Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С использование данного метода можно посмотреть, как подростки ведут себя в обычных жизненных ситуация. Что бы они сделали раньше, что сейчас. Подростки отмечают что этот метод был приближен к жизни, и что в похожих ситуациях будут задумываться над своими поступками и чувствами других людей.
Совещание-прецедент дает участнику увидеть и проследить проявления агрессивного поведения, и помогают задуматься над собственными поступками и поведением. Трансляция информации идет на любое (большое) число людей [23, с.47].
На протяжении реализации программы необходимо проводить информальное образование родителей: оформить и передать памятки и брошюры. К разработке памяток могут быть привлечены сами ребята, на занятиях учитель выписывал на доску важные открытия, например виды агрессии, способы борьбы с агрессивным поведением, какая помощь была бы важна ребятам в трудную минуту и т.д. Подростки по этим тезисам разрабатывают памятки.
Также с подростками рекомендуется проводить следующие занятия:
1. Занятие «Агрессивное поведение: виды и формы».
Цель: расширение знаний подростков о понятии агрессивное поведение и способность распознавать собственные агрессивные реакции.
2. Занятие «Агрессия в конфликте».
Цель: обучение эффективному взаимодействию, выхода из конфликтных ситуаций.
3. Занятие «Как не стать жертвой интернет-агрессии?».
Цель: информировать о способах защиты от интернет-агрессии.
4. Занятие «Способы управления мыслями и чувствами».
Цель: обучение способам гармонизации состояния.
5. Занятие «Кто прав?».
Цель: расширить поведенческий репертуар детей.
6. Занятие «Кто если не я?».
Цель: обучение учащихся поиску конструктивного выхода из ситуации [27, с.9].
Эти занятия помогут подросткам понять себя, научиться контролировать свои действия и поступки, разбираться в чувствах других людей, помогли самодисциплинировать себя, помимо этого они помогли развить воображение и творческие способности.
Очень важным этапом работы является рефлексия занятия. Если социальный педагог в данном учреждении работает с детьми с первого класса, то затруднений с рефлексией не будет.
Таким образом, можно сказать, что реализация программы обеспечит эффективную социально-педагогическую помощь в профилактике агрессивного поведения подростков.
Заключение
Проблема агрессивного поведения подростков приобрела на сегодня острую социальную направленность. В настоящее время социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков стала важнейшим направлением деятельности школы.
Проанализировав литературу, было рассомтрено агрессивное поведение как поведение, которое формируется под воздействием социально-психологических факторов. Агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека.
В исследовании были изучены теоретические аспекты, связанные с такими понятиями как «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», рассмотрены теории, виды и формы проявления агрессивного поведения, возрастные особенности подростков, причины, уровни и факторы агрессивного поведения.
Также в работе были рассмотрены направления деятельности педагога-психолога, его методы и формы работы, были проведены диагностики по выявлению агрессивного поведения, была определена необходимость разработки программы профилактики, так как проблема агрессивного поведения в классе присутствует.
Опираясь на результаты методик, была разработана программа по профилактике агрессивного поведения подростков.
Цель программы заключалась в профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи программы состояли в следующем:
1. Информировать подростков о том, что такое агрессивное поведение.
2. Способствовать развитию способности осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости.
3. Обучить подростка приемам конструктивного регулирования своего эмоционального состояния.
4. Формировать коммуникативные умения и навыки учащихся.
Отличительная особенность программы состояла в ее самостоятельности, в гибкости. Возможна перестановка компонентов, надстройка проблемы в соответствии с выявленными проблемами и потребностями.
Деятельность детей направляется на выполнение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия включают в себя не просто лекционные занятия, а диалог с учащимися, обсуждения, высказывание своего мнения. На практических занятиях используются разнообразные методы, средства и формы, такие как инсценировки, видео-материалы, личный опыт, элементы арт-терапии, дебаты и многое другое.
Реализация программы обеспечит эффективную социально-педагогическую помощь в профилактике агрессивного поведения подростков.
