Файл: Реферат На тему Екатерина ii истоки и сущность дуализма внутренней политики. Просвещенный абсолютизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
“СИБИТ” Реферат На тему Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. Просвещенный абсолютизм.
Выполнил Студент заочной группы
Харькин И.С Омск г

Введение Российский Х век некоторые историки называют веком женщин. И действительно , после смерти Петра Великого в 1725 году и до конца столетия Россией почти непрерывно правили женщины , сменяя одна другую на императорском троне . Властительницы огромной страны ив тоже время , как ни странно , жертвы судьбы , тех самых волшебных , случайных , заурядных , роковых обстоятельств, благодаря которым они остались в истории . Все они такие разные и у каждой своя , необычная судьба . Нов чем-то они и близки . Все они , кроме несчастной Анны Леопольдовны , оказались на престоле в том возрасте , который для женщины Х века считался достаточно почтенными, прежде чем испытать упоение властью , каждая успела познать горечь униженности и зависимости . Их жизни были исковерканы государственной машиной , потому что все они вольно или невольно подчинялись безжалостным по своей сути законам борьбы за власть, которая завораживает и ослепляет любого , кто приближается к ее сияющим вершинам . Поистине каждая из этих женщин дорого заплатила за свое место на российском престоле , и не только политическую цену - они принесли в жертву идолу власти свои мечты о любви и обыкновенном женском счастье , мири уют семейной жизни , радости материнства , уверенность и покой . Но все это было не только их личной трагедией. Их судьбы с печальной неизбежностью стали и судьбой России - страны , у которой , как писал Николай Бердяев , женская душа , которая до сих пор ищет и не находит покоя . Бесспорно самая фантастическая судьба у латышской крестьянской девушки Марты , ставшей женой Петра Великого , а потом самодержавной императрицей . На нее так непохожа царская дочь Анна Ивановна , но превращения ее судьбы , не менее удивительны . Тихая , скромная Анна Леопольдовна , которая безропотно подчинилась насилию , но ив заточении
сохранила до конца своих дней достоинство и честь . А вот терзаемая вечным страхом и завистью ослепительная красавица Елизавета Петровна , которая стремилась обратить ночь вдень, а жизнь - в вечный бал , где она одна могла бы сиять королевой красоты . Понятнее и ближе других кажется мне самая яркая и талантливая из всей вереницы женщин на русском престоле Екатерина II - деятельная и энергичная , умная и веселая , остроумная собеседница , чья сердечность и простота удивительно сочетались с истинным величием и мудростью гениального правителя. О властных , волевых женщинах с сильным характером , умеющих ясно мыслить , нередко говорят : у нее мужской ум. Таким "мужским умом " , без сомнения , обладала и Екатерина , но при этом она оставалась женщиной со всеми чертами , свойственными "слабому полу. Может быть поэтому , так увлекла меня эта женщина , и я предоставила ей честь стать героиней моего повествования . Не могу не сказать , что личность Екатерины II интересовала меня уже давно . Основываясь на своих знаниях и руководствуясь используемой литературой , думаю , что смогу сказать о Екатерине Великой как о человеке своей эпохи . екатерина царствование престол фаворитизм
Цель , которую я преследовала в написании данной работы , - непросто изложить факты биографии этой женщины , вознесенной судьбой на самую вершину власти , а попытаться с возможной точностью нарисовать ее исторический портрет , размышляя о судьбе великой императрицы и , вместе стем, еще раз задуматься о судьбе России . Яне собираюсь взвешивать навесах истории достижения и неудачи правления Екатерины Великой . Для меня важны не столько исторические факты и даты , сколько сами люди прошлого , их черты и характеры , привычки и причуды , слабости и достоинства , умение в самых непредсказуемых ситуациях повести себя достойно , словом, их жизнь , в чем-то так похожая итак непохожая на нашу.


1. Екатерина II : истоки и сущность дуализма внутренней политики
Любить мой народи быть матерью его – обязанность моя. Слова Императрицы Екатерины II.) Екатерина II (правила 1762- 1796) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила правила игры русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей, она не решилась на кардинальные реформы. Вначале правления она планировала превратить Россию в государство всеобщего блага с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом. Для подготовки нового государственного законодательства ( Уложения
) в 1767 г. было избранно 572 депутата от разных сословий ( кроме помещичьих крестьян и духовенства ). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоречия, столкновения интересов. Комиссию Екатерина II под предлогом начавшейся русско-турецкой войны ( 1768-1774 ) распустила. Но впоследствии учла материалы комиссии при проведении ряда преобразований. К отказу от реформаторских идей, к усилению консервативных настроений императрицу подтолкнули народные выступления, крупнейшим среди которых стало восстание перед предводительством Емельяна Пугачева ( 1773-1775 ) Для внутриполитической наиболее важной была областная ( губернская) реформа 1775 г. Страна была разделена на 50 губерний по 300-
400 тысяч жителей в каждой. Возглавлял губернию губернатор. Территорию из нескольких губерний возглавлял генерал-губернатор или наместник. Эти лица назначались императрицей и обладали огромными полномочиями.
1
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М Панорама, г. – стр. 3
Губернии делились на десяток уездов по 20-30 тысяч жителей. Властью в уезде были нижний земский суд с капитаном-исправником во главе. В работе губернских и уездных органов управления в соответствующих судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. Пожалованной грамоте городам ( 1785 ) были созданы городские органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на правобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограничены. В социально-экономической сфере огромные усилия тратились на освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. На новых землях устанавливались крепостные порядки. До 800 тысяч государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Была произведена секуляризация (переход в руки государства ) монастырского ( церковного ) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены враз. Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм ( двойственность ). Она пыталась создать о себе представление как о просвещенной монархине. Запретила дворянам обращаться к ней со словами
« Я, холоп твой, нов отношении крестьянства, всего простого люда все гайки были закручены.
2. Просвещенный абсолютизм Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление править в интересах общего блага, на разумных основах, не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей

обязанностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, служители которых, в свою очередь прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов. В России Петр Великий стал первым абсолютным монархом, но многое он сделали в культурной сфере. Его дочь Елизавета Петровна учредила первый профессиональный театр ( г. Ф.Г. Волков ), Московский университет ( 1755 МВ. Ломоносов ), Академию художеств ( 1757) Екатерина II, или русская “ Семирамида» также оставила значительный след в развитии русской культуры. Вправление Екатерины II творили выдающиеся архитекторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге ( 1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смольного института было положено основание женского образования в России. Впервые была проведена вакцинация от чумы. Немка по происхождению, Екатерина Алексеевна заботилась о сохранении русского языка. В 1783 по инициативе ЕР. Дашковой была основана Российская академия, которая имела гуманитарную направленность и занималась проблемами русского языка.
« Российский язык красотою, изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а поэтому и сожалительно, что россияне пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно домогаются говорить и писать языком весьма низким, для твердости нашего духа и обильных чувствований сердца -писала президент новой академии. С целью возвеличить российское слово, собрать оное в единый состав, показать пространство, обилие и красоту, поставить ему непреложные правила, явить краткость и знаменательность его изречений и изыскать его глубочайшую древность в кратчайшие сроки в 1789-1794гг был выпущен словарь русского
языка – Словарь Академии Российской. Дашкова стала членом Стокгольмской, Дублинской и ряда других академий и обществ. Екатерина II была образованнейшим монархом. Она сама писала не только законы, но и пьесы, мемуары. Но критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь прежде абсолютным монархом.
3. Начало царствования Незаконность восшествия на престол Екатерины, как это ни парадоксально, имела свои несомненные плюсы, особенно впервые десятилетия царствования, когда она должна была тяжким трудом, великими услугами и пожертвованиями…искупать то, что цари законные имеют без труда…эта самая необходимость и была отчасти пружиною великих и блистательных дел ее. Так считали не один) НИ. Греч, выражая мнение образованной части общества. ВО. Ключевский, говоря о программе деятельности Екатерины II, взявшей власть, а не получившей ее по закону, упор также делал на том же моменте Власть захваченная всегда имеет характер векселя, по которому ждут уплаты, а по настроению русского общества Екатерине предстояло оправдать разнообразные и несогласные ожидания. Вексель, как показало время, был погашен в срок. Исследователи не раз отмечали, что Екатерина II, в отличие от своих предшественниц и предшественников натроне после Петра I, взошла на него, имея сложившуюся политическую программу и общественного устройства, как можно судить по единственной сохранившейся черновой записке, не выходили за пределы традиционно декларируемых ввек Просвещения общих установок и не содержали каких-либо конкретных разработок
«1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.


4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Императрице известно, как следует воплощать план в жизнь Спешить ненужно, но нужно трудится без отдыха и всякий день стараться понемногу устранять препятствия по мере того, как они будут появляться выслушивать всех терпеливо и дружелюбно, во всем высказывать чистосердечие и усердие к делу, заслужить всеобщее доверие справедливостью и непоколебимою твердостью в применении правил, которые признаны необходимыми для восстановления порядка, спокойствия, личной безопасности и законного пользования собственностью все споры и процессы передать на рассмотрение судебных палат, оказывать покровительство всем угнетенным, не иметь ни злобы на врагов, ни пристрастия к друзьям. Если карманы пусты, то прямо таки говорить Я бы рад вам дать, ноу меня нет ни гроша. Если же есть деньги, тоне мешает при случае быть щедрым Екатерина была уверена, что при неукоснительном руководстве этими правилами успех будет обеспечен. В этой связи небезынтересен ответ императрицы на вопрос Л.-Ф. Сегюра, как ей удается так спокойно царствовать. Средства к тому самые обыкновенные, - отвечала Екатерина. – Я установила себе правила и начертала план по ним я действую, управляю и никогда не отступаю. Воля моя, раз выраженная, остается неизменною. Таким образом все определено, каждый день походит на предыдущий. Всякий знает, на что он может рассчитывать, и не тревожится по-пустому»
3 2
1 История России Вт. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / АН. Сахаров, Л.Е. Морозова, МА.
Рахматуллин и др Под редакцией АН. Сахарова. – М ООО Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО Издательство Астрель», 2003. – стр. 768 3
История России Вт. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / АН. Сахаров, Л.Е. Морозова, МА.
Рахматуллин и др Под редакцией АН. Сахарова. – М ООО Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО Издательство Астрель», 2003. – стр. 769
Способ же достижения начертанных планов у собирательницы русских земель, как называл Екатерину II СМ. Соловьев, один делать так, чтоб люди думали, будто они сами именно хотят этого И действительно,
- заключал НИ. Греч, - Екатерина умела употреблять это правило в совершенстве. Вся Россия уверена была, что императрица, во всех своих делах, только исполняет желание народа. Но секрет употребления этого очевидного на первый взгляд правила все же был. Он раскрывается из беседы
В.С. Попова, правителя канцелярии ГА. Потемкина, с императрицей Я говорил с удивлением о слепом повиновении, с которым воля ее повсюду была исполняема, и о том усердии и ревности, с которыми ей все старались угождать. Поражают знание молодой великой княгиней психологии людей и упорство в достижении поставленной цели – качества, развитые в зрелые годы. Это подметил еще АС. Пушкин. Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, - писал он, - тов сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали.
4. Царствование Екатерины II Еще проживая в Москве, после Коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великими добрым делом она основала так называемый Воспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт ив Петербурге. Русская пословица говорит тот отец – мать, кто вспоил, вскормил да добру научил. Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело. В Польше жило много православных. Древняя русская православная страна, Белоруссия, была под властью Польши. Православным людям во всех

