Файл: Лекция Контроль скважин. Управление скважиной при газонефтеводопроявлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- включать в работу регулирующий клапан превентора универсального (рукоятка 18),
- отключать пневмоаккумуляторы (рукоятка 16);
- разряжать пневмоаккумуляторы (маховичок 15);
- подсоединять контрольный манометр (штуцер 14) для проверки один раз в 6 месяцев правильность показаний рабочих манометров;
- поддерживать в автоматическом режиме рабочее давление в гидросистеме в диапазоне 13 - 14 МПа (ЭКМ -3).
Основной пульт системы гидроуправления СУ - 14 является модификацией основного пульта Рис.37. гидросистемы ГУП - 14. Отличительной особенностью новой конструкции является то, что пульт, в случае отказа электроприводного гидравлического насоса, может поддерживать давление в пневмогидроаккумуляторах, используя автономный гидравлический насос с пневмоприводом. На более удлиненной раме монтируются дополнительно ещё два пневмогидроаккумулятора. Количество пневмогидроаккумуляторов увеличено до четырёх штук с суммарным объёмом масла в ПГА 425,6 литра при рабочем давлении 140 кгс/см2.
Вспомогательный пульт гидросистемы ГУП - 14
На вспомогательном пульте ГУП - 14 размещаются следующие органы (см. рис.37. ):
- рукоятка 3 маслораспределителя для закрытия и открытия превентора универсального.
- рукоятки 4, 7, 9 маслораспределителей для открытия и закрытия плашечных превенторов, соответственно верхнего, среднего и нижнего;
- рукоятки 10 и 11 маслораспределителей для открытия и закрытия гидрозадвижек соответственно на линии дросселирования и линии глушения;
- рукоятка 15 маслораспределителя для включения в работу регулирующего клапана универсального (кольцевого) превентора;
- маховичок 16 клапана для регулирования давления в камере закрытия универсального превентора в диапазоне 1,0 - 14 МПа;
- манометры для контроля за давлением, соответственно в универсальном превенторе 2, в гидросистеме вспомогательного пульта и гидрозадвижках 5 и в плашечных превенторах 6.
Пневмогидроаккумулятор гидравлической системы ГУП - 14
Пневмогидроаккумулятор предназначен для накопления гидравлической энергии путём сжатия азота, с тем, чтобы, используя эту энергию, за короткое время (5 - 10 сек.) открыть или закрыть любой из превенторов или гидрозадвижек.
Корпус пневмогидроаккумулятора (см. рис. ) выполнен в виде сосуда шаровидной формы. К корпусу 1 с помощью шпилек 9 и гаек 8, крепится крышка 2. Между крышкой и корпусом защемляется пластичная диафрагма 15, которая делит корпус пневмогидроаккумулятора на две полости. В верхней полости находится азот, в нижней - масло. Давление азота контролируется манометром 4 установленном на вентиле 5 под защитным колпаком 3.
Начальное давление азота при заправке составляет – 7,5-8,0. МПа, а затем он сжимается маслом до 14 МПа. После зарядкипневмогидроаккумулятора азотом, при монтаже станции гидророс истемы управления противовы-бросовым оборудованием состав-ляется Акт заправки азотом. Остаточное давление азота в процессе эксплуатации проверяется с переодичностью 1
Рис.38.
раз в 30 дней, о чём делается соответствующая запись в «Журнал проверки исправности противовыбросового оборудования».
Пневмогидроаккумулятор - сосуд высокого давления и поэтому требует регистрации в органах Котлонадзора России и периодического освидетельствания. Освидетельствование включает внешний и знутренний осмотр (1 раз в 4 года) и гидравлические испытания (1 раз в 8 лет), о чём делается запись в техническом паспорте с оставлением Актов. Госгортехнадзор выдаёт свидетельство о регистрации с присвоением регистрационного номера.
В табличке закреплённой на корпусе пневмогидроаккумуляторе делаются следующие записи:
- регистрационный номер;
- дата внутреннего осмотра;
- дата гидравлических испытаний;
- «Азот»
Гидравлическая система управления превенторами и гидрозадвижками румынского производства GH6U - 76/2
Гидравлическая система GH6U - 76/2 фирмы UPETROM состоит из основного и вспомогательного пультов. Основной пульт выполнен в виде рамы 1 ( рис.39.), на который смонтирован пневмогидроаккумулятор 2, трёхплунжерный насос 3 с электроприводом 4 через клиноремённую передачу 5, масляный бак 6 ёмкостью 1000 литров, четырёхходовые масло- распределители 7 с рукоятками 8 и маслоподводящие трубки 9.
