Файл: Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6

1.1. Понятие экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………………….…………………………………………………..6

1.2. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………...………10

Глава 2. Формирование элементарных экологических представлений при помощи макетирования ………………………………………………………...19

2.1. Макетирование в дошкольном образовании: виды, роль……………………………………………………………………………….19

2.2.Возможности формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с помощью макетирования…………………………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29Списиок использованных источников……………………………....................31


Введение
Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению[1,с.7].

Не нова проблема взаимосвязи человека с природой, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь[7,с.81].

И начинать экологическое представление надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Детство, по мнению педагогов и психологов,
является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей дошкольного возраста понимания того, что все в природе взаимосвязано[13,с.34].

Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети дошкольного возраста постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью[9,с.33]. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью. Дети дошкольного возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встаёт важная задача формирования экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения[10,с.13].

Значительный вклад в разработку обозначенной нами проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, Л.И. Божович, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой. Н.А. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дети дошкольного возраста, тем полнее он познает окружающее. Е.И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Большое значение Е.И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для детей дошкольного возраста и планированию работы. В предложенном ею плане-программе план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Она предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста.



Несмотря на то, что существует множество программ экологической направленности таких, как комплексная программа «Детство» парциальных «Мы», «Наш дом - природа», «Юный эколог» и др., практическая реализация данных программ в ДОУ продолжает оставаться проблемной.

Цель курсовой работы заключается в изучении макетирования как средства формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Объект: формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста

Предмет: макетирование как средство формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

  2. Определить значимость формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

  3. Выяснить роль макетирования в формировании элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

  4. Определить возможности формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с помощью макетирования

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

    1.   1   2   3

Понятие экологических представлений у детей дошкольного возраста.



Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические представления[19, с.25].

Категория «представление» изучается в философии, психологии, педагогике и физиологии. В философии представления обозначены, как «чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств». В самих представлениях у человека сохраняется то, что он познает на основании практики.

Представление является индивидуальным чувственным отражением каждого человека, но по содержанию оно наполнено общественным содержанием, и оно осмысленно им. Понятие «представление» нашло широкое распространение в психологии[2, с.45]. Теоретические основы его формирования исследуются в трудах С.Н. Виноградова, Я.Л. Коломинского, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна и других. Ученые объясняют данное понятие как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении».

С педагогических позиций понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания. Оно имеет обобщенный характер, отражающий единичное или целый класс (например, представления об одном отдельном человеке или человеке вообще).

Сущность категории «представление» комментируется как обобщение конкретных знаний в виде описания внешних, наглядных признаков социальных факторов и явлений. [12,с.6].


Представления изменяются с возрастом человека, расширением его кругозора, интересов, знаний. Их формирование осуществляется постепенно в процессе воспитания и профессиональной подготовки, по мере того, как увеличивается опыт и знания, обеспечивающие их творческую переработку.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с таким психическим явлением, как восприятие. От восприятия представления отличаются тем, что в них находят отражение наиболее характерные черты данного предмета, а второстепенные детали часто опускаются. При формировании образов представления и восприятия возникающий образ существенно видоизменяется по сравнению с исходным образцом под влиянием ряда внутренних факторов: потребностей, мотивации, установок, жизненного опыта и т. д[4,с.17].

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции:

- сигнальная – выработка сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности;

- регулирующая – отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий.

- настроечная – формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации [9, с. 56].

Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ребенка-дошкольника. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения [14,с.28]

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. В научной литературе имеется ряд работ, в которых сделаны попытки определить понятие «представление» с экологических позиций. Под экологическими представлениями понимаются разнообразные представления о природе, человеке, их взаимодействии и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости [12, с. 87].