ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
(код и наименование направления подготовки, специальности)

______________ "Педагогика и психология___________________
(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №___
по учебному курсу «Психолого-педагогическая диагностика»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Манакова Элина







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1901б













Преподаватель

Божко Дарья Александровна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Практическое задание

Задание

Составьте каталог методик диагностики познавательных процессов детей дошкольного, младшего школьного возраста.

Ответ:

Каталог методик диагностики познавательных процессов

п/п

Психический познавательный процесс

Название методики, автор

Цель диагностической методики

Стимульный материал

Характер действий диагностируемого

Краткая процедура обработки результатов

Дошкольный возраст

1.

Восприятие

«Чего не хватает на этих рисунках?»

Р.С. Немов

Выявить уровень целостности восприятия (умения осуществлять зрительный анализ и синтез)

Серия картинок, на каждой не хватает какой-то существенной детали.

Ребенку предлагается как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

2.

Внимание

«Найди и вычеркни»


Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания.

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Найди и вычеркни»

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

3.

Память

«Чем залатать коврик?»


определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи

В данной методике применяются картинки.

Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика

Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались.

4.

Мышление

«Запомни и расставь точки»

Оценивается объем внимания ребенка

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах.


Младший школьный возраст

1.

Восприятие

«Чего не хватает?»

Диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

"На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь".

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

2.

Ощущение

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека

Установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии: "Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".Инструкция испытуемому во второй серии: "Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой.

Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Цель обработки результатов – установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в первой и второй сериях будет считаться показателем распознавания "П1" и "П2".

Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря, ощупываю, тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: "булавка"), а потом дают словесный отчет о его свойствах.

3.

Внимание

Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.


бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.


4.

Память

«Арифметический тест Векслер»

Определение объема памяти

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке.

Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет:

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении


5.

Мышление

«Вырежи фигуру»

Диагностика наглядно действенного мышления

Задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры на рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. 8-9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 6-7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. 4-5 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. 2-3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм 0-1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

6.

Воображение

«Дорисовывание фигур»

Изучение оригинальности решения задач на воображение.

Набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). 1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину)



Практическое задание №3

Тема 5. Критериально-ориентированное тестирование.

Задание

Составьте экспертное заключение качества педагогических измерительных (тестовых) материалов, используемых для оценки качества подготовки обучающихся.

Ответ:

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

качества педагогических измерительных (тестовых) материалов, используемых для оценки качества подготовки обучающихся
Экспертная оценка теста по направлениям экспертизы
1. Анализ спецификационных характеристик тестов

1.1 Количество тестовых заданий в тесте 124.

1.2 Определение процентного соотношения стандартизированных форм тестовых заданий в составе теста:

- закрытой формы 100 %

- открытой формы 0%

- на установление соответствия 0 %

- на установление правильной последовательности 0 %

1.3 Определение компактности и логичности формулировки тестовых заданий и вариантов ответов (рекомендуемое количество слов в задании не более 15, формулировка в виде суждения или вопроса)

Выполнены требования к компактности и логичности в высшей степени.

Недостатки (если есть)

Не выявлены.

1.4 Определение корректности тестовых заданий(отсутствие лишних слов, преднамеренных подсказок и сленга, а также оценочных суждений автора)

Высокая корректность тестовых заданий.

Недостатки (если есть)

Не выявлены.

1.5 Определение однозначности формулировки тестовых заданий и ясности смысла тестовой ситуации (ориентация на получение однозначного заключения)

Недостатки (если есть)

Не выявлены.

2. Анализ качества содержания тестовых заданий в тестах

2.1 Определение уровня значимости содержания каждого задания теста (указать порядковые номера тестовых заданий в варианте теста):

- неоправданное включение задания в тест

Не выявлено.

- значимое задание

Все.

- наиболее важный опорный элемент

Не выявлены.

2.2 Ожидаемое время выполнения теста испытуемыми с удовлетворительным уровнем подготовки 1 задание – 1 мин.

