Файл: Занятие по теме Франция в новое время Анализ Декларации прав человека и гражданина 1789 г..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 отчаяние, кто пытался ввести народ в заблуждение и мешал его про-свещению, кто портил нравы и развращал общественное сознание".

Для суда над "врагами республики" был учрежден Революционный трибунал как орган внесудебной, чрезвычайной расправы.
За короткий период своего правления якобинцы провели ряд радикальных мероприятий - уничтожили рабство в колониях, реорганизовали армию, что позволило выстоять в борьбе с интервенцией и подавить внутреннюю контрреволюцию. Но осуществляя эти мероприятия, якобинская диктатура обратилась к террору, первый шаг был сделан при решении продовольственного вопроса. Конвент принял декреты о введении всеобщего максимума (твердых цен на предметы первой необходимости). Из выступления прокурора коммуны Шометта: "Тираны Европы и внутренние враги нашего государства ... упорст- вуют в своем желании уморить французский народ голодом, чтобы победить его и заставить постыдно променять свою свободу и суверенитет на кусок хлеба... Тайные внутренние враги со словом "свобода" на устах пытаются остановить течение жизни. Невзирая на наши благодетельные законы, они запирают свои амбары, хладнокровно подсчитывая, что даст им голод, мятеж и резня... Долой пощаду, долой милосердие к предателям... настал час расплаты."
17 сентября был принят декрет "О подозрительных", согласно которому подозрительным объявлялся каждый сторонник старого строя, кто был дворянином или состоял у дворян на службе, если не было свидетельств его революционности, кто не мог доказать, на какие законные средства он существует. Все подозрительные (враги республики) подлежали аресту: если на них были обличительные материалы, то предавались суду, если нет, то содержались под арестом, до заключения мира.

Те, кто предавался суду, подлежали смертной казни. Рассматривал эти дела революционный трибунал, состоящий из одного председателя, 4 заместителей, 12 судей и 50 присяжных.

Декрет от 10 июня 1794 г., ввел понятие "враг народа", упростил судопроизводство: отменил предварительное расследование, свидетели вызывались только в том случае, если не было моральных или вещественных доказательств, упразднялось право на защиту для "заговорщиков". Приговоры не подлежали кассационному обжалованию и приводились в исполнение в течение 24 часов. Врагами народа были все, кто или отзывался недоброжелательно о Национальном конвенте и Революционном правительстве, кто "вызывал в народе отчаяние, кто пытался ввести народ в заблуждение и мешал его про-свещению, кто портил нравы и развращал общественное сознание". Каждый обязан донести, имеет право задержать лиц, подпадающих под категорию "враг народа". М. Робес- пеьер отправил на гильотину и своих ближайших приспешников: Демулена, Дантона, эбертистов. Антирабочий закон Ле Шапелье продолжал действовать. Террор обрушился на все слои населения, в том числе и на саму буржуазию.



  1. Проанализируйте историю разработки, структуру и содержание Гражданского кодекса Наполеона (Франции) 1804 г., используя текст первоисточника. В чем состоит выдающееся значение этого правового памятника?


1.1 История создания

Среди законодательных памятников эксплоататорского общества одно из виднейших мест занимает Французский гражданский кодекс 1804 г., иначе - Кодекс Наполеона. Энгельс указывает, что этот Кодекс является образцовым сводом законов буржуазного общества, созданным на основе римского права (Энгельс, Людвиг Фейербах, Партиздат, 1935 г., стр. 53) [21, с.18]. Со словами Энгельса нельзя не согласиться, ведь Кодекс был создан пришедшей к власти крупной буржуазией, и по своим политическим установкам Кодекс выражает реакцию по сравнению с периодом подъема революционной волны во Франции. Как указывает Энгельс, «чистая последовательная правовая идея революционной буржуазии эпохи 1792- 1796 гг. уже в наполеоновском кодексе фальсифицирована во многих отношениях» (Письмо Энгельса Конраду Шмидту от 27 октября 1890 г.) [21, с.19]. Кодекс был выработан правительством Наполеона Бонапарта, при непосредственном участии самого Наполеона.

Франция была многонациональной страной, в которой проживали бретонцы, бургунды, лотаринги, ее разобщало многое: виды собственности, налоги, порядок наследования, договорный характер отношений короля с присоединяемыми провинциями и церковью, феодальная собственность, лично-зависимые отношения. Кодификация должна была сплотить государство, а также общее гражданское право являлось необходимым условием для развития капиталистических отношений [4, с.11].

В 1790 г. Учредительное собрание постановило выработать единый Гражданский кодекс для всей Франции, который состоял бы из законов «простых, ясных, соответствующих Конституции». Но практически ничего сделано не было, и в Конституцию 1791 г. было перенесено лишь постановление о создании Кодекса. В 1793 г. Конвент вынес новое постановление о выработке Гражданского кодекса в месячный срок, и в августе того же года появился проект, включавший всего 695 статей. Однако его признали слишком сложным и недостаточно радикальным [20, с.16]. Гражданский Кодекс должен был состоять из небольшого количества общих положений, формулирующих принципы нового общества, обеспечивающих «естественные права» личности. Позднее были представлены еще два проекта Кодекса, но и они остались на бумаге [21, с.18].


