Файл: Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К.А. Романова отождествляет «экологические представления» с базовыми знаниями и пониманием того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности [8, с.11].
Г.А. Иванова рассматривает «экологические представления» как понимание личностью единства человека и природы, приводящего к ее психологической включенности в мир природы. С.В. Владимирова под экологическими представлениями понимает отражение предметов и явлений природы в сознании студента, переработанное, обобщенное и представленное в виде конкретных знаний[12,с.33].
С.Н. Николаева считает, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Также ученый отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. По М.Н. Клевцовой словам экологические представления – это формирование адекватных экологических знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок[17,с.14].
Экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. Содержание экологических представлений у детей дошкольного возраста отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов[5,с.110].
Таким образом, из приведенных выше характеристик и точек зрения мы делаем вывод, что экологическое представление имеет несколько педагогических результатов и разные пути достижения этих результатов, но все они взаимосвязаны между собой и являются частью процесса природы.
1.2. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования - реализуется идея «действовать локально». Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете[2, с.19].
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «от рождения до школы» существует экологическое представление по возрастным группам. У детей младшего дошкольного возраста реализуются следующие задачи:
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
- продолжать учить детей дошкольного возраста определять состояние погоды (тепло, холодно);
-знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег и т.п.);
- формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края;
-познакомить детей дошкольного возраста с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов);
- учить различать и называть стебель, листья, цветок;
- продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами;
- давать первоначальные представления о диких животных (живут в лесу);
- продолжать знакомить с обитателями уголка природы, учить наблюдать как взрослые ухаживают за животными;
-воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее
красоту.
У детей среднего возраста реализуются следующие задачи:
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- расширять представление детей дошкольного возраста о многообразии природных явлений;
- помогать устанавливать простейшие связи между ними(похолодало исчезли бабочки, жуки);
- закреплять представления о сезонных изменениях в природу;
- давать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания;
- давать представление о том, что растения – живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет: эти условия им обеспечивает человек);
- закреплять знание детей дошкольного возраста о лягушке;
- учить называть 1-2 представителя класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха);
- закреплять представления о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей);
- расширять представление о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц).
У детей старшего возраста реализуются следующие задачи:
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- наблюдать с детьми дошкольного возраста явления природы;
- помогать устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями;
- углублять и конкретизировать представления об условиях жизни
растений и животных; о том что человек часть природы;
- расширять и уточнять представления о растениях (деревьях, кустарниках; растения леса, луга, лесные ягоды);
- познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения
комнатных растений: черенками, листьями, усами;
- учить устанавливать связь между состоянием растения условиями
окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли- недостаточно воды; листья бледнеют- не хватает
света);
- формировать представление о зимующих и перелетных птицах;
- закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробьи и
др.;
- рассказывать о помощи человека диким животным и зимующим
птицам;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
- поощрять стремление детей дошкольного возраста отражать свои впечатления в
рисовании, лепке и аппликации; делиться впечатлениями об
окружающем мир, полученными из различных источников (просмотр
телепередач, экскурсии, путешествия и т.д.).
У детей дошкольного возраста в подготовительной группе реализуются следующие задачи:
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
- расширять представления детей дошкольного возраста о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе);
- знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в
Красную книгу;
- объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует
развитию современного экологического мышления;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы
экологической культуры личности;
- способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с
природой;
- формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); желание беречь природу;
- знакомить с деятельностью людей по охране диких животных;
- расширять представление о классификации животного мира: зверей,
насекомых, рыбы, земноводные и др.;
- формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и
животных, об их пищевой зависимости друг от друга;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в
процессе опытнической и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- знакомить с нашей планетой, с планетами Солнечной системы (Солнце –
это большая горящая звезда; его роль в жизни человека: Солнце- источник
света и тепла);
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе
общения с природой, в рисовании, лепке, аппликации.
В настоящее время нельзя не заниматься формированием экологических представлений у детей дошкольного возраста, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей дошкольного возраста, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. В настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений[12,с.40].
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое представление детей дошкольного возраста - приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал мы оцениваем с позиции их соответствия требованиям экологического образования[9,с.67].
Достижение поставленной цели нужно осуществлять через решение следующих задач формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста: - воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней; - формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе; - формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности; - развитие со переживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение[13, с.55].
Особое внимание, следует придавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых. Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он
будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые[12,с.53]. Детям дошкольного возраста важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Образовательные программы, созданные за рубежом и в России, имеют свои особенности, обусловленные различиями в менталитете[20,c76].
За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений предствления и развития, среди последних - немало экологических.
К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ - «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию представления детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель представления, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Экологическое представление дошкольников – это, прежде всего, необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с природой. При таком подходе, педагогический процесс опирается на основную идею экологии, а также принятые понятия. Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики представления детей дошкольного возраста. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном возрасте дети преобладают наглядно-действенную и наглядно-образную форму мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе[2, c89].