Файл: Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 110. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения и привлечение его к ответственности

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных уполномоченными органами или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты принятия этих документов).

Обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, признаются

совершение налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

истечение сроков исковой давности по налоговому обязательству.

Статья 111. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговое правонарушение

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, признаются:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлеченным к ответственности за аналогичное правонарушение.


Дискуссия

Так был обоснован тот факт, что финансовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, структурно дифференцированный в свою очередь на бюджетную, налоговую, валютную и иные подвиды юридической ответственности. Правовый нормы, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой ответственности, в своей совокупности образуют комплексный институт финансового права, и входят как в его общую, так и в особенную части отрасли.

В дальнейшем было установлено, что налоговая ответственность как теоретическая категория не носит комплексный характер. Вместо этого она представляет собой разновидность финансовой ответственности. Комплексной можно назвать ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, которая включает в себя меры не только и не столько налоговой (финансово-правовой), сколько административной и уголовной ответственности.

При освещении некоторых проблем, возникающих в процессе привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений был рассмотрен комплекс необходимый поправок законодательства.

В целях соблюдения принципов справедливости, презумпции невиновности и равенства прав сторон налогового спора было предложено дополнить раздел VII Налогового кодекса УЗБЕКИСТАН главой «Производство по пересмотру решений налоговых органов по жалобам налогоплательщиков в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами». Кроме того, сделан вывод о необходимости введения в налоговое законодательство института досудебного соглашения о сотрудничестве, при помощи которого налоговые органы получают возможность смягчить налогоплательщику тяжесть наказания, применяемого за совершение налогового правонарушения. Наконец, в работе обосновывается, что технические ошибки и опечатки, а также несущественные нарушения форм представления документов и иных сведений, не препятствующие налоговым органам осуществлять налоговый контроль, не должны являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Эти и другие мер позволят, в известной степени, несколько улучшить ситуацию в налоговой сфере, в то же время не стоит питать иллюзий на этот счет.

Актуальность исследования. В настоящее время налоговое право представляет собой наиболее динамично развивающуюся структурную единицу внутри системы отрасли финансового права, а, в свою очередь, вопросы налоговой ответственности - первоочередным направлением научных изысканий ученых в данной сфере. Так, по данным, приводимым Е.Ю. Грачевой и Д.М. Щекиным, на территории Республики Узбекистан и стран СНГ только за период с 2000 по январь 2020 гг. по тематике «Ответственность за нарушение налогового законодательства» было защищено 24 диссертационных исследования. И все-таки, несмотря на пристальное внимание к вопросам налоговой ответственности со стороны исследователей финансового права, данная сфера все еще таит множество проблем, не получивших должного разрешения. Особую актуальность проблематика финансово-правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах приобретает в свете ее преимущественно практического характера. Если обратиться к отчетным данным за 2020 год, то можно увидеть, что налоговыми органами было проведено 289,2 тыс. проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам которых были выявлены 213 511 правонарушений. Указанная цифра на 20 % меньше аналогичного показателя в 2019 году, что обусловлено "точечным" подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок, но в то же время свидетельствует о некотором ослаблении налоговой дисциплины в стране. Об этом свидетельствует и тот факт, что по результатам комплексных выездных налоговых проверок было произведено доначисление в бюджет 305,9 млрд сум. налоговых платежей, что на 9,3% выше аналогичного показателя 2019 года. Следует помнить о том, что налоговые отношения по своей сущности являются конфликтными, поскольку стороны этих отношений преследуют различные интересы. Задачей государства, в лице уполномоченных на то органов, является обеспечение максимально полного поступления налогов в бюджет. Напротив, налогоплательщики в свою очередь стремятся сохранить полученные ими доходы, используя различные легальные схемы налоговой оптимизации, а подчас прибегая и к незаконным способам ухода от налогообложения. Объектом моей работы выступают общественные отношения, которые складываются в процессе привлечения налогоплательщиков и иных субъектов налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения.



Выводы и заключения

Налоговая система - один из основных элементов рыночной экономики. Он выступает как главный инструмент государственного воздействия на развитие экономики. В связи с этим необходимо адаптировать Узбекистан налоговую систему к новым общественным отношениям в соответствии с мировым опытом.

Складывающиеся реалии современной жизни наглядно демонстрируют, что процесс формирования нового налогового законодательства выявил особую актуальность вопросов ответственности за налоговые правонарушения. Неустранимая зависимость государственного бюджета по большей части от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность краеугольным камнем системы налоговых правоотношений и потребовала ее четкой правовой регламентации.

В заключение данной работы можно сказать, что налоговая система Республики Узбекистан очень хорошо сформировалась и может быть примером для других государств. За короткий период мы добились больших успехов в экономики и в законотворчестве. Так, в 2011 году совокупное налоговое бремя по сравнению с 1991 годом снизилось почти в 2 раза - с 41,2 до 22 процентов к ВВП.

В период модернизации экономики некоторые предприниматели сознательно и несознательно нарушают налоговое законодательство. Несмотря на ежедневные профилактические работы Сотрудников Государственной налоговой службы на местах до сих пор можно встретить предпринимателей не прошедших Государственную регистрацию, или же прошедших Государственную регистрацию, но выставляющих на продажу контрабандные, контрафактные товары, не имеющие соответственного сертификата качества.

- Было бы целесообразно ежедневно по средствам массовой информации пропагандировать ответственность за налоговое правонарушение:

- Целесообразно ежедневно по средствам массовой информации пропагандировать, требовать чеки контрольно кассовых машин при покупке.

- Целесообразно организовывать на местах постоянные рейдовые проверки совместно с Органами Государственной налоговой и таможенной службы.

- Ужесточить ответственность должностных лиц рынков и торговых комплексов в плоть до уголовной ответственности при выявление на их территории индивидуальных предпринимателей соответствующим образом не прошедших Государственную регистрацию.

- Целесообразно уменьшить продажу иностранной валюты в коммерческих банках физическим лицам и давать больше возможности конвертировать иностранную валюту индивидуальным предпринимателям для ввоза импортных товаров . Таким образом предприниматели бы не обращались к черному рынку за приобретением иностранной валютой а открывали бы валютные счета в коммерческих банках и легко бы конвертировали электронные деньги. И с данного счета законным путем покупали бы импортные товары.


Не оставалась бы нужды контролировать ОГНС наличной денежной выручки, так как предприниматель, не имея проблем с конвертированием самовольно, и полностью начнет сдавать наличку в банки. Имея все данные об обороте ОГНС будут легко и точно вычислять точный объем оборота индивидуального предпринимателя.
Литература

1. Конституция Республики Узбекистан.

2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан.

3. Кодекс Республики Узбекистан Об административной ответственности.

4. Гражданский кодекс Республики Узбекистан.

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 30.12.2011 г. N УП-313 "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты".

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН от 30.12.2011 г. № ПП-1675 О ПРОГНОЗЕ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПАРАМЕТРАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА 2012 ГОДА.

7.Шаталов С. Д. Комментарии к Налоговому кодексу УЗБЕКИСТАН, части второй. — М.: МЦФЭР, 2004.

8.Пепелеев С. Г. Налоговое право. — М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2004. — 354 с.

9.Русакова И. Г., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. — М.: Юнити, 2003. — 440 с.

10.Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 2-е, доп. И испр. — М.: Омега — 2003. — 296 с.