2.3 Определение ожидаемого процента выполнения теста испытуемыми с удовлетворительным уровнем подготовки

Величина показателя тестирования К

Оценка

50 и менее

Неудовлетворительно

51 – 70

Удовлетворительно

71 – 90

Хорошо

91 – 100

Отлично


В зависимости от величины показателя тестирования уровень остаточных знаний испытуемых оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Показатель тестирования рассчитывается по формуле:

К = n / N х 100,

где

К – показатель тестирования (в процентах),

n – количество баллов (правильных ответов),

N – общее количество вопросов в варианте теста.
2.4 Степень содержательной валидности теста (достаточная, недостаточная): достаточная.
Рекомендации по улучшению содержания тестов: не требуется. Все условия соблюдены.
Вывод эксперта о пригодности тестов для использования (рекомендовано использовать с целью оценки качества подготовки обучающихся /рекомендовано доработать с учетом данных рекомендаций)

Рекомендовано использовать с целью оценки качества подготовки обучающихся
Эксперт:


ФИО _______________________________________________

Практическое задание №4

Тема 7. Проективные методики диагностики личности и состояний.
Задание

Проведите обследование одного ребенка с помощью проективной личностной методики «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) и составьте заключение.

Психодиагностическое заключение
Ф.И.О. диагностируемого 4565

Пол Ж Возраст 9 лет 2 мес.

Дата диагностики: 3.06.2021

Время начала диагностики: 16.00

Время окончания диагностики: 16.25

Предмет диагностики (цель): личностные особенности

Диагностическая методика: «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)

Текст заключения



Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Центральная смысловая часть фигуры.

Положение "анфас", т.е. головы направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.. испытуймая изобразиала животное с тремя головами ,это может свидетельствовать, а внутреннем конфликте или противоречие желаний.
Несущая, опорная часть фигуры.

Ноги отсутствуют - поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

На головах расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность .

Хвост.

Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям

Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.

Общая энергия.

Экономия энергии.

Типы животных.

Рисуемое животное — представитель самого рисующего.\

Чешуя, панцирь – потребность в защите.
Творческие возможности.

Оригинальность умеренная.

Название.

Рациональное соединение смысловых частей: «Оминошка».
Практическое задание №5

Тема 8. Диагностика готовности детей к обучению в школе.
Задание.

Провести с одним ребенком 6-12 лет зрительно-моторный гештальт тест Бендер, составить заключение об уровне развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации.



Ответ:
Зрительно-моторный гештальт тест Бендер
ФИО ребенка 15445 М

Дата рождения 24.04.2017 (6 лет)

Дата тестирования 23.01.2023

Номер

фигуры

Выполнение

Выполнение углов

Ориентация элементов

Взаимное расположение элементов

Общий балл

А










7

1










6

2










5

3










10

4










7

5










6

6










4

7










10

8










10

Общий балл




65

Балл за общие тенденции




9

Суммарный балл




74

Уровень выполнения




низкий

Качественные показатели

Балл

Принятие задачи

0 б. – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена;

1 б. – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес;

2 б. – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена

1

Планирование

0 б. – хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия;

1 б.– осуществляет частично (опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции);

2 б. – целенаправленное, последовательное выполнение заданий в соответствии с планом

0

Контроль

0 б. – не осуществляет;

1 б. – осуществляет периодически;

2 б. – осуществляет постоянно

0

Коррекция (может осуществляться лишь при наличии контроля!)

0 б. – не осуществляет;

1 б. – осуществляет периодически;

2 б. – осуществляет постоянно

0

Оценка (оценивается на основе ответов ребенка о качестве выполнения задания. Вопрос задается психологом, после выполнения ребенком задания):

0 б. – оценка либо отсутствует, либо ошибочна;

1 б. – оценивается только достижение/недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются;

2 б. – адекватная оценка результата, эпизодически осуществляются меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно

0

Отношение к успеху и неудаче

0 б. – парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует;

1 б. – адекватная на успех, неадекватная – на неудачу;

2 б. – адекватная на успех и неудачу

0



Заключение
Задание воспринял легко, поинтересовался целями тестирования. Не стремился просмотреть все карточки до начала копирования, но, открывая каждую следующую, вертел ее, стараясь выбрать расположение поудобнее. Необычной также была последовательность расположения на листе копируемых фигур — снизу-вверх в столбец. Начиная с фигуры 3, стал проявлять нетерпение, оглядываться по сторонам, менее тщательно срисовывать фигурки. На четвертой фигуре заявил, что задание неинтересное, но не прекратил выполнения, а лишь ускорил темп движений. Проигнорировал требование экспериментатора быть более старательным.

