкла, тошнотА, тунИка, флюорогрАфия, шелковИца, щекОлда, щИколотка;
в) в существительных среднего рода: возвелИчение, жерлО, захоронЕние, озвУчение, квАшение, намЕрение, обеспЕчение, сосредотОчение, упрОчение, увещевАние;
г) в существительных множественного числа: бАнты, тОрты, шАрфы, шкафЫ;
д) в наречиях: донагА, донЕльзя, завИдно, зАгодя, задОлго, Издавна, исконИ, Искоса, Исподволь, мастерскИ, мЕльком, назлО, нАискось, наОтмашь, отчАсти, щегольскИ;
е) в прилагательных и причастиях: Августовский, айвОвый, альтОвый, Атомный, бОмбовый, вЕнчанный, гладИльная, грошОвый, грУшевый, держАщий, домовАя, дЫшащий, забалОванный, заворожЁнный, захламлЁнный, зубчАтый, исковОй, каталОжный, кормЯщий, курЯщий, кУхонный, митингОвый, могУщий, нормирОванный, оптОвый, пломбирОванный, побелЁнный, рекрУтский, слИвовый, суповОй, убЫвший, увЕдомленный, Уткнутый, экзальтИрованный, ядрОвый;
ж) в глаголах: вручАт, включИт, долбИт, звонЯт, избаловАть, кАшлянуть, клЕить, кровоточИт, начАть, недозвонИтся, нормИровать и нормировАть, облегчИть, одолжИт, освЕдомить, плЕсневеть, позвонИт, помИрит, разминУться, расхИтить, скрепИт, сорИт, углубИть, усугубИть, утрудИт, ходАтайствовать.
Задачи
Задание. Объясните значения фразеологизмов:
Считать ворон. Быть невнимательным.
вить веревки. Манипулировать кем-либо.
выводить на чистую воду. Разоблачать.
ставить вопрос ребром. Заявить категорически.
доводить до белого каления. Разозлить.
держать камень за пазухой. Таить злобу.
дразнить гусей. Раздражать.
заводить волынку. Начинать долгий и скучный разговор.
выпускать вожжи. Ослаблять контроль.
шито белыми нитками. Грубо подделано.
встретить в штыки. Отнестись враждебно.
любимый конек. Излюбленная тема кого-либо.
положить под сукно. Откладывать решение дела.
попасть как кур в ощип. Оказаться в неприятном положении.
быть под колпаком. Находиться под контролем.
как с гуся вода. Всё нипочем.
разделать под орех. Раскритиковать.
петь не своим голосом. Подражать кому-либо.
альфа и омега. Первый и последний.
златой телец. Богатство.
иерихонская труба. Очень громкий.
манна небесная. Блага, полученные внезапно.
посыпать пеплом главу. Сокрушаться.
вавилонское столпотворение. Скопление народа, неразбериха.
alma mater – учебное заведение, оконченное тем или иным лицом.
alter ego – реальная или придуманная вторая личность человека.
finite la commedia. Всё окончено.
idée fixe. Навязчивая идея.
tête-â-tête. О приватной встрече (с глазу на глаз).
post scriptum. Добавление после основного текста.
pro et contra. За или против.
jour fixe. День для приема гостей.
O tempora, o mores! О времена, о нравы!
Задание. Определите, каким фразеологизмам соответствуют приведенные ниже толкования. Что вы знаете об истории их возникновения.
Филькина грамота // о пустой, ничего не стоящей бумаге, не имеющем никакой силы документе.
Расставить точки над i // дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца.
Посыпать голову пеплом // (книжн.) предаваться крайней скорби по случаю какой-либо утраты, бедствия
Один как перст // о том, кто не имеет семьи, близких, о совершенно одиноком человеке.
Медвежий угол// захолустное, отдаленное, глухое место.
Кануть в лету// (книжн.) 1) бесследно и навсегда исчезнуть, уйти в небытие (о человеке); 2) быть навечно забытым, преданным забвению (о событиях, фактах, воспоминаниях). Из античной мифологии.
Быть на седьмом небе // испытывать большую радость, счастье, блаженство.
Буриданов осел // о крайне нерешительном человеке, колеблющемся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными решениями. // пожелание удачи.
Козел отпущения // человек, на которого сваливают чужую вину, ответственность за других.
Ахиллесова пята // наиболее уязвимое место у кого-либо. Из античной мифологии.
Перейти Рубикон // (книжн.) Сделать решительный шаг, определяющий дальнейшие события, совершить решительный поступок, имеющий поворотное значение в жизни. Из античной мифологии.
Задачи
Задание. Замените просторечные союзы общеупотребительными:
1. Новая аптечка - это просто победа просвещенной медицинской мысли. Потому как появились в ней препараты жизненно необходимые.
Потому что.
2. Многие начинают возвращаться, потому как другого дома у них нет.