Файл: Малые предприятия и их развитие в современных условиях.doc
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России.
1.1 Понятие и сущность малых предприятий.
1.2 Место малых предприятий в экономике России.
1.3 Государственная поддержка малых предприятий.
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия
2.2 Управление предприятием ООО «ЭРА»
2.3 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «ЭРА»
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем.
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «ЭРА»
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ В ПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономики предприятий и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономика предприятий
На тему: Малые предприятия и их развитие в современных условиях.
Выполнила студентка Грекова Н.П.
Факультет «Менеджмента и маркетинга»
Специальность: МО 5курс
Номер зачётной книжки: 05ММД 14260
Проверил преподаватель Белянкина Л.Г.
Ярославль 2009 год
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 12
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 21
Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования. 31
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия 31
Полное название предприятия: «Общество с ограниченной ответственностью «ЭРА». В соответствии с [5] предприятие зарегистрировано Решением исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Ярославля №1080 от 12.12.1991г. 34
Поскольку речь идет об образовании юридического лица в виде общества ограниченной ответственности (ООО) приведем его описание [5]. 34
-решение стратегических вопросов деятельности собранием участников повышает риск принятия неверных решений, особенно при существенном неравенстве долей участников. 36
б) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества. 37
2.2 Управление предприятием ООО «ЭРА» 37
2.3 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «ЭРА» 43
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 47
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «ЭРА» 47
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России 48
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом 56
Заключение 59
Список литературы: 60
[1]Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 60
Введение.
Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг.
Конкурентоспособность малого бизнеса формируется в процессе конкуренции между предпринимателями. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик товаров и услуг, улучшению организации производства и управления, снижению издержек, формированию конкурентных преимуществ. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
В то же время развитие технологий, науки и техники сопровождается изменениями спроса, на которые не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.
Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения числа рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий
, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е гг. Правда, значительная часть из этих предприятий прекращает свое существование. Уходят предприятия, продукция которых становится не востребованной. На смену им приходят предприятия с новой продукцией, которую ждет рынок.
Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.
Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности России и других стран. Вторая глава рассматривает особенности создания и функционирования малого предприятия, а также технико-экономические показатели конкретного предприятия. В третьей главе приведены некоторые преимущества и проблемы малого предприятия, рассмотрены пути решения проблем.
Объектом исследования является предприятие ООО «ЭРА», г. Ярославль.
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России.
1.1 Понятие и сущность малых предприятий.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в мировой экономике особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством и реализацией потребительских товаров.
Рассмотрим критерии, по которым предприятие может относиться к группе «малых предприятий». Следует при этом отметить, что в разных странах для отнесения предприятий к группе «малых предприятий» существуют разные критерии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
-
численность персонала; -
размер уставного капитала; -
величина активов; -
объем оборота (прибыли, дохода).
По некоторым российским источникам к малым предприятиямотносятся предприятия, численность сотрудников которых не превышает 200 человек. [9]
В Федеральном Законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1] установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации численностью менее 100 человек – малые предприятия, в числе которых выделены организации менее 15 человек – микропредприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Коммерческие организации численностью от 101 до 250 человек относятся к средним предприятиям.
С 01.01.2010 к критериям отнесения предприятий к разным категориям добавится показатель «объем выручки» и «величина активов»
Не относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов.
Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Естественно, что статистика малого предпринимательства базируется на определении, установленном в Законе.
Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятиям предприятия, на которых количество работников не превышает 500 человек.
В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:
-
количество занятых работников до 50 чел.; -
годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ (ЕВРО); -
сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
-
количество занятых работников от 50 до 250 чел.; -
годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ; -
сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.
В настоящее время в соответствии с действующим британским законодательством к малому бизнесу относятся предприятия, численность занятых в которых – не более 50 человек, оборот предприятия – не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. ф. ст.
В то же время для целей статистического учета во всех странах используется только один показатель - численность персонала.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и гибкое приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.