В процессе тестирования обнаружились следующие особенности ребенка: трудности с длительной концентрацией внимания; сниженная память, как произвольная, так и непроизвольная (просьба вспомнить, сколько фигур он рисовал при выполнении теста Бендер, через 20 минут после его окончания вызвала затруднения, смог схематично воспроизвести только фигуры А и 1); испытывает трудности в вербализации пространственных представлений, не справляется с задачей описать взаимное расположение нескольких предметов, путает «право — лево»;

Высокая двигательная активность, переходящая в расторможенность при переутомлении (вскакивает со стула, резким движением руки сбрасывает книги со стола...); интеллектуальное развитие на нижней границе возрастной нормы. В целом можно говорить о неблагоприятном прогнозе в отношении учебной деятельности.

По словам матери, в возрасте четырех с половиной лет перенес сотрясение мозга с кратковременной потерей сознания. По поводу травмы к врачам не обращались. С тех пор периодически страдает головными болями. Рекомендовано обратиться к невропатологу.

Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм

Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленных в таблицах.

Фигура А — Тип 4. Для 7 лет встречается в 6% случаев, нижняя 25-процентная группа 7-летних; для детей старше 7 лет такие ответы вообще не характерны.

Фигура 1 — Тип 2. (Паттерн составляют горизонтальные черточки и точки разного размера, число которых значительно меньше, чем представлено на образце) — встречается у 4-летних детей, не характерно для более старшего возраста.

Фигура 2 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 50% случаев.

Фигура 3 — сходный тип отсутствует. Воспроизведение практически не соотносится с образцом, что характерно для детей 3—4 лет.


Фигура 4 — Тип 3. Для 7 лет встречается в 28% случаев, нижняя группа.

Фигура 5 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних и типично для 4-летних детей.

Фигура 6 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних детей и младше.

Фигура 7 — Тип 2. (Фигуры слишком далеко друг от друга, расположены друг под другом, не было попытки прорисовать углы у нижней фигуры) — такие результаты встречаются обычно до 6-летнего возраста.

Отмечается значимое отставание от возрастных норм. Выполнение на уровне ребенка 5-летнего возраста. Нетипичная последовательность расположения копируемых фигур. Снижение качества копирования по мере выполнения задания. Неправильное воспроизведение размеров фигур (в большинстве случаев значимое увеличение). Встречаются почти все возможные типы ошибок и искажений: неверное воспроизведение взаимного расположения и количества элементов фигур, а также их размеров, формы и ориентации.

Заключение составил_________________________________________________

(ФИО студента)

Приложение



Практическое задание №6

Тема 10. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации
Задание.

Составить программу углубленной диагностики ребенка с ОВЗ в условиях образовательной организации (в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк).
Ответ:

Программа психолого-педагогической диагностики ребенка с ОВЗ

в условиях образовательной организации

И.Ф. ребенка 25446

Возраст: 6 лет

(лет, мес.)

Предполагаемое нарушение в развитии ребенок с общим недоразвитием речи.

Содержание

Методы / методики

I Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, дата рождения.

Дата поступления в образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался).

Изучение документа­ции

IIИстория развития

Состояние здоровья родителей.

Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни.

Беседа с родителями. Изучение медицин­ской документации

IIIСемья

Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членовсемьи к ребенку.

Посещение семьи. Беседы с родителями

IVФизическое состояние

Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения.

Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследова­ние

VОсобенности познавательной деятельности

1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания).

Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций).

2. Особенности речи.

Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи.

3. Особенности внимания.

Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.

4. Особенности восприятия

и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом.

5. Особенности памяти.

Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания.

6. Особенности мышления

Преобладающий вид мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое).

Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи.

7. Особенности усвоения нового материала.

Отношение к образовательной деятельности. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков конструирования, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений.

Изучение медицин­ской документации. Специальные исследо­вания. Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ре­бенком. Логопедиче­ское обследование. Изучение письменных работ Наблюдение за ребен­ком на занятиях и в свободное от занятий время Наблюдение за ребен­ком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком Наблюдение за ребен­ком на занятиях и в играх. Индивидуаль­ные беседы с ребен­ком Наблюдение за ребен­ком в процессе заня­тий, изучение работ, выполненных на заня­тиях

VIЭмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий.

Наблюдение за ребен­ком на различных за­нятиях, вне их, на эк­скурсиях, в играх и т.д.

VIIОсобенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в образовательной и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.

Наблюдение за ребен­ком в различных ви­дах деятельности