Файл: Тема Цель, задачи, содержание и этика управленческого консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лущаева Юлия

Обухова Татьяна

Группа 345з

Тема 1. Цель, задачи, содержание и этика управленческого консультирования


1 слайд: титульный

2 слайд: Сущность, цели и задачи управленческого консультирования

Мировой опыт показывает, что отсутствие разрыва между наукой и практикой происходит во многом благодаря наличию такого универсального инструмента, как управленческое консультирование (УК).

Рассмотрим определение управленческого консультирования (консалтинга) в самом широком смысле. Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Управленческое консультирование – это услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (одним или несколькими консультантами), чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем.

3 слайд: Цели и задачи управленческого консультирования

Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений.

Также целью является улучшение качества руководства, повышение эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Основной задачей консалтинга является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов.

4 слайд: Виды управленческого консультирования

С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования: диагностическое, экспертное, процессное и обучающее.

При диагностическом консультировании консультант собирает информацию о состоянии организации клиента с помощью интервью, наблюдения, знакомства с документами и историей организации. Результатом диагностики обычно служит краткий отчет. 

При экспертном консультировании консультант (эксперт) самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к необходимой информации.


Процессное консультирование предполагает, что без активно­го участия со стороны клиента невозможно добиться успешных результатов в процессе изменения организации. Процессный консультант помогает изменить те способы, с помощью которых сотрудники выполняют работу.

При обучающем консультированииконсультант не только собирает идеи, анали­зирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую информацию. Роль клиента заключается в формировании запроса на обучение, осознанный выбор целей, программы и формы обучения, учебных групп.

5 слайд: Принципы управленческого консультирования

Консультанты строят свою деятельность на определенных принципах, которые следует учитывать, консультируя организацию:

1) научность –консультант может опираться на научную истину, дополненную личным опытом;

2) гибкость – многообразие инструментов УК позволяют быстро менять схему консультирования;

3) прогрессивность – означает динамичность управленческих систем в соответствии с постоянным усложнением хозяйственной деятельности;

4) преемственность –УК сохраняет наиболее эффективные методы консультантов разных поколений и вносит новации;

5) сохранение системы – воздействие консультанта на клиентскую организацию не должно нарушать качественных параметров функционирования организации;

6) изменение системы – реализация результатов УК должна значительно изменить качественные параметры и режим функционирования;

6 слайд: Принципы управленческого консультирования

7) конкретность –УК должно четко и конкретно прогнозировать хозяйственную ситуацию, в которой будут осуществлены рекомендации;

8) гласность –работа консультантов на всех этапах УК должна быть на виду, а члены коллектива должны принимать участие в разработке инноваций;

9) компетентность – решения по проведению консультирования принимаются только при наличии компетентных консультантов;

10) динамичность – процесс консультирования должен вносить в клиентскую организацию необходимую динамику, которая сохраняется в ней и после завершения консультирования;

11) научная перспектива – в процессе УК возможно появление новых научных идей;

12) креативность –консультационный процесс требует постоянного творчества, поиска нестандартных решений и нетрадиционных подходов;



13) эффективность – условия деятельности консультантов по управлению таковы, что они постоянно ищут пути повышения эффективности УК.

7 слайд: Классификация консультантов: по сферам деятельности организации

В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп.

1. Общее управление. Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами.

2. Администрирование. Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.

3. Финансовое управление. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: поиск источников финансирования; анализ финансовой деятельности и повышение ее эффективности; перспективное укрепление финансового положения организации.

4. Управление кадрами. Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческого ресурса.

5. Маркетинг. Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.

6. Производство. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.

7. Информационная технология. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.

8. Специализированные услуги. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленных видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.

8 слайд: Классификация консультантов: дженералисты и специалисты

"Специалист" решает ограниченный набор задач, его преимущество в глубоком знании своего предмета, в предоставлении услуг высшего качества на узком поле. А ограниченность специалиста состоит именно в узости этого поля, точнее говоря, в том, что он вынужден решать отдельные проблемы без достаточной взаимосвязи с решением других. Как выходят "специалисты" из этого рискованного положения: они объединяются в некоторые сочетания своих возможностей, преимуществ, с тем чтобы максимально увязать правовые и финансовые, структурные и функциональные задачи.