Список использованных источников
-
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c. -
Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 264 c. -
Ахметзянова А.И. Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сб. научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.) / А.И. Ахметзянова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2016. – 156 с. -
Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: учебник / О.Е. Баксанский. – М.: КД Либроком, 2013. – 368 c. -
Басс А. Концепция агрессии / враждебности: учебник / А. Басс, А. Дарки. – Екатеринбург, 2013. – 260 с. -
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль: учебное пособие / Л. Берковиц, Г. Фешбах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с. -
Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. – №5. – С.221-222. -
Бэрон Р. Агрессия: учебное пособие / Р. Бэрон. – СПб: Питер, 2010. – 352 с. -
Выготский Л.С. Психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с. -
Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 559 с. -
Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – №3. – С.8-12. -
Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c. -
Иванников В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c. -
Калина Н.Ф. Психология личности: учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2015. – 214 c. -
Караванов А.А. Смысловое значение концепта агрессия / А.А. Караванов // Территория науки. – 2013. – №2. – С.81-87. -
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю.А. Клейберг. – М.: Юрайт, 2017. – 240 с. -
Козьяков Р.В. Социальная психология: учебник / Р.В. Козьяков. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 376 с. -
Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: учебное пособие / Д. Коннор. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 288 с. -
Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c. -
Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: учебное пособие / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с. -
Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2016. – №4. – С.84-90. -
Кутергин Н.Б. Проблема юношеской агрессивности / Н.Б. Кутергин // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №7. – С.88-93. -
Манова М.В. К вопросу о социально-психологических особенностях и проблемах подросткового возраста / М.В. Манова // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2017. – №1. – С.47-53. -
Мироненко Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №6. – С.260-266. -
Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В. Нефедова. – Владимир: ВлГУ, 2015. – 76 с. -
Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: учебное пособие / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – Спб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с. -
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики: учебное пособие / А.А. Романов. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 48 с. -
Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде / В.Г. Самохвал // Территория науки. – 2015. – №3. – C.42-44. -
Симонович Н.Е. Девиантное поведение и его последствия для человека. В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – Воронеж, 2015. – С.584-592. -
Смирнов А.А. Социальная психология: учебник / А.А. Смирнов. – М.: Академия, 2015. – 355 с. -
Токарь И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Воспитательная работа в школе. – 2017. – №6. – С.66-70. -
Урутина Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина // Научный журнал «Молодой ученый». – 2015. – №15. – С.558-562. -
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / Э. Фромм. – М.: Академия, 2014. – 447 с. -
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: учебное пособие / И.А. Фурманов. – М.: Наука, 2016. – 256 с. -
Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
Приложение А
Текст утверждений для опросника Л.Г. Почебут
1. Во время спора я часто повышаю голос.
2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
27. В детстве я избегал драться.
28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Приложение Б
Текст утверждений для опросника Басса-Дарки
-
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо. -
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю. -
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь. -
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню. -
Не всегда получаю то, что мне положено. -
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. -
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать. -
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести. -
Мне кажется, что я не способен ударить человека. -
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи. -
Всегда снисходителен к чужим недостаткам. -
Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его. -
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства. -
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю. -
Часто бываю не согласен с людьми. -
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь. -
Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же. -
В раздражении хлопаю дверьми. -
Я более раздражителен, чем кажется со стороны. -
Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор. -
Меня немного огорчает моя судьба. -
Думаю, что многие люди не любят меня. -
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. -
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины. -
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку. -
Я не способен на грубые шутки. -
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. -
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались. -
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится. -
Довольно многие завидуют мне. -
Требую, чтобы люди уважали мои права. -
Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей. -
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. -
От злости иногда бываю мрачным. -
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь. -
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания. -
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. -
Иногда мне кажется, что надо мной смеются. -
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям. -
Хочется, чтобы мои грехи были прощены. -
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. -
Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему. -
Иногда люди раздражают меня своим присутствием. -
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. -
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». -
Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю. -
Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. -
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь. -
С десяти лет у меня не было вспышек гнева. -
Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. -
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. -
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. -
Когда кричат на меня, кричу в ответ. -
Неудачи огорчают меня. -
Дерусь не реже и не чаще других. -
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее. -
Иногда чувствую, что готов первым начать драку. -
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо. -
Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю. -
Ругаюсь только от злости. -
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть. -
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее. -
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу. -
Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. -
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. -
Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает. -
Часто думаю, что живу неправильно. -
Знаю людей, которые способны довести меня до драки. -
Не огорчаюсь из-за мелочей. -
Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. -
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение. -
В последнее время я стал занудой. -
В споре часто повышаю голос. -
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям. -
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.