этих местах жилось очень тяжело. Католики употребляли все усилия, чтобы заставить православных принять их веру. Сначала польские священники доказывали православным, что вера католическая самая лучшая и одна угодна Богу, и склоняли их добровольно принять эту веру. Когда слова не действовали, обращались к грубой силе. Могла ли Государыня спокойно смотреть на все это И вот она решает, во чтобы тони стало, помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Она избрала себе в помощь русского вельможу. Это был князь
Репнин. Он отличался большим умом и трудолюбием. Ему Государыня поручила все дело о православных в Польше и Белоруссии. Сама она постоянно давала Репнину указания, где и как поступить, и руководила им. Много было хлопот и огорчений, долго нельзя было добиться уступок от поляков. Приходилось и войска держать на наготове. Но дело было сделано. Неводном православном храме и доме вознесена была горячая молитва за Государыню. На неё только и надеялись, иона оправдала надежды Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше аптеки лекарей, и чтобы каждый заболевший мог получить помощь, как можно скорее. Особенно много бед приносили эпидемические (повальные) болезни. От одной оспы вымирали сотни тысяч детей. Узнала она, что в Англии есть лекарь который прививает взрослыми детям оспу и тем предохраняет людей от заболевания оспой натуральной. К этому средству заграницей уже прибегали многие. В России никто еще о нем не знал. Императрица вызывает этого лекаря, платя ему громадные деньги за приезд. Но вот горе кто решится привить себе оспу Привить ее значит ввести оспенный яд в тело человека. Примеров перед глазами не было. Императрица Екатерина понимала этот страх. Она решилась подействовать на подданных собственным примером. И вот она привила оспу себе и Наследнику Престола великому князю Павлу Петровичу. Этот поступок Государыни вызвал всеобщее удивление, и всеобщую радость. Удивлялись ее смелости и радовались, зная, что с этого времени благодетельное оспопрививание будет
принято всеми. Сенат от имени народа благодарил Государыню. Он установил ежегодно праздновать это событие. Ее всюду прославляли, говоря Своею опасностью других спасает. С того времени оспопрививание, действительно, было принято в России. По указу Императрицы Екатерины, оно сделалось обязательным. Больше двух лет трудилась Императрица над составлением «Наказа»
4
Много она для этого читала, много беседовала с людьми, знающими дело, много присматривалась и наблюдала. Иностранцы хвалили Русскую Императрицу за ее ум и познания. Подданные с благоговением и радостью узнавали ее истинно человеколюбивые мысли, которые должны были войти в законы. В прежнее время наказания отличались большой суровостью. Императрица Екатерина требует смягчения их. Она говорит Любовь к отечеству, стыди страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений В прежнее время допускались наказания, которые могли даже изуродовать человеческое тело. Императрица Екатерина потребовала отмены таких наказаний, говоря Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить Чтобы заставить обвиняемого сознаться в проступке, часто употребляли пытки. Императрица Екатерина считала пытку вредной и пожелала отменить ее. Она говорила, что слабый телом не вынесет пытки и приметна себя какую угодно вину, лишь бы избавится от мучений а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и избегнет наказания. Чтобы легче было управлять таким обширным государством, как Россия, она увеличила число губерний. На губернию положено было не больше 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались из русских вельмож самой
4
Наказ - значит наставления, правила, которыми должны были руководствоваться депутаты, чтобы действовать согласно с видами Государыни. Но так как введение законов принадлежит только Государю, то комиссия должна была составить не само уложение, а его проект, иначе – план, предположения.
5
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М Панорама, г. – стр. 7 6
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М Панорама, г. – стр. 7