"Дженералисты" не стремятся к прямому решению задач. Они предлагают методы их решения. Но зато этих методов у них такое большое количество и разнообразие, что они покрывают потребности клиента. Преимущества "дженералистов" в очень широком охвате взаимосвязанных проблем организации, в комплексном их решении. Ограниченность их в недостаточной их осведомленности в специальных областях.

9 слайд: Классификация консультантов: внутренние и внешние

Внутренними консультантами являются специалисты, которые входят в состав консультируемой организации и оказывают помощь руководителям в пределах данной организации. Такие консультанты наиболее зависимы от организации, поскольку должны в первую очередь выполнять задачи, определенные ее руководством, а также следовать указаниям заинтересованных лиц.

Внешний консультант — это высококвалифицированный специалист в какой-либо области, получивший основательную подготовку по управленческому консультированию и не состоящий в штате консультируемой организации. Внешний консультант не всегда ждет, когда к нему обратятся за помощью, иногда он проявляет инициативу сам, подыскивая организации или руководителей, которым можно предложить свои услуги.

10 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании

Основными ролями консультанта являются роли консультанта: по ресурсам и по процессу.

Консультант по ресурсам (называют также экспертной, или ключевой ролью) помогает клиенту, предоставляя ему свой технический опыт и умения и делая что-то для него и от его имени. Руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может ограничиться предоставлением информации по требованию, обсуждением достигнутого прогресса, принятием или отклонением предложений и просьбой о дальнейших консультациях по осуществлению проекта. Руководство не предполагает, что консультант широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменений в организации, хотя он и должен знать об этих аспектах.

Консультант по процессу как действующий фактор изменений пытается научить организацию решать свои проблемы, знакомя ее с организационными процессами, их вероятными последствиями и методами вмешательства для стимулирования изменений. В этом случае консультант делает упор не на передаче технических знаний и предложении конкретных решений, а в первую очередь передает свои методы,
подходы и оценки организации-клиенту, чтобы она сама могла проводить диагноз и устранять собственные проблемы.

11 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании

Т.е. если консультант по ресурсам указывает клиенту, что изменять, консультант по процессу предлагает в основном, как изменять, и помогает клиенту пережить процесс изменений и решить проблемы человеческих отношений по мере их возникновения.

Эдгар Шейн описывает подробно свою модель консультирования по процессу как "род дея­тельности консультанта, который помогает клиенту заметить, понять и воздействовать на события в ходе процесса, которые происходят в окружении клиента"'. В то время как любое консультирование включает определенное сотрудничество с клиентом, консультирование по процессу представляет собой главным образом именно метод сотрудничества.



12 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании +

Для практики полезно также изобразить большее число консультантских ролей в диапазоне от "директивного" до "недирективного" поведения. В первом случае консультант занимает позицию руководителя или является инициатором действий. При "недирективной" роли он предоставляет информацию для клиента, которую тот может использовать или нет. Консультант должен выбирать роль в зависимости от потребностей клиента.

Пропагандист. В роли пропагандиста консультант пытается повлиять на клиента. Имеется два совершенно разных типа пропаганды:

- позиционная, или "контактная", пропаганда — роль, при которой консультант старается воздействовать на клиента, чтобы он выбрал определенные товары, услуги или принял определенные ценности;

- методологическая пропаганда — роль, при которой консультант старается воздействовать на клиента, чтобы он активно решал проблемы и использовал для этого определенные методы, но старается не пропагандировать какое-либо определенное решение.

13 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании

Технический эксперт. В этом случае он посредством специальных знаний, умений и профессионального опыта оказывает особые услуги клиенту. Клиент в основном отвечает за определение целей консультирования. Эта роль требует от консультанта существенных знаний.