Файл: Административная ответственность понятие, общая характеристика и субъекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине (учебному курсу)

Административное право 2

(наименование дисциплины (учебного курса))
на тему «Административная ответственность: понятие, общая характеристика и субъекты»

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Понятие и признаки административной ответственности………………4

    1. Понятие и признаки административной ответственности………..4

    2. Принципы административной ответственности…………………..9

  2. Субъекты административной ответственности…………………………12

    1. Физические и юридические лица, как субъекты административной ответственности……………………………………………12

    2. Основания освобождения от административной ответственности………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………...…………22

Введение
Значение административной ответственности представляет собой важнейший элемент метода административно-правового регулирования, предусмотренная законодательством. Она уже давно является одной из наиболее важной из видов юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения. Административной ответственности посвящена глава 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность». Она воплощается только в административном наказании.

Административная ответственность имеет свои цели и свое предназначение, а также требует углубленного изучения, по следующим причинам.

Во-первых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, она представляет реакцию государства, регулируемого административно - правовыми нормами, причем в различных сферах (торговля, финансы, природопользование и др.), связанная с применением административных наказаний или по-другому санкций. К санкциям относятся: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, административного наказания и административно восстановительные меры.

Во-вторых, правовые номы представляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности.

В-третьих, кроме конституции РФ источником института административной ответственности является законодательство об административных правонарушениях. Когда законодательство потерпело конструктивные изменения, то новый кодекс уже помимо физических лиц, признал в качестве субъектов института административной ответственности и юридических лиц.


В- четвертых, мерами административной ответственности являются административные наказания, которые, применяются к физическим и юридическим лицам, судьями или административными органами, которые содержат менее строгие меры воздействия, чем, например, уголовная ответственность.

Перечисленные выше обстоятельства, свидетельствуют об актуальности как изучения административного права в целом, так и саму административную ответственность.

Законность и справедливость административной ответственности находят применение в законодательстве, которое выдвигает на передний план законные интересы человека и гражданина, обеспечив при этом защиту его прав и свобод. В связи с этим необходимо совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.





  1. Понятие и признаки административной ответственности




    1. Понятие административной ответственности

Слово «ответственность» означает необходимость и обязанность отвечать за уже совершенное содеянное, прошлое, за действия, поступки, иными словами быть ответственным за них. В таких случаях правонарушитель обязывается потерпеть неблагоприятные для него последствия за виновное деяние.

Множество определений существуют в настоящее время административной ответственности в различных источниках: учебниках, пособиях, книгах, журналах. Если рассматривать современное законодательство, то можно сделать вывод о том, что определение административной ответственности является правотворческой, а точнее законодательной деятельностью государства. В этой курсовой работе, рассматриваются различные понятие и анализируются мнения ряда авторов, ученых-правоведов по поводу понятия административной ответственности. 

Административная ответственность может включать в себя общие черты с различными видами юридической ответственности. С уголовной, дисциплинарной, материальной. Это   заключается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей. В то же время она может иметь  свои специфические особенности. 

Отличие административной ответственности от гражданско-правовой ответственности заключается в том что, она связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступать как с материальным ущербом, так и без причинения нарушителем материального ущерба. Обращаются в доход бюджета соответствующего уровня административные наказания имущественного характера, а не в пользу потерпевшей стороны. Меры административной ответственности применяются наиболее коротких сроков давности после совершения административного правонарушения. Как правило, это происходит до 2 месяцев.


Отличие дисциплинарной ответственности от административной состоит в том, что она не связана с подчиненностью служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти, привлекающего к ответственности. Основанием может, является, например, дисциплинарный поступок.

Отличием уголовной ответственности от административной является характер деяний, за которые предусмотрена ответственность, а также возраст ответственности. Если в уголовном законодательстве, в предусмотренных законом случае возраст ответственности наступает с четырнадцати лет, то в соответствии со статьей 2.3. КоАП РФ: «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет»1. Соучастие в совершении, какого-либо действия в УК РФ возможно, а по КоАП РФ не возможно. Административная ответственность реализуется в упрощенном порядке по сравнению с уголовной.

