ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство здравоохранения ЛНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»
Кафедра социальной медицины и экономики здравоохранения
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История медицины»
на тему: «Врачевание в Древней Месопотамии и Древнем Египте»
Выполнил: студент 1 курса
19б группы
стоматологического факультета
Белоусов Н.А.
Проверила: асс. Сафонова А.А.
Луганск-2021
Содержание
Введение ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп 1
1.Врачевание в Древнем Египте 2
1.1История Древнего Египта 2
1.2Источники по истории медицины 4
1.3Мифология и врачевание 5
1.4Методы лечения и диагностики 7
2. Врачевание в Древней Месопотамии 8
2.1 О Месопотамии 8
2.2 История 9
2.3 Традиционная медицина Месопотамии 10
2.4 Медицина в Вавилоне и Ассирии 14
Выводы 15
Литература 17
Введение ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп
История медицины является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, вобравшей в себя знания и народные традиции от первобытных времен до нашего времени. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Если древние люди руководствовались в основном религиозными догмами, то начиная с позднего Средневековья развитие врачебной практики проходило под знаменем великих научных открытий.
Находясь на разных континентах земного шара, отделенные друг от друга морями, океанами, горными массивами, древние цивилизации развивались сообразно собственным историческим и культурным тенденциям. Однако принадлежность к единой человеческой общности определила наличие множества схожих признаков, среди которых главным является изобретение письменности. Сведения о медицине того времени сохранились на папирусах, в надписях на заупокойных стелах, саркофагах и колоннах храмов, в виде клинописных табличек из Шумера. Благодаря высокому уровню технологического развития современники смогли представить состояние медицины, гигиены и санитарии в первобытном обществе.
В числе общих особенностей врачевания Древнего мира можно назвать выделение двух направлений лечебной практики: медицины, основанной на практическом опыте, и культового целительства, связанного с различными верованиями.
1.Врачевание в Древнем Египте
-
История Древнего Египта
Египет — один из древнейших очагов цивилизации, история которого, как и ряда других рабовладельческих государств, полна контрастов и противоречивостей. С одной стороны — высокая по тем временам культура, создание грандиозных ирригационных сооружений, возведение вошедших в перечень «чудес света» пирамид-усыпальниц, монументальных сфинксов и храмов, значительные познания в области математики, географии и астрономии, в частности изобретение календаря, солнечных и водяных часов, достижения в медицине исключительное искусство бальзамирования трупов, раскрытие ряда секретов функций мозга и системы кровообращения человека; с другой стороны — грабительские военные походы в соседние страны, систематические кровопролитные междоусобицы, жесточайшая эксплуатация многотысячной армии рабов, проявления вандализма многими фараонами и окружными монархами с широким применением калечащих наказаний, поляризация общества по имущественно-бытовому признаку.
Древнеегипетская цивилизация зародилась на берегах реки Нил, и её процветание во многом было связано с его сезонными разливами (разлив Нила с июня по ноябрь), способствовавшими земледелию. Первые поселения появились там на рубеже VI и V тысячелетий до н. э. Возвышение древнеегипетской цивилизации в большой степени было результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины и дельты Нила.. Принуждающей и организующей силой в Древнем Египте был хорошо развитый государственный аппарат, состоявший из жрецов, писцов и администраторов во главе с фараоном, который часто обожествлялся в сложной системе религиозных верований с развитым культом погребальных обрядов.
Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привёл к созданию науки египтологии и возникновению направлений искусства.
-
Источники по истории медицины
До расшифровки древнеегипетского письма описания историков и писателей древности были единственными источниками по истории Древнего Египта. О Египте писали греческий историк Геродот, египетский жрец Манефон (IV-III вв. до н. H. 3.) современник Птолемеев I и II. составивший первое историческое описание Древнего Египта, основанное на знании египетских источников, а также греческие писатели Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и т. д. В то же время многочисленные древнеегипетские тексты, сохранившиеся на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках, оставались «немыми» до 1822 г., когда французский ученый Ж. Ф. Шампольон (J. F. Champollion) разгадал тайну египетского иероглифического письма.
