Файл: Административная ответственность понятие, общая характеристика и субъекты.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип вины гласит, что лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого была установлена вина данного лица. Никто не может быть привлечен к административной ответственности, если его вина не будет доказана. Лицо, считается невиновным, до тех пор, пока оно не будет признанно виновным в соответствии с законом КоАП РФ.Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип вины распространяются на физических и на юридических лиц в равной мере.
Принцип равенства перед законом то и значит, что все равны перед законом. Физические лица несут административную ответственность независимо от расы, пола, национальности, религии или других обстоятельствах. Юридические лица несут административной ответственности не зависимо от места нахождения, формы собственности и подчинения.
Принцип справедливости и целесообразности означает, что при привлечении к административной ответственности должны учитываться обстоятельства смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность. Иными словами, меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за правонарушение должны быть немедленно, применены оперативно и незамедлительно.
«Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя не должны причинять физическому лицу страдания или унижать его человеческое достоинство, если правонарушитель – физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель – юридическое лицо»9
Принцип индивидуализации мер ответственности способствует обеспечению наложения соответствующего справедливого взыскания.
Принцип гласности содержится в актах административного нормотворчества, которые вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования.
-
Субъекты административной ответственности-
Физические и юридические лица, как субъекты административной ответственности
-
Субъектами административной ответственности являются лица, совершившиеся административные правонарушения, которыевпоследствии признаются правонарушителями по законодательству об административных правонарушениях и впоследствии наказываются. Фактическое основание административной ответственности будет зависеть от субъекта, который совершил то или иное нарушение правил, установленных законом. Субъекты правонарушения претерпевают правоограничения материально-имущественного или иного характера.
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. В некоторых случаях субъектом административной ответственности могут быть лица, которые фактически не совершали никакое правонарушение.
Законодатель предлагает выделять следующие группы субъектов административной ответственности:
-
Общий (физические лица, юридические лица) -
Специальный (должностные лица, законные представители, иностранные граждане, лица без гражданства и иные) -
Особый (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица, имеющие специальные звания и иные)
Субъектов института административной ответственности можно разделить на три группы.
Первую группу субъектов института административной ответственности составляют органы, уполномоченные от имени государства. Эти субъекты называются субъектами административной юрисдикции.
Вторую группу составляют организации, которые имеют статус юридического лица, а также физические лица, совершившее административное правонарушение, обладающие административной деликтоспособностью.
"Административной деликтоспособностью считается способность физического лица или организации нести административную ответственность за совершенное административное правонарушение»10
Третья группа распространяется и на иных участников административных правоотношений, складывающихся в привлечении юридического либо физического лица, которое совершил административное правонарушение, к административной ответственности. В эту группу отнесены представители лица, привлекаемого к административной ответственности, понятые, свидетели, специалисты, эксперты, адвокаты, которые участвуют в производстве по делам об административных правонарушениях.
Как справедливо отмечал профессор В. Д. Сорокин, «проблема ответственности юридических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов различной формы собственности, возникла под влиянием потребностей самой жизни, нарождающихся экономических условий, вызванных возвращением в стране частной собственности»11
Согласно статье 2.10 КоАП РФ сформулировано официальное определение административного правонарушения, под которым понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации оба административных правонарушениях или законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридические лица также несут административную ответственность за совершение административных правонарушений на условиях, указанных в статьях раздела 2 (Особенной части) Кодекса об административных правонарушений или законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ устанавливает большое количество административных правонарушений, за совершение которых ответственность возлагается на юридических лиц.
В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в рамках санкций, предусмотренных для юридических лиц.
В отношении юридических лиц в настоящее время закон установил более высокие размеры административных штрафов. «Это призвано обеспечения выполнения юридическими лицами установленных государством правил и норм и исключить возможность появления таких ситуаций на практике, когда юридическому лицу выгоднее оплатить административный штраф в незначительном размере и продолжить нарушение законодательства, получая при этом значительную экономическую выгоду»12
Административный штраф, налагаемый на юридических лиц, достигает максимального назначения наказания в размере в 1 миллион рублей. Помимо штрафных санкций к юридическим лицам применяются и предупреждения, возмездное изъятие оружия и конфискация орудий или предметов совершения административного правонарушения, административное приостановление деятельности.
Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ:«Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо»
13
Законодатель предусмотрел возможность применения карательных мер административного наказания и к юридическим и физическим лицам, за совершение одного правонарушения одновременно.
В соответствии с ч.3-8 ст. 2.10 КоАП РФ,в которые входит вновь привлечение реорганизованных юридических лиц к ответственности определяется по определенным правилам:
-
«3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.»14
-
«При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо»15
Субъектами административного правонарушения, согласно ч. 1 ст.2.3.КоАП РФ: «Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет»
16
Дела об административных правонарушениях, совершенными несовершеннолетним, рассматриваются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые образуются муниципальными органами.К несовершеннолетним не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест.
Согласно с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ:
«С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».17
Что касается Военнослужащих и призывников на военные сборы граждане, то они несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 149518.
При совершении правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях наравне с иными категориями граждан.
Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в ст. 2.6 КоАП РФ.
Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации.
Лицо без гражданства понимается физическое лицо, не являющее гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, не подлежат административной ответственности. Вопрос об административной таких граждан, совершивших административное правонарушение на территории РФ, допускается в соответствии с нормами международного права.
Наряду с другими административными наказаниями КоАП РФ предусматривает применение особой меры административного наказания к иностранным гражданам и лицам без гражданства – административное выдворение за пределы Российской Федерации.
-
Основания освобождения от административной ответственности
Основания, освобождающие от административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, делятся на общие и специальные. Это связанно с возрастом физического лица либо его определенным поведением.