Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О. В. КУБАСОВА

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Пособие для студентов средних

педагогических учебных заведений


2-е издание, стереотипное



1998



ББК 81.2Ря723 УДК 808.2 (075.32)

К88


Издательская программа

«Учебники и учебные пособия

для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы З.А.Нефедова
Кубасова О. В.

К 88 Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 144 с.

ISBN 5-7695-0051-4
В пособии описываются компоненты выразительности устной речи, раскрывается методика обучения детей выразительному чтению произ­ведений разных жанров.

Пособие может быть использовано студентами пединститутов.

ББК81.2Ря723
ISBN 5-7695-0051-4

© Кубасова О. В., 1997

© Издательский центр «Академия», 1997
ОТ АВТОРА

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо.

Каждый хочет в совершенстве владеть словом для решения своих личных и профессиональных проблем. Яркая, убедительная, привлекательная речь особенно необходима учителю и воспитателю, так как эмоционально окрашенное слово является инструментом педагогического воздействия.

Об этом писали известные педагоги. М.А.Рыбникова ут­верждала: «Сам учитель, его манера речи, его выразитель­ное слово, его рассказ, его чтение стихов — все это посто­янный пример для учащихся»1.

А. С. Макаренко признавался: «Я сделался настоящим ма­стером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в по­становке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно»2.



1.Как вы считаете, может ли педагог сформировать у детей умение читать выразительно, сам при этом не являясь хорошим чтецом? Ответ обоснуйте.

  1. Что вы можете сказать о влиянии работы над выразительностью речи на эстетическое развитие де­тей?


3.Познакомьтесь с цитатами и подумайте, что можно добавить к этим высказываниям о влиянии вырази -
____________________

1Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чте­ния. - М, 1963. - С. 146.

2Макаренко А. С. О моем опыте //Собр. соч.: В 8 т. — М., 1984. — Т. 4. - С. 261.


тельного чтения на качество восприятия и глубину понимания текста.

  1. «Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, выразительное чтение рассматривается так же, как один из методов творческого анализа поэтического текста»1.

  2. «Исполняя стихотворение, рассказ или сказку: учащийся как бы заново воссоздает предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи coбственных мыслей, чувств и ассоциаций, то есть передает слушающим эмоциональное состояние автора или героя, обогащенное личным опытом»2.


Данная книга написана с целью помочь педагогу совершенствовать выразительность своего чтения, а также показать пути и средства работы над выразительностью речи детей. Пособие ориентировано, прежде всего, на учителей начальных классов. Однако большая часть материала (главы 1, 2, 3, 5) рассчитана как на учителя, так и на воспитателя.

Педагогическая направленность пособия обусловила вы­бор литературных произведений, на материале которых от­рабатывается умение выразительно читать. Это произведе­ния, входящие в круг чтения дошкольников и младших школьников, что поможет учителю (воспитателю) подгото­виться к выразительному исполнению программных литера­турных текстов и подскажет, как организовать работу над ними на занятиях.

Особенностью изложения материала является то, что теоретические сведения подкрепляются вопросами и упраж­нениями, позволяющими глубже разобраться в изучаемом.

Книгу можно использовать как для самостоятельной ра­боты, так и в условиях группового обучения в педагогичес­ких училищах и институтах.

____________________
1Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. — С.4.

2 Я з о в и ц к и й Е. В. Выразительное чтение как средство эстети­ческого воспитания. — Л., 1963. — С. 30.



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ К.С.СТАНИСЛАВСКОГО,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАБОТУ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ

В основе выразительного чтения лежит система работы над актерским мастерством К.С.Станиславского. Существен­ным звеном этого учения является «метод физического дей­ствия». Смысл его заключается в том, что, подлинно вы­полняя действия персонажа, исполнитель создает необходи­мые условия для возникновения адекватных эмоций. Ста­ниславский советует думать не о самом чувстве, а о тех условиях, которые вызвали переживание. Они — «та почва... на которой вырастает чувство. Тем временем сама природа создает новое чувство, аналогичное пережитому раньше»1.