Что касательно административной ответственности, то он представляет собой один из видов юридической ответственности, налагаемый за совершение правонарушения в сфере административной отрасли права. В данном контексте стоит сказать, что, исходя из ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, правонарушение трактуется следующим образом:

«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.»2

«Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи специфические признаки, характерные только для этого вида юридической ответственности»3

Фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, без его наличия, она не может наступать. Привлечение к административной ответственности должно осуществляться в порядке предусмотренным федеральным законом «Об административном правонарушении».

Административная ответственность наступает, независимо от того, есть ли непосредственное отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов. 

Конкретное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом, служит нормативным основанием административной ответственности. Наказания, определяются в постановлении судьи, коллегиального органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Обжаловать принятое решение можно только в судебном и административном порядке.


Существуют и другие точки зрения относительно данного предположения. «Так, по мнению В.М Манохина и Ю. С. Адушкина, современная правовая наука признает два основания юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности: во-первых, закон как правовое, формально нормативное основание и, во-вторых, правонарушение как основание фактическое, которое приводит в движение весь правоприменительный механизм юридической ответственности»4

Административная ответственность имеет свою структуру. Она включает в себя такие элементы, как основание административной ответственности. Основания бывают юридическое, фактическое, и процессуальное. Следующим элементом является правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие ее.«Под условиями административной ответственности следует понимать совокупность обстоятельств, которые закреплены в КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом), ведущим производство по делу, в отношении каждого конкретного дела»5.Третьим элементом полагается субъекты административной ответственности. Последним являются административные наказания - санкции. Санкции выступают абсолютным элементом разновидности правовой ответственности, потому что по характеру они определяется как вид правовой ответственности.

«Говоря иначе, административная ответственность как санкция административно-правовой нормы призвана компенсировать причиненный правонарушителем необратимый вред, является для правонарушителя бременем или карой, наказанием»6

Анализ всех этих признаков позволяет выделить три взаимосвязанных основания административной ответственности, которые существуют в законодательстве:

  • Нормативное

  • Фактическое

  • Процессуальное

«Отсутствие одного из этих оснований исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности»7

Наряду с признаками административной ответственности, она также характеризуется следующими особенностями:

  1. Административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов РФ, в отличие от мер административного принуждения, которые так же могут устанавливаться и подзаконными актами.

  2. Совершение лицом административного правонарушения считается основанием для привлечения его к административной ответственности. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям согласно ст 4.5, п. 4 КоАП РФ);

  3. «В соответствии с главой 23 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности осуществляется широким кругом должностных лиц и полномочных органов власти»8


Административная ответственность имеет ряд специфических черт, которые позволяют ей занять особое место в системе юридической ответственности, они сводятся к следующему. Во- первых, меры административной ответственности применяются и устанавливаются только к виновным в совершении правонарушений незначительной степени общественной ответственности. Во-вторых, меры применяются исключительно на правовой основе, в случаях, предусмотренных федеральными или региональными законами. В-третьих, носит промежуточный характер между уголовной и дисциплинарной ответственность, при малозначительности правонарушения.

    1. Принципы административной ответственности


Административной ответственности, как разновидности государственного принуждения, присущи общие признаки, так как она имеет возможность устанавливаться как законами, так и подзаконными актами. Это говорит о том, что административная ответственность имеет личную нормативную основу. В свою очередь нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.

Административная ответственность, как институт административного права организуется на следующих основополагающих идеях (принципах):

  • Законности;

  • Объективной истины

  • Вины

  • Равенства перед законом;

  • Справедливости и целесообразности ответственности;

  • Неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

  • Индивидуализации мер ответственности;

  • Гласности

  • Гуманизма

Принцип законности привлечения административной ответственности может применяться только за такие противоправные деяния, которые образуют составы административных правонарушений, которые определены соответствующим законом. Назначения наказания должно соответствовать нормам статьи, устанавливающих административную ответственность за правонарушение.

Принцип объективной стороны говорит о том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении. В принцип входит познание обстоятельств, имеющих значение по делу, входящих в предмет доказывания. Получение доказательств, для подтверждения обстоятельств, которые подлежат доказыванию. И, конечно, исследование всех обстоятельств, изученных в ходе дела.