ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.
Сильной стороной Древнего Египта были гигиенические предписания, обязательные для всех и прежде всего служителей культа. Указывалось на необходимость чистой нижней полотняной одежды (не шерсть, не меха), чистоты тела, регулярных омываний, купаний, массажа с различными мазями и маслами, обрезания крайней плоти, умеренности в пище; дети должны были ходить босиком; три раза в месяц он даже чаще предписывался прием слабительного и рвотного для очищения тела; рекомендовались определенные часы для испражнений и половых сношения, велась обязательная борьба с насекомыми, даже голова брили через день как средство от педикулеза.
2. Врачевание в Древней Месопотамии
2.1 О Месопотамии
Древняя Месопотамия или Междуречье — древняя страна в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат; место возникновения и развития древнейшей цивилизации; на территории Месопотамии располагались царства Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии, также хуррито-арийское государство Митанни.
Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира; наряду с Египтом считается первой на земле; возникла в середине 4-го тысячелетия до н. э., угасла — в начале нашей эры. В Месопотамии появилась древнейшая письменность, первые города и государства (в том числе имперского типа), зачатки банковской системы, древнейшая литература, библиотеки, школы, архивы, музеи, монотеистические и дуалистические учения (зачатки монотеизма в культах Ашшура и Бэла-Мардука, манихейство). Сам облик месопотамской цивилизации (архитектура, скульптура и др.) и её институты (государственность, право, денежная система, календарь и т. д.) стали образцом для многих государств и обществ Ближнего Востока — Элама, Хеттского царства, Мидии, Персидской державы и других.
2.2 История
Первые крупные поселки, иногда даже окруженные стеной, появились в Передней Азии уже в VIII VI тысячелетиях до н. э. Это Иерихон в Палестине Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирин и т. д. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами. Древнейшие в Месопотамии рабовладельческие города-государства шумеров сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э.
С начала 2 тысячелетия до н. э., после возвышения Вавилона в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий (XX XVI вв. до н.э. —старовавилонской, период, XVI-ХII вв. до н. э.— средневавилонский, или касситский, период и XI-VI вв. до н. э. — нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.
В Верхней Месопотамии с XV по VII вв. до н. э. существовали вторая великая держава Месопотамии царство Ассирия, уничтоженное в результате нашествия мидян в 614-605 гг. до н. э.
На протяжении всего периода Древней истории между государствами Месопотамии и нападавшими на них завоевателями велись, многочисленные войны: менялись правители, ломались границы государств, шло переселение и смешение народов. Однако в древней Месопотамии не было религиозной и этнической нетерпимости: все ее жители называли себя «черноголовыми» и в течение двух тысячелетий сохраняли единый аккадский язык.
Об истории древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, а также данные археологических исследования и свидетельства историков и ученых других эпох.
2.3 Традиционная медицина Месопотамии
Традиционная медицина Месопотамии уходит своими корнями в первобытнообщинный строй. В старовавилонский период XVII-XII вв. до н. э.) сформировались два основных се направления: асуту («asutu» — в переводе с аккад. искусство врачевателей) и ашипуту «casinutu» — в переводе с аккад. искусство заклинателей.
Искусством врачевания — асуту занимались врачи-эмпирики — acу; их покровительницей считалась богиня I ула.
Представители другого направления вавилоно-ассиийской медицины — ашипуту назывались ашипу.Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины 1 тысячелетия до н. э. когда, по всей вероятности, слились в одну, более близкую к ашипуту, — «престижным стало то, что мы называем ненаучной медицинской спекуляцией».
Представления о причинах болезней были сверхъестественные — «рука Бога», «дуновение злого духа», «объятья Ламашту» и т. п. Ламашту изображен как неряшлевая старуха с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва вред она наносила детям, отравляя материнское молоко. Поэтому женщины носили амулеты, отпугивающие демонов от них и их дома.
Естественные причины, связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезн у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Выражение «рука призрака» в текстах асуту встречается крайне редко. Иногда асу считал причиной болезни «руку клятвы», т. е человек ложно поклялся, и клятва поразила его. Однако и в таких случаях асу рекомендовал конкретное лекарственное средство, например «полоскание против силы клятвы».
Заклинатель-ашипу, напротив, связывает болезни прежде всего со сверхъестественными салами: «рукой» конкретного бога, демона или призраков, злыми чарами т. д. Они также допускали, что болезни могут возникать и без участия злых духов или демонов.
Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаше всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, то ашипу удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения.
Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко.
Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных: признаков болезни. Оно основывалось на практическом опыте врачевателя-эмпирика: его интуиции в сочетании с приобретенными знаниями. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног», «уничтожить недуг».
Асу был большим знатоком местной флоры и фауны. Они использовали лечебные травы, коренья, семена, овощи, плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства, нефть, животные продукты и части животных, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, экскременты птиц и зверей. Асу сами собирали, хранили составляли лекарства, сами варили их на меде, пиве", уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей, тампонов.
Главным приемом врачевания ашипу было чтение заклинаний. В библиотеке Ашшурбанапала обнаружена серия из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Это целое собрание заклинаний и обрядовых действий. Однако в процессе врачевания они умело использовали лекарственные средства.
Неудачный исход врачевания, что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным, ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства», и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.
Репутация его коллеги-эмпирика асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя, который неуклонно следовал спискам признаков болезней, составленным его далекими предками. Таким образом, асу постепенно утрачивали свои позиции.
Между врачевателями эмпириками асу и заклинателями ашипу, по всей вероятности была конкуренция, которая со временем завершилась победой ашипу, в их направлении стали проявляться оба признака врачевания.
О строении человека в Месопотамии не знали, т. к. не проводили вскрытий, а расчленение животных давало далекое представление об анатомии человека. Но они занимались родовспоможением женщины, а после ее смерти разрешалось кесарева сечение, чтобы спасти ребенка.
Один из источников изучения медицины в Месопотамии – свод законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) - мудрого и деспотичного правителя. Это большой каменный столб высотой 2,25 м. Вся поверхность столба покрыта текстом - собрания статей судебника, выведенных клинописью. Статьи 18 и 19 – посвящены условиям деятельности врача и его судебной ответственности. За удачное лечение врачу полагалось хорошее вознаграждение, за неудачу – штраф. Высокая плата за врачевание была связана с большим риском этой профессии: воздаяние равным за равное (око за око, зуб за зуб). Подход к врачеванию был классовый.
Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных: «Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний посвященному: непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь— заставь его поклясться именами Асаллухи (Мардука) и Нинурты за тем покажи ему...».
Ученики врача назывались асу агашгу. Возможно, что клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии, которая существовала до XVII в. до н. э. В этой школе обучали клинописи, математике, астрономии, праву, изучалась музыка и литературные произведения. Деятельность э-дубы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Вавилонии.
2.4 Медицина в Вавилоне и Ассирии
Особое место в развитии медицины принадлежало Вавилону и Ассирии по времена правления царя Хаммурапи (ХVIII. э.) период расцвета Вавилонского царства. Там права и обязанности врача были четко регламентированы. Ряд статей свода законов Хаммурапи посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности за погрешности в лечении больных, а также порядку оплаты его работы пациентами. Чтобы убедиться в строгости и даже жесткости указанного свода законов. достаточно прочитать его параграф 218, который гласит: «Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит ему смерть или устранит бельмо и этим повредит глаз, то врачу следует отрезать пальцы». Надо заметить, что такие наказания применялись, как правило, к врачам - выходцам из рабов, и в случае, если пострадавшим больным оказывался господин.
В вавилонской и особенно ассирийской врачебной практике при распознавании болезней и лечении мистические тенденции, магические и символические действия преобладали над эмпирическими представлениями и методами. Все же в диагностике применялись рациональные приемы. Был известен широкий перечень симптомов, характерных для многих внутренних болезней. Для лечения использовался довольно богатый арсенал средств растительного, животного и минерального происхождения (молодые почки различных растений, масла, нефть и др.).
Вавилонско-ассирийская медицина дала миру немало важных знаний о противоэпидемических мерах, способах передачи различных инфекций, в частности о связи эпизоотии с возникновением вспышек ряда инфекционных заболеваний среди людей.
Прогноз течения болезней и их исхода определяли гаданием на внутренних органах жертвенных животных, в частности рассматриванием печени, и, кроме того, руководствовались расположением небесных светил.
Астрологические представления вавилонян и ассирийцев, воспринятые врачами многих стран, были распространены в медицине на протяжении средних веков.
Что касается знаний в области анатомии, то они были незначительными и основывались на сведениях, получаемых при рассечении животных, которых приносили в жертву богам. Из внутренних органов главной считалась печень, подвергавшаяся наиболее тщательному изучению в организме, а из жидкостных сред — кровь, которая, в