О механизме возникновения сопереживания, чувствования Станиславский писал: «Подобно тому как в зрительной памя­ти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые раньше чувствования»2.

Эмоциональная память младших школьников достаточно богата. Программные произведения преимущественно соот­ветствуют эмоциональному опыту детей.



Прочитайте рассказ А.П. Гайдара «Совесть»3 и оп­ределите, какие переживания Нины должны передать в выразительном чтении учащиеся.

Как помочь детям адекватно и ярко воспринять эмоциональное состояние Нины? Может ли этому спо­собствовать обращение к личному эмоциональному опыту учащихся?

___________________

1Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1954. - Т.2. -С. 237.

2 Там же. - С 216

3ЗдесГи в дальнейшем возможна замена литературного материала на аналогичный, соответствующий характеру упражнения.


На искренности чувствования Станиславский строит свою систему как искусство переживания в отличие от искусства представления, изображения. Станиславский осуждает шаблоны, ложь и кривлянье: «... Ложь, наигрыш, штамп и ломание никогда не рождают вдохновения»1. «Из­бегайте... того, что вам еще не по силам и что идет напере­
кор нашей природе, логике, здравому смыслу! Все это вы­зывает вывих, насилие, наигрыш, ложь»2. Станиславский считает чувство правды важным даром природы и призы­вает думать о том, как развивать и выверять его.

Работа над выразительным чтением основывается на прин­ципе искренности переживаний. Чтобы чтец говорил «с чув­ством», он должен стремиться к словесному действию. К сожалению, нередко школьники механически проговарива­ют слова. С этим нельзя мириться. Нужно, чтобы говорящий (читающий) целеустремленно общался со слушателями. Для этого он должен точно знать, что именно (тема) и с какой целью (идея) он хочет донести до слушателей. Постановка конкретной задачи общения (хочу поделиться мыслями, убе­дить, разжалобить, рассмешить и т.д.) позволяет повысить действенность речи. Мобилизовать внимание слушателей можно лишь в том случае, когда читающий стремится напра­вить на аудиторию волевой посыл, а не просто проговарива­ет текст. Об этом писала последовательница Станиславского М.О. Кнебель: «Помните, что, начиная рассказывать, вы дол­жны точно знать, во имя чего вы рассказываете, какие мыс­ли и чувства вы хотите вызвать в слушателе.

И к этой основной цели вы должны стремиться»3.

1. Познакомьтесь с фрагментом из пособия Н.М.Со­ловьевой «Практикум по выразительному чтению» (М., 1976. — С. 15—17). Воспроизведите предлагаемые здесь упражнения.

«Средимногихзадачразныхвидовтренинга, пи­шетодинизпреподавателейсценическогомастерства воМХАТеС. Гиппиус, самойважнойсчиталон (Ста­ниславскийК.С.) разработкуисовершенствованиепси­хофизическойтехники
актера, воспитание«послушных» психическихнавыковиумений...»4Видение, подвижная

_________________

1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1954 — Т 2 _С. 347.

2 Там же. - С. 211.

3Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. — М., 1970. — С. 78. "Гиппиус С. Гимнастика чувств. — Л.; М, 1967. — С. 17.



эмоциональнаясфераилегкооткликающаясяэмоцио­нальнаяпамять, воля, обеспечивающаяспособность действоватьсловом, всеэтонеобходимодлячтеца. Напервомжезанятиипредлагаемупражнение, стем чтобыстудентодновременнопрактическипознакомился совсеминазванныминавыкамииумениями. «Пустькаж­дыйизваспроизнесетфразу«Откройтескорее», го­воритпреподаватель. Представьтесебе, чтовыпри­ехалиизотпуска. Увасхорошеенастроение: отпускбыл проведеноченьудачно. Погодабылапрекрасная, море синее, компаниявеселая. Здесь, дома, тоже