Файл: Вопрос 1 Предмет, метод, место Теории государства и права в системе наук и её роль. Вопрос 2 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Вопрос 3 Догосударственный строй..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. По характеру подчиненности: на вертикальные (прокуратура, суд) и вертикально-горизонтальные (милиция, госуд. Банки)
6. По срокам полномочий: на постоянные (прокуратура, суд) и временные (администрация в условиях режима ЧП)
7. По порядку осуществления компетенции: на коллегиальные (правительство) и единоличные (Президент)
8. По правовым формам деятельности: на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
9. По характеру компетенции: на органы общей компетенции (правительство) и органы спец. компетенции , в какой-либо одной сфере ( министерства).
Вопрос 14. Государственный аппарат.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность госорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти.
Признаки:
-
Целостность -
Имеет аппарат принуждения -
Первичный структурный элемент – гос. Органы и учреждения -
С его помощью осуществляется власть и выполняются функции государства
С труктура:
Принципы:
-Приоритет прав и свобод человека и гражданина
- Демократизм
- Разделение властей
- Законность, обязательность соблюдения конституцию законов и подзаконных актов
- Гласность, информированность общественности о деятельности гос. Органов
- Федерализм, учета интересов регионов
- Профессионализм, использование наиболее квалифицированных работников
Государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом, однако гос механизм более широкое понятие, чем гос аппарат. В данном вопросе гос аппарат нужно рассматривать как неотъемлемую часть механизма государства поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями в механизм государства входят и др. государственные организации, которые органами государства не являются. (Школы, больницы и гос предприятия).
Виды механизма:
-
Органы государства -
Госучреждения -
Государственные предприятия.
Вопрос 15. Принцип разделения властей, его история и суть.
Разделение властей - политическая теория, правовая доктрина и реализуемый на практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма
Основные положения теории разделения властей следующие:
-
разделение властей закрепляется конституцией; -
согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам; -
все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; -
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; -
судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства.
Самым авторитетным мыслителем был Дж Локк. Именно его идея была заложена в первоначальное развитие разделения властей (Разделение законодательной и исполнительной власти является гарантией политической свободы )
-
Законодательная власть обладает правом создавать законы и имеет право указывать как правильно должна быть употреблена власть (сила государства). -
Исполнительная власть создана для исполнения и надзора за выполнением законов, а также выноси решения по конкретным делам и исполнят их. -
Федеративная власть направлена на обеспечение безопасности общества.
Свою классическую трактовку теория разделения властей получила благодаря учениям Монескье. Он подобно Локку был приверженцем разделения властей. Однако идея Монескье отличалась от Локка, у которого разделение властей трактуется как их сотрудничество на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, тем, что он подчеркивал необходимость полного разделения властей – равновесия силы каждой вести.
-
Законодательная власть выступает лишь выражением общей воли государства – основное назначение – выявить право и сформулировать его в виде законов. -
Исполнительная власть выступает в качестве исполнительного органа общей воли государства – исполняет законы. -
Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц – идти по воле закона.
Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Вопрос 16. Понятие формы государства.
Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:
-
Формы правления -
Формы государственного устройства -
Политического режима
Два подхода к форме государства:
-
Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом. -
Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).
Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.
По форме правления государства подразделяются на монархии (абсолютная и конституционная) и республики.
К признакам монархии относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.
Форма государственного устройства
— это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.
По этой форме государства подразделяются на унитарные (территориальная единица) и федеративные (децентрализованное государство)
Государственный (политический) режим - форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.
Классификация государственных режимов: демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).
Вопрос 17. Форма правления. Монархические и республиканские формы правления.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти и их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании:
-
в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве); -
в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форма правления показывает:
-
как создаются высшие органы власти в государстве; -
их структуру; -
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами; -
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами; -
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Разделяют два вида формы правления: монархию и республику.
Монархия как форма правления
Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально или фактически принадлежит одному лицу, которое получает эту власть в порядке престолонаследия.
Признаки монархии
Власть монарха продолжается практически пожизненно, не ограничена каким-либо сроком (исключения составляют чрезвычайные обстоятельства — дворцовый переворот, отречение и т.п.).
Можно выделить следующие признаки монархии:
-
Бессрочность и несменяемость
Существует единоличный глава государства, который пользуется властью пожизненно. Власть монарха суверенна и верховна и включает в себя все три ветви власти.
-
Наследуемость
Монарх передает власть по наследству, население не имеет никакого отношения к передаче власти.
-
Отсутствие юридической ответственности
Монарх не несет юридической ответственности: за принимаемые решения несут ответственность лица, действующие от имени монарха.
Виды монархии
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть.
Правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)
Абсолютная монархия обычно сочетается с авторитарным режимом, при котором существенно ограничены права личности, народ полностью отстранен от власти или различными способами принуждается к выражению одобрения любых действий правителя, демонстрируя «всеобщее одобрение».
Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, что фиксируется в конституции