ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт
СОГЛАСОВАНО Председатель экспертного совета по дополнительному образованию ГАОУ ВО МГПУ ____________________/_____________/ Протокол № ___ от __________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ГАОУ ВО МГПУ _________________/Е.Н. Геворкян/ «_____»______________2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Футбол»
(144 часа)
Уровень программы – базовый
Направленность программы – физкультурно-спортивная
Автор: |
Москва 2022
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Футбол» относится к базовому уровню, имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа заключается в приобщении детей к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые.
Отличительная особенность программы заключается в поэтапном обучении и контроле, в результате которого дети получают расширенное представление об игре в футбол, овладевают основными навыками игры, а по окончании обучения могут не только самостоятельно играть в футбол, но и реализовать объективное судейство, также в ходе обучения у учащихся формируется чувство необходимости в регулярных занятиях спортом.
К освоению программы допускаются учащиеся, имеющие разрешение врача.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена:
– доступностью игры для любого возраста;
– возможностью ее использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и, в то же время, использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга;
- высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Футбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
1.2. Практическая значимость
Освоение программы предоставляет возможности детям, достигшим от 6 до 12-14 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий футболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным занятиям футболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Ключевыми понятиями являются:
Футбол (англ. football от foot «ступня» + ball «мяч») — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.
ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Команда — группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща. Участники команды объединены поддержкой друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности всей команды.
Цель: создание условий для укрепления здоровья обучающихся посредством занятий футболом, развития основных физических качеств, а также совершенствование личностных качеств.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам футбола, ознакомить с его историей и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- овладеть техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоить удары по мячу и остановок мяча;
- овладеть техникой игры в футбол;
- освоить техники ведения мяча;
- освоить техники ударов по воротам;
- освоить тактику игры в футбол.
Развивающие:
- развить основные физические качества посредством занятий футболом;
- способствовать развитию общей культуры учащихся;
-сформировать основные двигательные навыки, необходимые для игры в футбол;
-способствовать повышению работоспособности учащихся;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные:
- воспитать положительные качества личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим;
- приобщить к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Методы обучения:
-
словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение. -
наглядные: показ, исполнение тренером-преподавателем, наблюдение. -
практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, тренера-преподавателя, команды.
Планируемые результаты 1 года обучения
В результате обучающиеся будут
знать:
- историю возникновения футбола;
- правила игры в футбол. Роль капитана команды;
-
основы игры в футбол; -
теоретические и практические основы техники в футболе; -
тактику игрового процесса; -
основы безопасности и правила поведения на футбольном поле / стадионе.
уметь:
- выполнять общеразвивающие упражнения;
-
выполнять упражнения по обучению основным техническим действиям в футболе; -
поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной деятельности и соблюдать нормы здорового образа жизни.
владеть:
-
упражнениями, применяемыми в футболе;
- основами методики самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма.
Планируемые результаты 2 года обучения
В результате обучающиеся будут
знать:
- достижения команд России на международной арене;
-
правила игры в футбол; -
теоретические и практические основы техники в футболе; -
тактику игрового процесса; -
систему проведения соревнований. Судейство соревнований по футболу и мини-футболу -
основы безопасности и правила поведения на футбольном поле / стадионе.
уметь:
-
выполнять упражнения по совершенствованию основных технических действий в футболе; -
выполнять все виды ударов по мячу. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением; -
выполнять игровые задания на своем месте, противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.
владеть:
- координацией движений при выполнении коротких и средних передач, упражнениями, применяемыми в футболе;
- основами методики самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма.
Категория обучающихся: от 6 до 12–14 лет.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в неделю.
Срок обучения: 2 года.