Открытие Шампольон тесно связано с изучением надписей нa Розеттском камне, найденном молодым офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у г. Розетта в Египте. Целью завоевательного похода Наполеона (тогда он был генералом Бонапартом) в Египет было создание плацдарма для покорения Индии. Военные действии не принесли удачи Франции. Однако многочисленные ученые, сопровождавшие французскую армию в этом походе, открыли новые возможности для научного исследования этой древней страны. Верхняя часть Розеттского камня была заполнена иероглифическими знаками, средняя — забытой к тому времени демотической скорописью, а нижняя — текстом в честь царя Птолемея V Епифана. Последняя строка текста сообщала, что надписи сделаны тремя письменами: священным, народным и греческим.
Древнейшие записи медицинского содержания сделаны на стенах гробниц и пирамид, саркофагах и заупокойных стелах (монументальный вариант). Так, на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (XXV в. до н. э.) — записано, что он скоропостижно скончался в присутствии фараона. в присутствии фараона. Это самое древнее упоминание о болезни, которая напоминает инсульт или инфаркт миокарда. В этой же надписи впервые говорится о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте.
Древнейшие египетские медицинские трактаты составлялись на папирусах и до наших дней не сохранились. Мы знаем о них по свидетельству древних историков. Наиболее полную информацию о медицине Древнего Египта дают два замечательных папируса, записанных в середине 11 тысячелетия до н. э. (ок.. 1550 г. до н. э.). большой медицинский папирус Г. Эберса (G. Ebers) и трактат по хирургии — папирус Э. Смита (E. Smith) Египтологи полагают, что в древности оба папируса принадлежали одному врачу. Причем папирус Э. Смита считается копией более древнего, не сохранившегося до наших дней папируса, может быть составленного легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э.
-
Мифология и врачевание
Древнеегипетская политеистическая религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Пройдя путь от зооморфного тотемизма до сложнейших представлений о загробной жизни, она так и не стала государственной религией. Главным божеством древних египтян был бог Солнца – Pa, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короне (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца. Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан — символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с головой ибиса.
Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис — потомок бога Ра, символ животворящего Солнца и благодатного Нила. В древних текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который справедливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым братом Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса — богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу с просьбой сохранить Осириса навеки. Анубис забальзамировал Осириса и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира и царем загробного суда. Его изображали в виде спеленатой мумии в белой короне со знаками царской власти в руках. Вера в загробное царство привела к тому, что образовался заупокойный культ. На его основе египтяне разработали мумификацию (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования — это предотвращение гниения тела. В каждой мумии заключена ценнейшая информации. Благодаря этому египтяне получили первые сведенья о анатомии человека. Ими в середине 2 тысячелетия до н.э. были описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Благодаря бальзамированию развился термин «химия». Так же они были убеждены в причинах заболеваний: сверхъестественные, вызванные духами, высшими силами, богами; естественные (пища, кишечные паразиты и т.п.).
Значительное место в верованиях древних египтян занимал культ животных. В каждом номе имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил. баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д
Предметом особого культа были змеи. Богиня — змея кобра Уаджит (егип. «Зеленая»), покровительница Нижнего Египта — почиталась как защитница от всех врагов. Ее (в виде «урея») изображали на головном уборе фараона и наряду с соколом, пчелой и коршуном считали покровительницей царской власти. На амулетах богиня Уаджит часто изображалась рядом с священным глазом. Убийство священных животных каралось смертной казнью.
-
Методы лечения и диагностики
Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Начиная с эпохи так называемого Древнего царства (IV III тысячелетия до н. э.) совершенствованию медицинских знаний и накоплению опыта практического врачевания способствовало развитию государственности, земледелия и ремесел. письменности, культурно-торговых связей с другими странами. разносторонней деятельности священнослужителей в храмах, в том числе лечебно-профилактической направленности. Медицина в Египте находилась главным образом в руках жрецов, однако были и врачи из народа, порой из рабов. При храмах оказывалась более квалифицированная помощь, причем уже за 2000 лет до н. э. существовало деление врачей по основным специальностям. Там же распространялись медицинские знания. В частности, в школах при храмах наряду с математикой. астрономией и другими предметами преподавалась и медицина. Основоположником египетской медицины считается выдающийся врач и архитектор древности Имготеп (жил в период Древнего царства), впоследствии канонизированный и почитаемый как покровитель врачей. Ему приписывается папирус с описанием операций, разбором различных медицинских практик.
Лечение в Древнем Египте представляло собой синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.
Магические методы воздействия заключались в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.
Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и прочее) до более чем экзотических. Многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.