Файл: Колб доказывал, что истинное учение невозможно без прохождения всех стадий цикла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 11.
Колб разработал цикл приобретения конкретного опыта:

1) индивидуум совершает какое-то действие,

2) затем размышляет над своим опытом, приходит к общему выводу

3) и планирует изменения в своем поведении на будущее.

Колб доказывал, что истинное учение невозможно без прохождения всех стадий цикла (рис. 3).

Конкретный опыт

АКТИВИСТ





Рефлексивное наблюдение

МЫСЛИТЕЛЬ

Применение на практике

ПРАГМАТИК





Теоретические концепции

ТЕОРЕТИК

Рис. 3. Цикл обучения Колба
Кроме того Колб полагал, что разные люди имеют разный набор способов обучения.

  1. Некоторые из нас подходят к делу довольно активно. Мы хотим испытать на себе предмет изучения. Например, ныряем в бассейн и смотрим, что получится (т.е. погружаемся в задачу с головой). АКТИВИСТ.

  2. А вот некоторые предпочитают вначале подумать! Поразмыслить о чужом опыте, прежде чем действовать. МЫСЛИТЕЛЬ.

  3. ТЕОРЕТИКИ выясняют, как плавание соотносится с другими видами спорта или исследуют методы ныряния других млекопитающих.

  4. ПРАГМАТИКИ примеряют будущее действие на себя – их интересует, как плавание повлияет на достижение поставленных целей.

Пища для размышлений. Если бы вы писали книгу о переменах и хотели передать будущим читателям максимум знаний, вам бы понадобилось:

  • провести эксперимент (активист);

  • достаточное количество вопросов для размышления (мыслитель);

  • тщательно исследовать различные модели (теоретик);

  • иллюстрировать ваши мысли примерами и включить полезные инструменты, техники и приложения (прагматик).


Мы не просто отдаем предпочтение какой-то из перечисленных моделей поведения, мы не можем выйти за ее рамки.

Роджерс считал, что каждый человек стремится совершать хорошие поступки и расти над собой, но получится ли это у него, зависит от отношений с окружающими. То есть если ребёнку с детства твердили, что он недостоин похвалы и одобрения, то и положительных поступков от него ждать не прийдётся. Но если человек чувствует, что его действия замечены и оценены по достоинству, то стремление к добру будет основной чертой человека.

Роджерс выделял три основных условия успеха индивидуальных изменений:

Искренность и согласованность. Вы должны осознавать свои чувства, быть настоящим, аутентичным (подлинным). Исследования Роджерса показали, что, чем искренней и согласованней отношения, тем больше вероятность изменения личности клиента.

Безусловное положительное отношение. Подлинное желание выслушать клиента и принятие любых его чувств. Какие бы эмоции клиент ни испытывал, будь то гнев, страх, ненависть, все у него в порядке. То есть под эмоциями скрывается нормальный человек.

Понимание и сопереживание. По словам Роджерса, «это всего лишь мое восприятие чувств и мыслей, которые вам кажутся такими ужасными или такими слабыми, сентиментальными, странными, - мое и ваше восприятие, я принимаю их и вас, вы свободны исследовать все тайные закоулки вашего внутреннего и часто скрытого опыта».

Роджерс выделил и охарактеризовал семь стадий процесса индивидуальных изменений человека. Следующие характеристики последовательно повторяются на каждой стадии, описанной Роджерсом (1967):

Первая:- неохотно рассказывает о себе, говорит исключительно о внешних факторах; не желает изменяться.

Вторая: появляется словесная оценка; распознает проблемы, но не воспринимает их как внешние; не испытывает личной ответственности.

Третья: немного говорит о себе, но только в третьем лице; распознает противоречия; личный выбор кажется бесплодным.



Четвертая: более остро воспринимает давние чувства; испытывает недоверие и страх от прямого выражения чувств; понемногу исследует строение своей личности.

Пятая: свободно выражает чувства по поводу настоящего; повышается личная ответственность; ясно понимает противоречия и несоответствия.

Шестая: себя осознает уже не как объект, но как чувствующий субъект; сокращается несоответствие между опытом и осознанием.

Седьмая: испытывает и принимает в настоящем новые чувства; в основном верит в процесс изменений; твердо осознает себя в процессе изменений;

устройство личности реформируется, становится гораздо менее жестким; испытывает чувства личной ответственности и выбора.

В работе Роджерса есть несколько ключевых понятий, необходимых для управления изменениями в организациях и на индивидуальном уровне:

Создается облегчающая изменения среда через достоверность, положительное отношение и эмпатическое понимание, обеспечивающие рост и развитие. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Эмпатическое понимание - форма понимания и объяснения, достигаемая путем воображения себя непосредственно в роли.

При наличии облегчающей среды и правильной позиции агента изменений мышление и чувства клиента становятся более гибкими. Клиенты принимают более высокий уровень ответственности за свое положение и получают больше вариантов выбора.

Итак, рост и развитие отдельных людей в организации определяют три основных условия успеха: искренность и согласованность; безусловное положительное отношение; понимание и сопереживание.

Роджерс выделил и охарактеризовал семь стадий процесса индивидуальных изменений человека.

Роджерс определил ключевые понятия, необходимые для управления изменениями в организациях и на индивидуальном уровне: облегчающая изменения среда через достоверность, положительное отношение и эмпатическое понимание; агенты изменений.
Вопрос 15

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Бихевиористский подход заключается в изменении поведения одного человека другим при помощи поощрений и наказаний для достижения определенных результатов. Согласно бихевиористскому подходу внимание надо уделять поведению персонала и руководства. Цель - изменение поведения. X


Когнитивный подход — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира .

Специалистов же в когнитивной психологии больше интересовала способность человека решать проблемы. Они изучали мозговые процессы, не принимаемые в расчет бихевиористами.

Когнитивная теория основана на предположении, что эмоции и проблемы являются результатом способа нашего мышления. Люди реагируют на ситуацию определенным образом, в зависимости от того, как они ее оценивают. Изменив свой процесс мышления, можно изменить свою реакцию.

Когнитивный подход построен на основе бихевиоризма, однако поведение рассматривается в контексте убеждений, при этом большее внимание уделяется результатам.

Психодинамический подход полезен для менеджеров, имеющих дело с реакцией персонала на перемены. Рассмотренные модели позволяют разобраться, почему люди реагируют именно так, а не иначе и что происходит при этом в их внутреннем мире. Человек вряд ли осознает, что переживает несколько стадий. Он просто испытывает различные эмоции (или впадает в эмоциональный ступор), которые можно объединить в несколько групп с определенными названиями. В то же время любой наблюдатель замечает влияние этих эмоций на поведение человека