ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт естествознания и спортивных технологий
СОГЛАСОВАНО Председатель экспертного совета по дополнительному образованию ГАОУ ВО МГПУ ________________/________________/ Протокол № ___ от __________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ГАОУ ВО МГПУ _________________/Е.Н. Геворкян/ «_____»______________2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Подготовка в смешанных единоборствах»
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(216 часа)
Уровень программы – базовый
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст: 16–30 лет.
Автор (ы): |
|
|
Москва, 2022 г.
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа, относится к физкультурно-спортивной направленности
1.1 Актуальность
В последние 20-30 лет в развитии спортивных единоборств намечается тенденция к универсализации, что приводит к образованию новых видов единоборств и преобразованию уже существующих. В России и за рубежом стали очень популярны, особенно среди молодежи, так называемые «смешанные» или «комплексные» единоборства. Такое название среди любителей единоборств они получили потому, что в отличие от классических единоборств в них используется комплексный технический арсенал как ударных (удары руками и ногами из бокса, кикбоксинга, тайского бокса, каратэ, тхеквондо), так и борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы), происходит не только слияние ударной и бросковой техники, но и синтез различных методик технико- тактической, физической и психологической подготовки различных систем, как спортивных, так и боевых единоборств, которые рассматриваются не отдельно, а в комплексе, как взаимосвязанные звенья единой системы.
К «смешанным» единоборствам можно отнести следующие виды единоборств: рукопашный бой, армейский рукопашный бой, русский (универсальный) бой, ушу-саньда, спортивно-боевое самбо, панкратион, спортивно - прикладное каратэ, джиу-джитсу, дайдо-джуку каратэ (КУ-ДО). Абсолютное большинство из названных видов единоборств включены в Единую всероссийскую спортивную классификацию и развиваются признанными в России и аккредитованными в Росспорте общероссийскими федерациями, проводятся региональные, всероссийские и международные турниры, как среди взрослых, так и среди юношей и юниоров. Занятия единоборствами оказывают положительное влияние на нервную систему, развивают у подростков и юношей тактическое мышление, быстроту и ловкость. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей быстроте восприятия, переключении внимания, сдержанности.
У людей, занимающихся единоборствами, происходят положительные сдвиги в нервно-психической сфере: вырабатывается уравновешенность, уверенность в своих силах, трудолюбие, настойчивость, смелость, уменьшается бытовая агрессивность.
Под влиянием занятий боевыми искусствами развиваются и совершенствуются не только двигательные качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), но и вегетативные функции – кровообращение, дыхание, пищеварение и др.
Боевые искусства требуют от людей высокой степени не только физического, но и умственного развития. В спарринге побеждает «быстро думающий» боец, способный творчески разбираться в постоянно меняющихся ситуациях на ринге, хорошо подготовленный технически и тактически. Несомненна актуальность этого вида спорта на сегодняшний день, т.к. смешанные единоборства помогают развивать у мальчишек такие качества, как сила воли, настойчивость, уверенность в себе, необходимость противостоять противнику, что является обязательными навыками для службы в рядах Российской армии, да и в жизни вообще.
Педагогическая целесообразность программы.
Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию педагога соответствует определенная деятельность воспитанников. Деятельность педагога по организации физической активности юных бойцов имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя воспитанников.
Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов, для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции. Но при этом существенно учитываются моральные и физические усилия обучающихся. Программа предусматривает поэтапное развитие необходимых черт характера и свойств личности, способностей, двигательных и координационных качеств. Настоящая программа объединяет в себе воспитательный, спортивно - оздоровительный и обучающий характер работы с людьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами, и включает в себя ударную и бросковую технику.
Цель программы: развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков средствами общей физической подготовкой с элементами единоборств.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с теоретическими основами техники и тактики различных видов единоборств;
- овладение практическими основами техники и тактики различных видов единоборств;
- формирование навыков ведения схватки различными видами единоборств;
Развивающие:
- развитие показателей общей физической подготовленности: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей;
- развитие показателей специальной физической подготовленности: развитие специальной выносливости, специальной гибкости, скоростно-силовых качеств.
Воспитательные:
- формирование установки на здоровый образ жизни через организацию разминки со здоровьесберегающей направленностью;
- развитие морально-волевых качеств и мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок;
- развитие культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Планируемые результаты обучения
По окончании 2 года обучения по программе обучающиеся будут:
Знать:
- правила соревнований по смешанным единоборствам;
- современное состояние смешанных единоборств и тенденции их развития.
Уметь:
- использовать комбинации бросков и ударов при ведении учебных схваток;
- использовать простейшие тактические наработки, планировать проведение поединка.
Владеть:
- навыками коллективного взаимодействия;
- техническими элементами рукопашного боя;
- тактическими приемами рукопашного боя;
- коммуникативными навыками.
