Файл: Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специфической чертой методики формирования экологических представлений дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом представлении отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Итак, формирование экологического представления экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все-таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое представление должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых[14,с.10].

Экологическое представление детей дошкольного возраста - это и есть познание ребенком всего живого. Представление правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития[7,с.25].

Идеи ознакомления детей дошкольного возраста с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного представления в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М. Басс, А.М.Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного образования были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.)[5,с.33].


Экологическое представление требует перехода к новой парадигме экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-)центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического представления детей дошкольного возраста. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям дошкольного возраста, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети дошкольного возраста должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Нужно показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия[10,с.62].

Таким образом, особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, дает нам основание что на сегодняшний день, у детей впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе.

Глава 2. Формирование элементарных экологических представлений при помощи макетирования

2.1. Макетирование в дошкольном образовании: виды, роль.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения [15. C 10].

Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей дошкольного возраста. При изготовлении макета дети дошкольного возраста описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас[4,с.134].

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

- Эмоциональная отзывчивость

- Любознательность

- Активность

- Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, бензоколонка, мост).


Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей дошкольного возраста на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками[16,с.60].

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть:

- напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

- настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

-подиумным (на специальных подставках-подиумах);

- настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступы детям дошкольного возраста для игры[11,с.24].

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

- знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);

- закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;

- решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);

- развитие монологической и связной речи;

-развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;

- развитие общей и мелкой моторики рук;

- развитие коммуникативных навыков;

- активизация лексического словаря;

- формирование навыков сочинительства;


- формирование творческих способностей;

- воспитание доброжелательности;

- умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

-предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета, сбор методической и художественной литературы по теме, создание развивающей предметно–пространственной среды, подбор дидактических игр, обогащение личного опыта детей);

-основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов[18,с.46].

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

- активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми дошкольного возраста придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей дошкольного возраста повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов.

На основе готовых макетов можно проводить беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети дошкольного возраста закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети дошкольного возраста могут свободно их перемещать по всей поверхности макета[15,с.88].

Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.