Органы управления вынесены на переднюю ланёль (рис.40.), основными из которых являются:
- электроконтактный манометр 18;
- дублирующий манометр 16;
- манометр 17, показывающий отрегулированное давление 8 камере закрытия превентора универсального;
Рис.39. Рис. 40.
- шесть рукояток маслораспределителей 3, 4, 6, 7, 9, 10;
- рукоятка 15 включения регулирующего клапана;
- рукоятки 5 и 8, задающие режим эксплуатации гидросистемы;
- масло распределительный блок, на котором размещаются предохранительный клапан 14,
-вентиль слива масла 12 в масляный бак,
-вентиль подпитывающий манометры 13;
-вентиль включения основного пульта 11.
С основного пульта можно проводить следующие операции:
-закрывать и открывать кольцевой превентор (рукоятка 3);
-закрывать и открывать три плашечных превентора (рукоятки 4, 6, 7);
-открывать , и закрывать две гидрозадви- жки на линии дросселирования и линии глушения (рукоятки 9 и 10);
-включать регулирующий клапан кольцевого превентора (рукоятка 15);
-переводить управление с основного пульта на вспомогательный (рукоятки 5
-отключать превенторы,задвижки и основной пульт (вентиль 11);
-отключать пневмогидроаккумуляторы (ПГА);
-разряжать (сбрасывать) давление с ПГА (вентиль 12).
Рис.41.
Конструкция пневмогидроаккумулятора АВ - 320 представлена на рис.41. Схема гидроуправления системы GH6U - 76/2 представлена на рис.40. Вспомогательный пульт гидросистемы GH6U - 76/2. На вспомогательном пульте, так же как и на основном, имеются шесть рукояток с трёхходовыми маслораспределителями, с идентичным расположением. Если положение рукояток левое - механизмы закрыты, если - правое - открыты. Давление в маслораспределителях контролируется рабочим манометром. Важным органом управления на вспомогательном пульте является регулирующий (или компенсирующий) клапан, который позволяет поддерживать давление в камере закрытия кольцевого превентора в диапазоне от 2,5 до 14 МПа. При вращении маховичка 20против часовой стрелки, давление на выходе из регулирующего клапана снижается, Вспомогательный пульт включается в работу заблаговременно перед вскрытием продуктивного пласта и при проведении работ в продуктивной зоне.
Очень важно помнить правило включения в работу вспомогательного Пульта, которое предусматривает выполнение четырёх основных действий в строгой последовательности:
- проверить соответствие положения рукояток маслораспределителей на основном и вспомогательном пультах;
- нижнюю рукоятку 8 (см. рис. 39) на основном пульте перевести в верхнее положение - "вспомогательный пульт включён";
- проверить поступление давления на вспомогательном пульте по рабочему манометру (на основном пульте рукоятки гидрозадвижек будут заблокированы);
- верхнюю рукоятку 5 на основном пульте перевести в верхнее положение - "вспомогательный пульт открывает и закрывает".
При включении в работу вспомогательного пульта основной пульт будет заблокирован и изменить положение любой из шести его рукояток будет невозможно.
Монтаж системы гидроуправления, подготовка к работе и эксплуатация.
Основной пульт монтируется не ближе 10 метров от устья скважины, а вспомогательный пульт непосредственно на устье скважины рядом с постом бурильщика. Прокладка гидравлических трубок проводится в соответствии с гидравлическими схемами. Выходные штуцеры на основном и вспомогательных пультах должны быть пронумерованы и иметь специальные бирочки. Передсоединением трубок их необходимо очистить и продуть сжатым воздухом. Трубки должны быть уложены компактно и находится над уровнем земли на 500 мм.
Масляный бак заправляется соответствующей гидравлической жидкостью, согласно рекомендациям завода изготовителя до уровня верхней метки щупа. При заправке можно использовать масляный насос основного пульта. Для этого на всасывающую линию насоса монтируется специальный шланг через крестовину, пробковый кран на всасывающей линии бака закрывается, вентиль слива масла в масляный бак открывается, а конец шланга помещается в емкость с маслом.
