Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
О. В. КУБАСОВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений
2-е издание, стереотипное
1998
ББК 81.2Ря723 УДК 808.2 (075.32)
К88
Издательская программа
«Учебники и учебные пособия
для педагогических училищ и колледжей»
Руководитель программы З.А.Нефедова
Кубасова О. В.
К 88 Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 144 с.
ISBN 5-7695-0051-4
В пособии описываются компоненты выразительности устной речи, раскрывается методика обучения детей выразительному чтению произведений разных жанров.
Пособие может быть использовано студентами пединститутов.
ББК81.2Ря723
ISBN 5-7695-0051-4
© Кубасова О. В., 1997
© Издательский центр «Академия», 1997
ОТ АВТОРА
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо.
Каждый хочет в совершенстве владеть словом для решения своих личных и профессиональных проблем. Яркая, убедительная, привлекательная речь особенно необходима учителю и воспитателю, так как эмоционально окрашенное слово является инструментом педагогического воздействия.
Об этом писали известные педагоги. М.А.Рыбникова утверждала: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов — все это постоянный пример для учащихся»1.
А. С. Макаренко признавался: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно»2.
1.Как вы считаете, может ли педагог сформировать у детей умение читать выразительно, сам при этом не являясь хорошим чтецом? Ответ обоснуйте.
-
Что вы можете сказать о влиянии работы над выразительностью речи на эстетическое развитие детей?
3.Познакомьтесь с цитатами и подумайте, что можно добавить к этим высказываниям о влиянии вырази -
____________________
1Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - М, 1963. - С. 146.
2Макаренко А. С. О моем опыте //Собр. соч.: В 8 т. — М., 1984. — Т. 4. - С. 261.
тельного чтения на качество восприятия и глубину понимания текста.
-
«Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, выразительное чтение рассматривается так же, как один из методов творческого анализа поэтического текста»1. -
«Исполняя стихотворение, рассказ или сказку: учащийся как бы заново воссоздает предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи coбственных мыслей, чувств и ассоциаций, то есть передает слушающим эмоциональное состояние автора или героя, обогащенное личным опытом»2.
Данная книга написана с целью помочь педагогу совершенствовать выразительность своего чтения, а также показать пути и средства работы над выразительностью речи детей. Пособие ориентировано, прежде всего, на учителей начальных классов. Однако большая часть материала (главы 1, 2, 3, 5) рассчитана как на учителя, так и на воспитателя.
Педагогическая направленность пособия обусловила выбор литературных произведений, на материале которых отрабатывается умение выразительно читать. Это произведения, входящие в круг чтения дошкольников и младших школьников, что поможет учителю (воспитателю) подготовиться к выразительному исполнению программных литературных текстов и подскажет, как организовать работу над ними на занятиях.
Особенностью изложения материала является то, что теоретические сведения подкрепляются вопросами и упражнениями, позволяющими глубже разобраться в изучаемом.
Книгу можно использовать как для самостоятельной работы, так и в условиях группового обучения в педагогических училищах и институтах.
____________________
1Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. — С.4.
2 Я з о в и ц к и й Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. — Л., 1963. — С. 30.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ К.С.СТАНИСЛАВСКОГО,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАБОТУ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ
В основе выразительного чтения лежит система работы над актерским мастерством К.С.Станиславского. Существенным звеном этого учения является «метод физического действия». Смысл его заключается в том, что, подлинно выполняя действия персонажа, исполнитель создает необходимые условия для возникновения адекватных эмоций. Станиславский советует думать не о самом чувстве, а о тех условиях, которые вызвали переживание. Они — «та почва... на которой вырастает чувство. Тем временем сама природа создает новое чувство, аналогичное пережитому раньше»1.
О механизме возникновения сопереживания, чувствования Станиславский писал: «Подобно тому как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые раньше чувствования»2.
Эмоциональная память младших школьников достаточно богата. Программные произведения преимущественно соответствуют эмоциональному опыту детей.
Прочитайте рассказ А.П. Гайдара «Совесть»3 и определите, какие переживания Нины должны передать в выразительном чтении учащиеся.
Как помочь детям адекватно и ярко воспринять эмоциональное состояние Нины? Может ли этому способствовать обращение к личному эмоциональному опыту учащихся?
___________________
1Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1954. - Т.2. -С. 237.
2 Там –же. - С 216
3ЗдесГи в дальнейшем возможна замена литературного материала на аналогичный, соответствующий характеру упражнения.
На искренности чувствования Станиславский строит свою систему как искусство переживания в отличие от искусства представления, изображения. Станиславский осуждает шаблоны, ложь и кривлянье: «... Ложь, наигрыш, штамп и ломание никогда не рождают вдохновения»1. «Избегайте... того, что вам еще не по силам и что идет напере
кор нашей природе, логике, здравому смыслу! Все это вызывает вывих, насилие, наигрыш, ложь»2. Станиславский считает чувство правды важным даром природы и призывает думать о том, как развивать и выверять его.
Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживаний. Чтобы чтец говорил «с чувством», он должен стремиться к словесному действию. К сожалению, нередко школьники механически проговаривают слова. С этим нельзя мириться. Нужно, чтобы говорящий (читающий) целеустремленно общался со слушателями. Для этого он должен точно знать, что именно (тема) и с какой целью (идея) он хочет донести до слушателей. Постановка конкретной задачи общения (хочу поделиться мыслями, убедить, разжалобить, рассмешить и т.д.) позволяет повысить действенность речи. Мобилизовать внимание слушателей можно лишь в том случае, когда читающий стремится направить на аудиторию волевой посыл, а не просто проговаривает текст. Об этом писала последовательница Станиславского М.О. Кнебель: «Помните, что, начиная рассказывать, вы должны точно знать, во имя чего вы рассказываете, какие мысли и чувства вы хотите вызвать в слушателе.
И к этой основной цели вы должны стремиться»3.
1. Познакомьтесь с фрагментом из пособия Н.М.Соловьевой «Практикум по выразительному чтению» (М., 1976. — С. 15—17). Воспроизведите предлагаемые здесь упражнения.
«Средимногихзадачразныхвидовтренинга, —пишетодинизпреподавателейсценическогомастерства воМХАТеС. Гиппиус, —самойважнойсчиталон (СтаниславскийК.С.) разработкуисовершенствованиепсихофизическойтехники
актера, воспитание«послушных» психическихнавыковиумений...»4Видение, подвижная
_________________
1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1954 — Т 2 _С. 347.
2 Там же. - С. 211.
3Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. — М., 1970. — С. 78. "Гиппиус С. Гимнастика чувств. — Л.; М, 1967. — С. 17.
эмоциональнаясфераилегкооткликающаясяэмоциональнаяпамять, воля, обеспечивающаяспособность действоватьсловом, —всеэтонеобходимодлячтеца. Напервомжезанятиипредлагаемупражнение, стем чтобыстудентодновременнопрактическипознакомился совсеминазванныминавыкамииумениями. «Пустькаждыйизваспроизнесетфразу«Откройтескорее», —говоритпреподаватель. —Представьтесебе, чтовыприехалиизотпуска. Увасхорошеенастроение: отпускбыл проведеноченьудачно. Погодабылапрекрасная, море синее, компаниявеселая. Здесь, дома, тоже