Файл: Л1 Основные фонды предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специалисты – работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, а также работники, не имеющие специального образования, но занимающие определенную должность.

Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, кассиры, делопроизводители, секретари, статистики и др.).

Младший обслуживающий персонал - лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).

Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру кадров (персонала) предприятия, цеха, участка. Структура кадров также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т.п.
Cтруктура ППП

Профессионально-квалификационная структура персонала складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Под профессией обычно понимают вид (род) трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. Квалификация характеризует меру овладения работниками данной профессией и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях. Тарифные разряды и категории также являются и показателями, характеризующими уровень сложности работ.

Применительно к характеру профессиональной подготовленности работников используется и такое понятие, как специальность, определяющее вид трудовой деятельности к рамках одной и той же профессии (к примеру, профессия – токарь, а специальности – токарь-расточник, токарь-карусельщик). Дифференциация в специальностях по одной и той же рабочей профессии чаще всего связана со спецификой применяемого оборудования.

Под влиянием научно-технического прогресса происходит изменение численности и удельного веса отдельных профессий и. профессиональных групп производственного персонала. Численность инженерно-технических работников и специалистов увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с ростом численности рабочих при относительной стабильности удельного веса руководителей и технических исполнителей. Рост числа этих категорий работников обусловлен расширением и совершенствованием производства, его технической оснащенности, изменением отраслевой структуры, появлением рабочих мест, на которых необходима инженерная подготовка, а также возрастающей сложностью выпускаемой продукции. Очевидно, что подобная тенденция сохранится и в будущем.

На структуру ППП влияют следующие факторы:

  • уровень механизации и автоматизации производства;

  • тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый);

  • размеры предприятия;

  • организационно-правовая форма хозяйствования;

  • сложность и наукоемкость выпускаемой продукции;

  • отраслевая принадлежность предприятия и др.


Системы подготовки и переподготовки ППП

Одно из основных направлений эффективности системы управления персоналом - подготовка работников предприятия. Существует несколько видов обучения:

  • без отрыва от производства в специализированных учреждениях;

  • с отрывом от производства в специализированных учреждениях;

  • через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;

  • самообразование без аттестации;

  • на рабочем месте.

Весьма важными являются знание существующих методов, приемов обучения и умение рационально их использовать в управленческой деятельности. Среди значительного многообразия методов и приемов целесообразно выделить следующие из них:

  • рабочие инструкции – для работ, не требующих специального или длительного обучения;

  • переходное обучение – на курсах с использованием тренажеров:

  • имитация – аналогия или воспроизведение реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или отличается большой сложностью (например, подготовка летчиков);

  • ролевые игры;

  • обучение претендентов для расширения кругозора и улучшения мыслительного процесса;

  • фильмы или телепередачи;

  • лекции;

  • дискуссии;

  • ротация – временное использование кадров на других постах (важна для обучения менеджеров);

  • использование персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях промышленности;

  • дистанционное обучение.

Руководство предприятия должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или отдельного работника.

Переподготовка персонала – это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом.



Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации - закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.

Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др.

Производственно-технические курсы создаются с целью оказания помощи рабочим в освоении работ более высокого квалификационного разряда.

Школы по изучению передовых методов труда организуются с целью распространения опыта передовиков производства. Обучение проводится путем инструктажа, показа наиболее производительных приемов и методов, взаимного обмена опытом передовых рабочих.

Курсы по обучению вторым и смежным профессиям и специальностям создаются с целью расширения производственного профиля рабочих, которые получают дополнительные знания и навыки по смежным работам или овладевают специальностью рабочих, занятых с ними в одной бригаде.

Курсы целевого назначения организуются для решения конкретной задачи – при внедрении новых машин, аппаратов, технологий.

Наиболее массовая форма повышения квалификации специалистов – институты повышения квалификации, где ИТР и служащие предприятий, организаций проводят краткосрочное обучение.

Присвоение рабочим разрядов, повышение в должности специалистов осуществляется с учетом их подготовки, которая становится необходимой составной частью подготовки и повышения квалификации.

Л-8

Производительность труда

Производительность труда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Она определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы.

Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели
выработки (Вр) и трудоемкости (Тр) продукции, которые можно рассчитать по следующим формулам:

Вр = q / Чсп,

Тр = Т / q,

где q – объем произведенной продукции (выполненных работ) в натуральных единицах измерения; Чсп – среднесписочная численность рабочих, чел.;

Т – время, затраченное на производство всей продукции.

Различают производительность общественного труда, производительность живого (индивидуального) труда, локальную производительность.

Производительность общественного труда определяется как отношение темпов роста национального дохода к темпам роста численности работников сферы материального производства. Рост производительности общественного труда происходит при опережающих темпах роста национального дохода и тем самым обеспечивает повышение эффективности общественного производства.

Рост индивидуальной производительности труда отражает экономию времени, необходимого на изготовление единицы продукции, или количество дополнительного товара, произведенного за определенный период (минута, час, сутки и т. д.).

Локальная производительность это средняя производительность труда рабочих (работающих), рассчитанная по предприятию в целом или отрасли.

Основные требования к показателям производительности труда:

  • полностью учитывать все затраты труда на производство фиксированного количества продукции (услуг);

  • исключать искажающее влияние изменения ассортимента (номенклатуры) продукции, ее трудоемкости и материалоемкости;

  • исключать повторный счет при учете продукции (полуфабрикат, поступающий по технологической цепочке в следующее подразделение, не должен включать трудовые затраты предшествующего подразделения);

  • иметь логическое соизмерение количества и качества затраченного труда с размерами его оплаты;

  • обеспечивать универсальность и сравнимость показателей производительности труда на уровне участка, цеха, предприятия в целом;

  • обеспечивать необходимую степень точности измерения, то есть соблюдать принцип равной напряженности плана по труду.


Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. Различают три метода определения выработки: натуральный (в тоннах, метрах и т. п.), стоимостной (по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции), нормированного рабочего времени (в нормочасах).


Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), человеко-день (дневная), на одного работника в год, квартал или месяц (годовая, квартальная, месячная).

Трудоемкость – затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг.

Технологическая трудоемкость отражает все затраты труда основных рабочих-сдельщиков.

Производственная трудоемкость включает все затраты труда основных и вспомогательных рабочих.

Полная трудоемкость отражает затраты труда всех категорий персонала предприятия.

Факторы изменения производительности труда:

1) изменение технического уровня производства;

2) совершенствование управления, организации производства и труда;

3) изменение объема и структуры производства и др. Резервы увеличения производительности:

1) снижение трудоемкости продукции;

2) улучшение использования рабочего времени;

3) резервы улучшения структуры, повышения компетенции кадров, лучшего использования рабочей силы;

4) экономия материальных ресурсов, ликвидация брака.