В зависимости от климатических условий при заправке гидросистем могут применяться рабочие жидкости представленные в таблице:
Таблица 7
В зимнее время, для устранения образования ледяных пробок, рекомендуется добавлять в гидросистему этиловый спирт из расчета 50 гр. на 1 дм3 масла, обеспечивая при этом хорошее перемешивание.
Пневмогидроаккумулятор заправляют азотом из баллонов с использованием специального шланга высокого давления, при этом вентиль слива масла в масляный бак должен быть открытым.
Стрелки электроконтактного манометра (ЭКМ) регулируются и устанавливаются в диапазоне рабочих давлений 13-14 МПа (9,0-10,0 МПа). Насос включается в работу и давление в гидросистеме поднимается до 14 МПа (10,0 МПа), при достижении которого электродвигатель насоса должен отключиться. Стравливая давление из гидросистемы через сливной вентиль проверяют включение электродвигателя при падении давления до 130 кгс/см2 (90 кгс/см2).
Производят трёх - четырехкратное "открытие - закрытие" превенторов и задвижек. При полностью удалённом воздухе из гидросистемы время закрытия превенторов плашечных должно составлять не более 10 секунд, а кольцевого превентора не более 30 секунд и быть постоянным в каждом цикле закрытия. При необходимости производят дозаправку маслом масляный бак, поддерживая уровень ближе к верхней метке щупа. При понижении уровня масла ниже критического, у гидросистем ГУП - 14, СУ - 14 должно срабатывать реле уровня масла с подачей звукового сигнала. Гидросистема считается опрессованной на рабочее давление 140 кгс/см2 (или 100 кгс/см2), если в течении 10 минут не наблюдается утечки масла и падения давления.
Рукоятки маслораспределителей, не задействованные в управлении, должны быть сняты или надёжно зафиксированы. Задействованные рукоятки должны иметь, как на основном, так и на вспомогательном пультах, чёткие надписи:
- для превенторов - где нижний, средний, верхний или кольцевой;
- для задвижек - где дросселирования, а где глушения.
Кроме того, указано крайнее положение: "открыто", "закрыто".
Эксплуатация гидросистемы управления осуществляется исходя из рекомендаций завода изготовителя. Гидравлическая система надёжно функционирует при температуре окружающей среды не ниже + 5 °С, поэтому в зимнее время основной пульт должен находится в обогреваемой будке. Все маслоподводящие трубопроводы должны быть также утеплены. Весной и осенью, если система не заправлена всесезонной гидравлической жидкостью, следует переходить на соответствующее сезону масло. О чём составляется Акт, обязательно с приложением сертификата соответствия на масло. Одновременно со сменой масла проводят проверку предохранительного клапана на давление срабатывания в соответствии с паспортными данными.
В процессе эксплуатации один раз в смену, перед заступлением на вахту, проверяют показания манометров, и нет ли утечек масла в соединениях. Уровень масла в масляном баке проверяют не реже одного раза в неделю. Один раз в месяц проверяют остаточное давление азота в пневмогидроаккумуляторе, для чего производят слив масла из ПГА в масляный бак. При необходимости производят дозаправку ПГА из баллонов с азотом. Один раз в три месяца проводят анализ гидравлической жидкости на наличие влаги и механических примесей, содержание последних должно быть не более 0,05 % по весу.
Назначение, устройство обратных клапанов, устройства для их открытия, устройства для наворота обратного клапана в открытом положении.
Клапан обратный предназначен для предупреждения выброса жидкости или газа из скважины в процессе спуска и подъема бурильных труб и при прекращении промывки скважины в процессе бурения.
Клапан (рис. 43) состоит из корпуса 4, во внутренней полости которого выполнена камера для направления потока жидкости. В корпусе установлена обойма 1 с продольными пазами, в которой размещены седло 2, шар 6 и гнездо 5. Верхняя часть обоймы упругими лепестками образует замок для захвата седла 2. В средней части установлено гнездо 5, в нижней — пружинный замок с буртом и стопорным кольцом 3 для удержания обоймы при закрытом положении клапана. Капроновый шар 6 установлен между седлом 2 и гнездом 5. Седло 2 армировано капроновым кольцом, посаженным на эпоксидной смоле, и снабжено