Файл: Протокол от 2022 г. Утверждаю первый проректор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт естествознания и спортивных технологий


СОГЛАСОВАНО

Председатель экспертного совета

по дополнительному образованию

ГАОУ ВО МГПУ

________________/________________/

Протокол № ___ от __________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

ГАОУ ВО МГПУ
_________________/Е.Н. Геворкян/

«_____»______________2022 г.


Дополнительная общеразвивающая программа

«Подготовка в смешанных единоборствах»

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(216 часа)

Уровень программыбазовый

Срок реализации программы: 1 год.

Возраст: 16–30 лет.


Автор (ы):








Москва, 2022 г.

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа, относится к физкультурно-спортивной направленности

1.1 Актуальность

В последние 20-30 лет в развитии спортивных единоборств намечается тенденция к универсализации, что приводит к образованию новых видов единоборств и преобразованию уже существующих. В России и за рубежом стали очень популярны, особенно среди молодежи, так называемые «смешанные» или «комплексные» единоборства. Такое название среди любителей единоборств они получили потому, что в отличие от классических единоборств в них используется комплексный технический арсенал как ударных (удары руками и ногами из бокса, кикбоксинга, тайского бокса, каратэ, тхеквондо), так и борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы), происходит не только слияние ударной и бросковой техники, но и синтез различных методик технико- тактической, физической и психологической подготовки различных систем, как спортивных, так и боевых единоборств, которые рассматриваются не отдельно, а в комплексе, как взаимосвязанные звенья единой системы.

К «смешанным» единоборствам можно отнести следующие виды единоборств: рукопашный бой, армейский рукопашный бой, русский (универсальный) бой, ушу-саньда, спортивно-боевое самбо, панкратион, спортивно - прикладное каратэ, джиу-джитсу, дайдо-джуку каратэ (КУ-ДО). Абсолютное большинство из названных видов единоборств включены в Единую всероссийскую спортивную классификацию и развиваются признанными в России и аккредитованными в Росспорте общероссийскими федерациями, проводятся региональные, всероссийские и международные турниры, как среди взрослых, так и среди юношей и юниоров. Занятия единоборствами оказывают положительное влияние на нервную систему, развивают у подростков и юношей тактическое мышление, быстроту и ловкость. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей быстроте восприятия, переключении внимания, сдержанности.


У людей, занимающихся единоборствами, происходят положительные сдвиги в нервно-психической сфере: вырабатывается уравновешенность, уверенность в своих силах, трудолюбие, настойчивость, смелость, уменьшается бытовая агрессивность.

Под влиянием занятий боевыми искусствами развиваются и совершенствуются не только двигательные качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), но и вегетативные функции – кровообращение, дыхание, пищеварение и др.

Боевые искусства требуют от людей высокой степени не только физического, но и умственного развития. В спарринге побеждает «быстро думающий» боец, способный творчески разбираться в постоянно меняющихся ситуациях на ринге, хорошо подготовленный технически и тактически. Несомненна актуальность этого вида спорта на сегодняшний день, т.к. смешанные единоборства помогают развивать у мальчишек такие качества, как сила воли, настойчивость, уверенность в себе, необходимость противостоять противнику, что является обязательными навыками для службы в рядах Российской армии, да и в жизни вообще.

Педагогическая целесообразность программы.

Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию педагога соответствует определенная деятельность воспитанников. Деятельность педагога по организации физической активности юных бойцов имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя воспитанников.

Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов, для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции. Но при этом существенно учитываются моральные и физические усилия обучающихся. Программа предусматривает поэтапное развитие необходимых черт характера и свойств личности, способностей, двигательных и координационных качеств. Настоящая программа объединяет в себе воспитательный, спортивно - оздоровительный и обучающий характер работы с людьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами, и включает в себя ударную и бросковую технику.

Цель программы: развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков средствами общей физической подготовкой с элементами единоборств.

Задачи программы:

Обучающие:


- знакомство с теоретическими основами техники и тактики различных видов единоборств;

- овладение практическими основами техники и тактики различных видов единоборств;

- формирование навыков ведения схватки различными видами единоборств;

Развивающие:

- развитие показателей общей физической подготовленности: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей;

- развитие показателей специальной физической подготовленности: развитие специальной выносливости, специальной гибкости, скоростно-силовых качеств.

Воспитательные:

- формирование установки на здоровый образ жизни через организацию разминки со здоровьесберегающей направленностью;

- развитие морально-волевых качеств и мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок;

- развитие культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

Планируемые результаты обучения

По окончании 2 года обучения по программе обучающиеся будут:

Знать:

- правила соревнований по смешанным единоборствам;

- современное состояние смешанных единоборств и тенденции их развития.

Уметь:

- использовать комбинации бросков и ударов при ведении учебных схваток;

- использовать простейшие тактические наработки, планировать проведение поединка.