Остановимся вкратце на последующих проектах. Второй проект был разработан новым законодательным комитетом Конвента в сентябре 1794 г. В проекте было всего 297 статей, с тем чтобы “отделить принципы от их развития и изложения” (как было сказано во вступительной записке). Такая политико-правовая декларация в сфере частного права была бесполезна для практики. К тому же после термидорианского переворота политическая ситуация вновь изменилась, и проект был отвергнут. Третий проект, составленный по поручению Директории, Камбасерес представил в Законодательный корпус в июне 1796 г. Проект был “образцом в отношении метода и точности” (как его назвали позднее), конкретен и обладал всеми кодификационными достоинствами [14, с.211].Он был в целом одобрен, но в действие введены только две первые статьи. Государственно-политические преобразования в стране вновь отложили завершение столь важной и настоятельной правовой проблемы. Это, в частности, вызывало обоснованное недовольство крестьянства и многочисленной буржуазии, опасавшейся за посягательство на свои собственнические права, завоеванные в ходе Революции.

Бонапарт настоял на выработке нового проекта Кодекса. И 13 августа 1800 г. была назначена комиссия из четырех членов (Троншэ, Биго- де- Преаменэ, Порталис, Маллевиль). Они являлись старыми судейскими работниками, воспитанными на римском и обычном праве Франции. Комиссия не редко работала с полудня до десяти часов вечера. Немалое участие принимал в выработке Кодекса и сам Наполеон. Он повлиял на формулировки отдельных статей: на регулирование имущественного и семейного статуса замужней женщины [18, с.197]. Изначально Бонапарт выступал за краткость и простоту формулировок, но позже он пришел к выводу, что каждый закон должен быть разъяснен, чтобы его положения были понятны простому народу.

Следует подчеркнуть, что, хотя кодекс носит имя Наполеона в честь его отца-вдохновителя, его основным разработчиком является Порталис - вдохновитель основных принципов кодекса. Французские историки считают его настоящим “отцом” гражданского кодекса 1804 г. В качестве источника для разработки кодекса Порталис взял римское частное право, а Троншэ - французские местные кутюмы (обычаи), в основном из Парижа и Орлеана. Консерватизм составил одну из важнейших черт общего подхода комиссии к делу кодификации. “Законы должны щадить обычаи, - писал Порталис в объяснительной записке к проекту, - В нынешние времена мы слишком полюбили перемены и реформы; если в области установлений и законов века невежества служили ареной злоупотреблений, то века философии и просвещения слишком часто являлись ареной крайностей” Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права [14, с. 432].


Проект был подготовлен за 4 месяца и 1801 г. рассмотрен в Государственном совете под руководством Наполеона. Затем проект поступил в Трибунат и Законодательный корпус.

Трибунат и Законодательный корпус встретили проект холодно. И как следствие, первый титул проекта был отклонен.

Наполеон взял проект обратно, но одновременно произвел коренную реформу Трибуната, сократив его до 50 членов и подобрав последних из своих приверженцев.

После этого Кодекс снова был поставлен на обсуждение, и рассмотрение его прошло без задержек. Законодательный корпус принимал статьи Кодекса без прений. В течение одного года 36 законов, составляющих Кодекс, были приняты и введены в действие, и 21 марта 1804 г. Кодекс был издан в полном объеме. Издание 1804 г. было озаглавлено «Гражданский кодекс французов», издание 1807 г. - «Кодекс Наполеона» [21, с. 21].

Сознавая огромное историческое значение документа, которому он отдал много времени и сил, трезво взвешивая все им сделанное, Бонапарт говорил: «Моя истинная слава не в сорока сражениях, выигранных мною; Ватерлоо все их зачеркнуло. Но не будет и не может быть забыт Гражданский кодекс» [17, с. 108]. Наполеон оказался прав, ведь его Гражданский кодекс пользуется популярностью и в наше время, даже несмотря на то, что подвергся многочисленным корректировкам и изменениям, а также является предметом гордости французов.


1.2 Основные источники Кодекса Наполеона

Любой законодательный акт не может возникать не из чего. Он должен создаваться на основе уже ранее сложившихся теорий, обычаев, иных законодательных актов, которые будут основой для последующих.

Одной из причин составления кодекса Наполеона были сложившиеся в средневековье бессистемность, хаотичность и разнообразие источников гражданского права. Приступая к составлению, авторы основными источниками формирования гражданского кодекса видели обычное и римское право, королевские ордонансы и законы революционного периода, а также научную юридическую литературу. Исходя из разнообразия источников, основной задачей составителей были их правильный отбор и согласование. Составление кодекса шло из «… нестройной хаотической груды юридических идей, которую революция оставила в наследие Консульству и Империи» [6, c. 250-251]. Поэтому приходилось выбирать между различными, порой противоречащими системами. Ситуация усугублялась и тем, что приходилось согласовывать средневековые и революционные нормы как между собой, так и с современными потребностями общества.

Поскольку создание кодекса было невозможно без опоры на предшествующее право, первыми его источниками должны были стать кутюмы (обычаи), приспособленные к новому укладу общественных отношений. Сбор и использование обычаев вызывало у комиссии значительные затруднения. Их многочисленность и разнообразие дополнялись еще и тем, что три четверти содержания кутюмов были отменены королевскими ордонансами и революционными законами. Не менее сложным было согласование противоречий между самими кутюмами. Вследствие этого, по мнению Г.Ф. Шершеневича: «… остается открытым вопрос, насколько нормы кодекса, основанные на обычном праве, воспроизводят то старое право, которым определялась жизнь населения всей Франции» [2, c. 51].

Большое практическое значение и влияние на образование французских юристов имело римское право. Многие важнейшие нормы кодекса были построены на основе римского частного права. Поэтому кодекс стал попыткой согласования римского и обычного права. Таким образом, при составлении кодекса в комиссии сочетались рецепции римского права в северной Франции с окончательным преобладанием парижского кутюма, завоевавшего себе главное место в системе источников французского права. При этом одни упрекали в преобладании римских норм, а другие - в увлечении местными кутюмами.