Трудоемкость программы: 144 часа.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
От 6 до 10 лет
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Аудиторные учебные занятия, учебные работы | Внеаудиторная работа | Формы контроля | Трудоемкость | ||
Всего ауд.часов (ак.час) | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоят. работа | ||||
1 | Раздел 1 Теоретическая подготовка | 4 | 4 | | | Текущий контроль | 4 |
1.1 | Краткие сведения по физической культуре (инструктаж по ТБ) | 2 | 2 | | | | 2 |
1.2 | Правила игры | 1 | 1 | | | | 1 |
1.3 | Оборудование и инвентарь | 1 | 1 | | | | 1 |
2 | Раздел 2 Общая и специальная физическая подготовка | 24 | | 24 | | Текущий контроль | 24 |
2.1 | Специальная подготовка | 12 | | 12 | | | 12 |
2.2 | Общая физическая подготовка | 12 | | 12 | | | 12 |
3 | Раздел 3 техническая подготовка | 56 | | 56 | | Текущий контроль | 56 |
3.1 | Способы перемещения | 8 | | 8 | | | 8 |
3.2 | Удары головой и ногой по мячу | 8 | | 8 | | | 8 |
3.3 | Остановка мяча | 8 | | 8 | | | 8 |
3.4. | Ведение мяча | 8 | | 8 | | | 8 |
3.5. | Отбор мяча | 8 | | 8 | | | 8 |
3.6. | Обманные движения | 8 | | 8 | | | 8 |
3.7. | Комплексное выполнение технических приемов | 8 | | 8 | | | 8 |
4 | Раздел 4 тактическая подготовка | 24 | | 24 | | текущий контроль | 24 |
4.1 | Тактика игры в атаке | 8 | | 8 | | | 8 |
4.2 | Тактика игры в защите | 8 | | 8 | | | 8 |
4.3. | Тактика игры у ворот (вратарь) | 8 | | 8 | | | 8 |
5 | Раздел 5. Игровая подготовка | 36 | | 36 | | Итоговый контроль | 36 |
5.1. | Участие в соревнованиях | 20 | | 20 | | | 20 |
5.2. | Контрольные нормативы | 16 | | 16 | | | 16 |
| Итого | 144 | 4 | 140 | | | 144 |
От 10 до 12-14 лет
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Аудиторные учебные занятия, учебные работы | Внеаудиторная работа | Формы контроля | Трудоемкость | ||
Всего ауд.часов (ак.час) | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоят. работа | ||||
1 | Раздел 1 Теоретическая подготовка | 4 | 4 | | | Текущий контроль | 4 |
1.1 | Краткие сведения по физической культуре (инструктаж по ТБ) | 2 | 2 | | | | 2 |
1.2 | Правила игры | 1 | 1 | | | | 1 |
1.3 | Оборудование и инвентарь | 1 | 1 | | | | 1 |
2 | Раздел 2 Общая и специальная физическая подготовка | 24 | | 24 | | Текущий контроль | 24 |
2.1 | Специальная подготовка | 12 | | 12 | | | 12 |
2.2 | Общая физическая подготовка | 12 | | 12 | | | 12 |
3 | Раздел 3 техническая подготовка | 56 | | 56 | | Текущий контроль | 56 |
3.1 | Способы перемещения | 8 | | 8 | | | 8 |
3.2 | Удары головой и ногой по мячу | 8 | | 8 | | | 8 |
3.3 | Остановка мяча | 8 | | 8 | | | 8 |
3.4. | Ведение мяча | 8 | | 8 | | | 8 |
3.5. | Отбор мяча | 8 | | 8 | | | 8 |
3.6. | Обманные движения | 8 | | 8 | | | 8 |
3.7. | Комплексное выполнение технических приемов | 8 | | 8 | | | 8 |
4 | Раздел 4 тактическая подготовка | 24 | | 24 | | Текущий контроль | 24 |
4.1 | Тактика игры в атаке | 8 | | 8 | | | 8 |
4.2 | Тактика игры в защите | 8 | | 8 | | | 8 |
4.3. | Тактика игры у ворот (вратарь) | 8 | | 8 | | | 8 |
5 | Раздел 5. Игровая подготовка | 36 | | 36 | | Итоговый контроль | 36 |
5.1. | Участие в соревнованиях | 18 | | 18 | | | 18 |
5.2. | Контрольные нормативы | 10 | | 10 | | | 10 |
5.3. | Инструкторская практика | 8 | | 8 | | | 8 |
| Итого | 144 | 4 | 140 | | | 144 |