Владеть:

- навыками коллективного взаимодействия;

- техническими элементами рукопашного боя;

- тактическими приемами рукопашного боя;

- коммуникативными навыками.

Методы обучения:

словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение.

наглядные: показ, исполнение тренером-преподавателем, наблюдение.

практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, тренера-преподавателя, команды.

Отличительная особенность дополнительной образовательной программы:

  • обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности обучающихся;

  • достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;

  • обращение внимания на психологическую подготовку спортсменов: устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.


При объяснении теоретического и практического содержания программы учитываются психологические и возрастные особенности обучающихся.

Основными формами организации занимающихся при обучении единоборствами являются: групповой и индивидуально-групповой.

Подача теоретического материала осуществляется в доступной форме в виде рассказа и показа.

Соблюдение принципов доступности и индивидуального подхода должно быть тесно связано с принципом систематичности, последовательности в обучении. Последовательность обучения от простого к сложному.

Занятия должны проходить эмоционально. После однообразных упражнений наблюдается утомляемость у обучающихся. Упражнения следует выполнять в интервальном и непрерывном режиме.

Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений используются:

  • сопутствующие сигналы;

  • четкая команда и свисток.


Категория обучающихся: 16–30 лет

Форма обучения: очная

Уровень программы:продвинутый

Режим занятий: 6 часов в неделю

Трудоемкость программы: 216часа

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный план


п/п

Наименование

разделов (модулей) и тем

Аудиторные учебные занятия,

учебные работы

Внеаудиторная работа

Формы контроля

Трудоем

кость

Всего ауд.часов

(ак.час)

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Самостоят.

работа

1

Раздел 1

«Спортивные единоборства как вид спорта»

66

2

64







66

11

Теоретическая

подготовка

2

2







наблюдение

2

12

Техническая подготовка

44




44




наблюдение

44

13

Тактическая подготовка

20




20




наблюдение

20




Раздел 2

«Средства и методы физической подготовки в единоборствах»

120




120







120

21

Общая физическая подготовка

60




60




наблюдение, контроль выполнения упражнений

60

22

Специальная физическая подготовка

60




60




наблюдение, контроль выполнения упражнений

60

3

Раздел 3

«Подведение итогов»

30




30







30

31

Участие в соревнованиях

20




20




Результативность

Анализ, самоанализ

20

32

Контрольные нормативы

10




10




выполнение нормативов

10




Итого

216

2

214







216



2.2. Учебная программа

Второй год обучения


п/п

Виды учебных занятий, учебных работ, объем в часах

Содержание

Раздел 1. «Спортивные единоборства как вид спорта»

Тема 1.1

Теоретическая

подготовка

Теоретические занятия,

2 часов

Инструктаж по технике безопасности при занятиях рукопашным боем. Проверка уровня подготовленности обучающихся

Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с правилами соревнований, современное состояние рукопашного боя.



Тема 1.2

Техническая подготовка

Практические занятия,

44 часа


Совершенствование ударов руками и ногами в парах, на макиваре.

Отработка бросков, удушающих, болевых, свободные схватки

Тема 1.3

Тактическая подготовка

Практические занятия,

20 часов


объяснение тактики ведения поединка:

наступательная;

оборонительная;

смешанная.

Выполнение технических приемов по тактическому заданию в учебных схватках, практическое выполнение плана на поединок в свободной схватке.


Раздел 2. «Средства и методы физической подготовки в единоборствах»

Тема 2.1

Общая физическая подготовка

Практические занятия,

60 часов

Упражнения для развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости

Упражнения с отягощениями и дополнительным сопротивлением партнера, с использованием гимнастических снарядов.

Ускорения с места, бег скачками, из разных исходных положений.

Акробатические упражнения: кувырки, (вперед, назад), старты из положения лежа на спине, животе. Круговые тренировки на развитие силы, выносливости

Тема 2.2

Специальная физическая подготовка

Практические занятия,

60 часов

Выполнение упражнений, направленных на:

согласование ударов рук и ног;

ударов рук и борьбы;

уходов от борьбы;

входов в борьбу;

переведения боя из стойки в партер.

Выполняются сначала медленно на неподвижном партнёре, затем в быстром темпе в движении.

Ведение поединка:

первым номером;

по заданиям:

с использованием ударов руками;

только борьбы;

рук и борьбы;

только рук;

ног и борьбы.

Открытый ковер.

Свободные схватки по правилам рукопашного боя.


Раздел 3. «Подведение итогов»

Тема 3.1

Участие в соревнованиях

Практические занятия,

20 часов

Межгрупповые.

Районные.

Окружные.

Товарищеские встречи

Тема 3.2

Контрольные нормативы

Практические занятия,

10 часов

В конце года проводятся контрольные соревнования