Файл: Вопрос 1 Предмет, метод, место Теории государства и права в системе наук и её роль. Вопрос 2 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Вопрос 3 Догосударственный строй..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. По характеру подчиненности: на вертикальные (прокуратура, суд) и вертикально-горизонтальные (милиция, госуд. Банки)

6. По срокам полномочий: на постоянные (прокуратура, суд) и временные (администрация в условиях режима ЧП)

7. По порядку осуществления компетенции: на коллегиальные (правительство) и единоличные (Президент)

8. По правовым формам деятельности: на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

9. По характеру компетенции: на органы общей компетенции (правительство) и органы спец. компетенции , в какой-либо одной сфере ( министерства).

Вопрос 14. Государственный аппарат.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность госорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти.

Признаки:

  • Целостность

  • Имеет аппарат принуждения

  • Первичный структурный элемент – гос. Органы и учреждения

  • С его помощью осуществляется власть и выполняются функции государства

С труктура:


Принципы:

-Приоритет прав и свобод человека и гражданина
- Демократизм
- Разделение властей
- Законность, обязательность соблюдения конституцию законов и подзаконных актов
- Гласность, информированность общественности о деятельности гос. Органов
- Федерализм, учета интересов регионов
- Профессионализм, использование наиболее квалифицированных работников

Государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом, однако гос механизм более широкое понятие, чем гос аппарат. В данном вопросе гос аппарат нужно рассматривать как неотъемлемую часть механизма государства поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями в механизм государства входят и др. государственные организации, которые органами государства не являются. (Школы, больницы и гос предприятия).

Виды механизма:

  • Органы государства

  • Госучреждения

  • Государственные предприятия. 

Вопрос 15. Принцип разделения властей, его история и суть.

Разделение властей - политическая теория, правовая доктрина и реализуемый на практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.


В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма

Основные положения теории разделения властей следующие:

  • разделение властей закрепляется конституцией;

  • согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

  • все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

  • никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

  • судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства.

Самым авторитетным мыслителем был Дж Локк. Именно его идея была заложена в первоначальное развитие разделения властей (Разделение законодательной и исполнительной власти является гарантией политической свободы )

  1. Законодательная власть обладает правом создавать законы и имеет право указывать как правильно должна быть употреблена власть (сила государства).

  2. Исполнительная власть создана для исполнения и надзора за выполнением законов, а также выноси решения по конкретным делам и исполнят их.

  3. Федеративная власть направлена на обеспечение безопасности общества.

Свою классическую трактовку теория разделения властей получила благодаря учениям Монескье. Он подобно Локку был приверженцем разделения властей. Однако идея Монескье отличалась от Локка, у которого разделение властей трактуется как их сотрудничество на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, тем, что он подчеркивал необходимость полного разделения властей – равновесия силы каждой вести.

  1. Законодательная власть выступает лишь выражением общей воли государства – основное назначение – выявить право и сформулировать его в виде законов.

  2. Исполнительная власть выступает в качестве исполнительного органа общей воли государства – исполняет законы.

  3. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц – идти по воле закона.


Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Вопрос 16. Понятие формы государства.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти;
в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:

  1. Формы правления 

  2. Формы государственного устройства 

  3. Политического режима 

Два подхода к форме государства:

  1. Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.

  2. Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии (абсолютная и конституционная) и республики.

К признакам монархии относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Форма государственного устройства
 — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные (территориальная единица) и федеративные (децентрализованное государство)

Государственный (политический) режим - форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

Классификация государственных режимов: демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).

Вопрос 17. Форма правления. Монархические и республиканские формы правления.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти и их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании:

  • в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве);

  • в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве;

  • их структуру;

  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;

  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами;

  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.


Разделяют два вида формы правления: монархию и республику.


Монархия как форма правления


Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально или фактически принадлежит одному лицу, которое получает эту власть в порядке престолонаследия.


Признаки монархии



Власть монарха продолжается практически пожизненно, не ограничена каким-либо сроком (исключения составляют чрезвычайные обстоятельства — дворцовый переворот, отречение и т.п.).

Можно выделить следующие признаки монархии:



  • Бессрочность и несменяемость

Существует единоличный глава государства, который пользуется властью пожизненно. Власть монарха суверенна и верховна и включает в себя все три ветви власти.

  • Наследуемость

Монарх передает власть по наследству, население не имеет никакого отношения к передаче власти.

  • Отсутствие юридической ответственности

Монарх не несет юридической ответственности: за принимаемые решения несут ответственность лица, действующие от имени монарха.

Виды монархии



Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть.
Правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)

Абсолютная монархия обычно сочетается с авторитарным режимом, при котором существенно ограничены права личности, народ полностью отстранен от власти или различными способами принуждается к выражению одобрения любых действий правителя, демонстрируя «всеобщее одобрение».

Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, что фиксируется в конституции