Файл: Тема Цель, задачи, содержание и этика управленческого консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лущаева Юлия
Обухова Татьяна
Группа 345з
Тема 1. Цель, задачи, содержание и этика управленческого консультирования
1 слайд: титульный
2 слайд: Сущность, цели и задачи управленческого консультирования
Мировой опыт показывает, что отсутствие разрыва между наукой и практикой происходит во многом благодаря наличию такого универсального инструмента, как управленческое консультирование (УК).
Рассмотрим определение управленческого консультирования (консалтинга) в самом широком смысле. Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.
Управленческое консультирование – это услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (одним или несколькими консультантами), чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем.
3 слайд: Цели и задачи управленческого консультирования
Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений.
Также целью является улучшение качества руководства, повышение эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Основной задачей консалтинга является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов.
4 слайд: Виды управленческого консультирования
С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования: диагностическое, экспертное, процессное и обучающее.
При диагностическом консультировании консультант собирает информацию о состоянии организации клиента с помощью интервью, наблюдения, знакомства с документами и историей организации. Результатом диагностики обычно служит краткий отчет.
При экспертном консультировании консультант (эксперт) самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к необходимой информации.
Процессное консультирование предполагает, что без активного участия со стороны клиента невозможно добиться успешных результатов в процессе изменения организации. Процессный консультант помогает изменить те способы, с помощью которых сотрудники выполняют работу.
При обучающем консультированииконсультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую информацию. Роль клиента заключается в формировании запроса на обучение, осознанный выбор целей, программы и формы обучения, учебных групп.
5 слайд: Принципы управленческого консультирования
Консультанты строят свою деятельность на определенных принципах, которые следует учитывать, консультируя организацию:
1) научность –консультант может опираться на научную истину, дополненную личным опытом;
2) гибкость – многообразие инструментов УК позволяют быстро менять схему консультирования;
3) прогрессивность – означает динамичность управленческих систем в соответствии с постоянным усложнением хозяйственной деятельности;
4) преемственность –УК сохраняет наиболее эффективные методы консультантов разных поколений и вносит новации;
5) сохранение системы – воздействие консультанта на клиентскую организацию не должно нарушать качественных параметров функционирования организации;
6) изменение системы – реализация результатов УК должна значительно изменить качественные параметры и режим функционирования;
6 слайд: Принципы управленческого консультирования
7) конкретность –УК должно четко и конкретно прогнозировать хозяйственную ситуацию, в которой будут осуществлены рекомендации;
8) гласность –работа консультантов на всех этапах УК должна быть на виду, а члены коллектива должны принимать участие в разработке инноваций;
9) компетентность – решения по проведению консультирования принимаются только при наличии компетентных консультантов;
10) динамичность – процесс консультирования должен вносить в клиентскую организацию необходимую динамику, которая сохраняется в ней и после завершения консультирования;
11) научная перспектива – в процессе УК возможно появление новых научных идей;
12) креативность –консультационный процесс требует постоянного творчества, поиска нестандартных решений и нетрадиционных подходов;
13) эффективность – условия деятельности консультантов по управлению таковы, что они постоянно ищут пути повышения эффективности УК.
7 слайд: Классификация консультантов: по сферам деятельности организации
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп.
1. Общее управление. Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами.
2. Администрирование. Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.
3. Финансовое управление. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: поиск источников финансирования; анализ финансовой деятельности и повышение ее эффективности; перспективное укрепление финансового положения организации.
4. Управление кадрами. Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческого ресурса.
5. Маркетинг. Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.
6. Производство. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.
7. Информационная технология. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.
8. Специализированные услуги. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленных видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.
8 слайд: Классификация консультантов: дженералисты и специалисты
"Специалист" решает ограниченный набор задач, его преимущество в глубоком знании своего предмета, в предоставлении услуг высшего качества на узком поле. А ограниченность специалиста состоит именно в узости этого поля, точнее говоря, в том, что он вынужден решать отдельные проблемы без достаточной взаимосвязи с решением других. Как выходят "специалисты" из этого рискованного положения: они объединяются в некоторые сочетания своих возможностей, преимуществ, с тем чтобы максимально увязать правовые и финансовые, структурные и функциональные задачи.