Методы обучения:
словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение.
наглядные: показ, исполнение тренером-преподавателем, наблюдение.
практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, тренера-преподавателя, команды.
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы:
-
обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности обучающихся; -
достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий; -
обращение внимания на психологическую подготовку спортсменов: устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.
При объяснении теоретического и практического содержания программы учитываются психологические и возрастные особенности обучающихся.
Основными формами организации занимающихся при обучении единоборствами являются: групповой и индивидуально-групповой.
Подача теоретического материала осуществляется в доступной форме в виде рассказа и показа.
Соблюдение принципов доступности и индивидуального подхода должно быть тесно связано с принципом систематичности, последовательности в обучении. Последовательность обучения от простого к сложному.
Занятия должны проходить эмоционально. После однообразных упражнений наблюдается утомляемость у обучающихся. Упражнения следует выполнять в интервальном и непрерывном режиме.
Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений используются:
-
сопутствующие сигналы; -
четкая команда и свисток.
Категория обучающихся: 16–30 лет
Форма обучения: очная
Уровень программы:продвинутый
Режим занятий: 6 часов в неделю
Трудоемкость программы: 216часа
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Аудиторные учебные занятия, учебные работы | Внеаудиторная работа | Формы контроля | Трудоем кость | |||||
Всего ауд.часов (ак.час) | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоят. работа | |||||||
1 | Раздел 1 «Спортивные единоборства как вид спорта» | 66 | 2 | 64 | | | 66 | |||
11 | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | | | наблюдение | 2 | |||
12 | Техническая подготовка | 44 | | 44 | | наблюдение | 44 | |||
13 | Тактическая подготовка | 20 | | 20 | | наблюдение | 20 | |||
| Раздел 2 «Средства и методы физической подготовки в единоборствах» | 120 | | 120 | | | 120 | |||
21 | Общая физическая подготовка | 60 | | 60 | | наблюдение, контроль выполнения упражнений | 60 | |||
22 | Специальная физическая подготовка | 60 | | 60 | | наблюдение, контроль выполнения упражнений | 60 | |||
3 | Раздел 3 «Подведение итогов» | 30 | | 30 | | | 30 | |||
31 | Участие в соревнованиях | 20 | | 20 | | Результативность Анализ, самоанализ | 20 | |||
32 | Контрольные нормативы | 10 | | 10 | | выполнение нормативов | 10 | |||
| Итого | 216 | 2 | 214 | | | 216 |
2.2. Учебная программа
Второй год обучения
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ, объем в часах | Содержание |
Раздел 1. «Спортивные единоборства как вид спорта» | ||
Тема 1.1 Теоретическая подготовка | Теоретические занятия, 2 часов | Инструктаж по технике безопасности при занятиях рукопашным боем. Проверка уровня подготовленности обучающихся Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с правилами соревнований, современное состояние рукопашного боя. |
Тема 1.2 Техническая подготовка | Практические занятия, 44 часа | Совершенствование ударов руками и ногами в парах, на макиваре. Отработка бросков, удушающих, болевых, свободные схватки |
Тема 1.3 Тактическая подготовка | Практические занятия, 20 часов | объяснение тактики ведения поединка: наступательная; оборонительная; смешанная. Выполнение технических приемов по тактическому заданию в учебных схватках, практическое выполнение плана на поединок в свободной схватке. |
Раздел 2. «Средства и методы физической подготовки в единоборствах» | ||
Тема 2.1 Общая физическая подготовка | Практические занятия, 60 часов | Упражнения для развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости Упражнения с отягощениями и дополнительным сопротивлением партнера, с использованием гимнастических снарядов. Ускорения с места, бег скачками, из разных исходных положений. Акробатические упражнения: кувырки, (вперед, назад), старты из положения лежа на спине, животе. Круговые тренировки на развитие силы, выносливости |
Тема 2.2 Специальная физическая подготовка | Практические занятия, 60 часов | Выполнение упражнений, направленных на: согласование ударов рук и ног; ударов рук и борьбы; уходов от борьбы; входов в борьбу; переведения боя из стойки в партер. Выполняются сначала медленно на неподвижном партнёре, затем в быстром темпе в движении. Ведение поединка: первым номером; по заданиям: с использованием ударов руками; только борьбы; рук и борьбы; только рук; ног и борьбы. Открытый ковер. Свободные схватки по правилам рукопашного боя. |
Раздел 3. «Подведение итогов» | ||
Тема 3.1 Участие в соревнованиях | Практические занятия, 20 часов | Межгрупповые. Районные. Окружные. Товарищеские встречи |
Тема 3.2 Контрольные нормативы | Практические занятия, 10 часов | В конце года проводятся контрольные соревнования |