Файл: Малые предприятия и их развитие в современных условиях.doc
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России.
1.1 Понятие и сущность малых предприятий.
1.2 Место малых предприятий в экономике России.
1.3 Государственная поддержка малых предприятий.
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия
2.2 Управление предприятием ООО «ЭРА»
2.3 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «ЭРА»
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем.
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «ЭРА»
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно. Вполне очевидно, что пока в стране будут существовать источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Таким образом, подорвана значимость труда, который признается единственным источником богатства.
Еще одна важная причинанизкой доли малых предприятий в сфере материального производства - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, слабое развитие системы лизинга специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Наряду с общеэкономическими причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в России, рассмотрим причины, имеющие больше организационно - правовой характер. Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Однако результаты данной стратегии далеки от ожидаемых.
Как первая, так и вторая, и, фактически, несостоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ не изменило неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий.
Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования
, сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным – от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого бизнеса в ответ на финансовые вложения.
Среди основных трудностей российского малого бизнеса во взаимодействии с государственными структурами, по опросам предпринимателей (12), выделяются административные барьеры, произвол чиновников контролирующих органов (налоговиков, милиции, пожарных и СЭС), сопровождающийся вымоганием взяток; давление криминала, неурегулированность арендных отношений, постоянные смены форм и сложность отчетности. Причем малый бизнес легче приспосабливается к криминалу, чем к неправомерным действиям административных лиц.
Следствием является масштабность теневой составляющей в малом бизнесе, хотя все предприятия зарегистрированы и выдают требуемую отчетность. Теневая экономика, при всех ее негативных моментах, служит малому бизнесу способом защиты от чиновничьего произвола (в конце концов, источником средств для взяток)
Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] не вносит в практику никаких механизмов, уточняющих порядок взаимоотношений между предпринимателями и представителями власти.
Недостаточная эффективность действующей в России системы малого бизнеса во многом определяется несовершенством законодательства о поддержке этого сектора. Например, серьезным недостатком введенного в 2007 году Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является то обстоятельство, что в нем не определены источники финансирования мер политики поддержки малого и среднего предпринимательства, а также процедура отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания им поддержки. Указанные моменты значительно снижают действенность данного закона, как нормативной основы государственной политики в отношении малого бизнеса, так как сохраняют субъективизм в принятии решений.[14]
При этом решения принимаются только представителями органов власти, что сохраняет возможность появления произвола и не исключает появления взяточничества.
Отсутствие четко прописанных правил взаимодействия между участниками рынка порождает взаимное недоверие между ними. Например, нередки случаи, когда при подписании контракта между малым и крупным предприятием и получением аванса малое предприятие может просто исчезнуть. Законодательство не предусматривает мер по предотвращению таких действий.
Большая теневая составляющая в малом бизнесе не позволяют предпринимателям образовывать различные общественные организации, хотя этим объединениям, в соответствие с законодательством [1] предоставлены значительные права, в том числе и при получении государственной поддержки. Для сравнения укажем (по данным объединения предпринимателей «Опора России», созданной по инициативе администрации президента), что в Германии участие в объединениях предпринимателей (ОП) обязательно для всех субъектов малого и среднего бизнеса.
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
В последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. Рыночная экономика не стихия. И без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику.
В разделе 3.2 выдвинуты и сформулированы основные (на наш взгляд) причины, задерживающие развитие малого предпринимательства в сфере материального производства в экономике России. Рассмотрим возможные направления по обеспечению эффективного развития малого предпринимательства в целом и в материальном производстве в частности.
С целью повышения эффективности законодательной базы развития малого предпринимательства необходимо обеспечить прозрачность процедур принятия решений при взаимодействии представителей власти и предпринимателями, повысить ответственность за нарушения законодательства (исключив осуждение «условно»), создать условия для морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности.
Признавая, что наиболее эффективная мера поддержки малого предпринимательства в настоящее время – комплексные целевые программы (федеральные, региональные, муниципальные), многие авторы ставят во главу угла разные мероприятия:
Выделение средств из бюджета на реализацию мероприятий и выполнение значительной части государственного заказа на изготовление товаров и услуг в сфере малого предпринимательства.
Снижение ставки на кредиты законодательным образом или путем создания сети фондов, берущих на себя часть процентных обязательств безвозмездно или увеличивая сроки погашения.
Расширение сети гарантийных фондов и фондов страхования при выделении кредитов коммерческими банками.
Создание лизинговых фондов.
Финансовое обеспечение начинающих предприятий с учетом приоритета выпускаемой продукции, развитие рынка микрофинансовых услуг.
В сфере имущества: совершенствование порядка предоставления федерального
, регионального и муниципального имущества в аренду субъектам малого предпринимательства; формирование имущественной инфраструктуры поддержки начинающих субъектов малого бизнеса (создание сети регионалных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков); снижение ставок по аренде помещений и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; обеспечение доступа малого бизнеса к приватизации государственного и муниципального имущества (внесение изменений в законодательство о приватизации).
В области налогового регулирования
Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства, для чего:
- освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии;
- ввести дифференцированный налог в зависимости от вида деятельности (более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей);
- ввести налоговые льготы на период становления малого предприятия и налоговые каникулы для МП в сфере материального производства;
- увеличение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
Надо упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения
В области кадрового обеспечения: разработка и внедрение программ направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; формирование краткосрочных программ обучения для персонала малого бизнеса; внедрение дистанционных форм обучения.
В сфере информационного обеспечения: создание и обеспечение доступности информации (банка данных, содержащего информацию из реестра предприятий с указанием сферы деятельности; каталоги производимой продукции и услуг) для предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса; создание центров деловой информации; взаимодействие со средствами массовой информации.
По совершенствованию деятельности ООО «ЭРА» предлагаются следующие мероприятия:
-
Расширять ассортимент выпускаемой продукции. В соответсттствие с уставом предприятия ООО «ЭРА» может производить не только резино-металлические опорные части (РОЧ) но и заниматься производством стальных и алюминиевых строительных конструкций, а также производством продукции из бетона и железобетона и др. -
Проводить более активную маркетинговую политику. Совершенствование маркетинговой политики компании – процесс трудоемкий. Для того, чтобы быть «впереди планеты всей», а не оставаться на задворках, маркетинг должен постоянно быть в действии и рассчитан не «сегодня на сегодня», а на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Экстренные меры по совершенствованию маркетинговой политики предприятия могут приниматься только лишь в экстренных условиях – (кризис или еще какая-нибудь неприятность) Да и то, это меры будут краткосрочными, а далее уже направления маркетинговой политики компании будут определять стратеги. Общие предложения для повышения эффективности деятельности малого предприятия приведены в разделе пункте 3.3.