"Дженералисты" не стремятся к прямому решению задач. Они предлагают методы их решения. Но зато этих методов у них такое большое количество и разнообразие, что они покрывают потребности клиента. Преимущества "дженералистов" в очень широком охвате взаимосвязанных проблем организации, в комплексном их решении. Ограниченность их в недостаточной их осведомленности в специальных областях.
9 слайд: Классификация консультантов: внутренние и внешние
Внутренними консультантами являются специалисты, которые входят в состав консультируемой организации и оказывают помощь руководителям в пределах данной организации. Такие консультанты наиболее зависимы от организации, поскольку должны в первую очередь выполнять задачи, определенные ее руководством, а также следовать указаниям заинтересованных лиц.
Внешний консультант — это высококвалифицированный специалист в какой-либо области, получивший основательную подготовку по управленческому консультированию и не состоящий в штате консультируемой организации. Внешний консультант не всегда ждет, когда к нему обратятся за помощью, иногда он проявляет инициативу сам, подыскивая организации или руководителей, которым можно предложить свои услуги.
10 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании
Основными ролями консультанта являются роли консультанта: по ресурсам и по процессу.
Консультант по ресурсам (называют также экспертной, или ключевой ролью) помогает клиенту, предоставляя ему свой технический опыт и умения и делая что-то для него и от его имени. Руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может ограничиться предоставлением информации по требованию, обсуждением достигнутого прогресса, принятием или отклонением предложений и просьбой о дальнейших консультациях по осуществлению проекта. Руководство не предполагает, что консультант широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменений в организации, хотя он и должен знать об этих аспектах.
Консультант по процессу как действующий фактор изменений пытается научить организацию решать свои проблемы, знакомя ее с организационными процессами, их вероятными последствиями и методами вмешательства для стимулирования изменений. В этом случае консультант делает упор не на передаче технических знаний и предложении конкретных решений, а в первую очередь передает свои методы,
подходы и оценки организации-клиенту, чтобы она сама могла проводить диагноз и устранять собственные проблемы.
11 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании
Т.е. если консультант по ресурсам указывает клиенту, что изменять, консультант по процессу предлагает в основном, как изменять, и помогает клиенту пережить процесс изменений и решить проблемы человеческих отношений по мере их возникновения.
Эдгар Шейн описывает подробно свою модель консультирования по процессу как "род деятельности консультанта, который помогает клиенту заметить, понять и воздействовать на события в ходе процесса, которые происходят в окружении клиента"'. В то время как любое консультирование включает определенное сотрудничество с клиентом, консультирование по процессу представляет собой главным образом именно метод сотрудничества.
12 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании +
Для практики полезно также изобразить большее число консультантских ролей в диапазоне от "директивного" до "недирективного" поведения. В первом случае консультант занимает позицию руководителя или является инициатором действий. При "недирективной" роли он предоставляет информацию для клиента, которую тот может использовать или нет. Консультант должен выбирать роль в зависимости от потребностей клиента.
Пропагандист. В роли пропагандиста консультант пытается повлиять на клиента. Имеется два совершенно разных типа пропаганды:
- позиционная, или "контактная", пропаганда — роль, при которой консультант старается воздействовать на клиента, чтобы он выбрал определенные товары, услуги или принял определенные ценности;
- методологическая пропаганда — роль, при которой консультант старается воздействовать на клиента, чтобы он активно решал проблемы и использовал для этого определенные методы, но старается не пропагандировать какое-либо определенное решение.
13 слайд: Роли консультанта в управленческом консультировании
Технический эксперт. В этом случае он посредством специальных знаний, умений и профессионального опыта оказывает особые услуги клиенту. Клиент в основном отвечает за определение целей консультирования. Эта роль требует от консультанта существенных знаний.