ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специалисты – работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, а также работники, не имеющие специального образования, но занимающие определенную должность.
Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, кассиры, делопроизводители, секретари, статистики и др.).
Младший обслуживающий персонал - лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).
Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру кадров (персонала) предприятия, цеха, участка. Структура кадров также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т.п.
Cтруктура ППП
Профессионально-квалификационная структура персонала складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Под профессией обычно понимают вид (род) трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. Квалификация характеризует меру овладения работниками данной профессией и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях. Тарифные разряды и категории также являются и показателями, характеризующими уровень сложности работ.
Применительно к характеру профессиональной подготовленности работников используется и такое понятие, как специальность, определяющее вид трудовой деятельности к рамках одной и той же профессии (к примеру, профессия – токарь, а специальности – токарь-расточник, токарь-карусельщик). Дифференциация в специальностях по одной и той же рабочей профессии чаще всего связана со спецификой применяемого оборудования.
Под влиянием научно-технического прогресса происходит изменение численности и удельного веса отдельных профессий и. профессиональных групп производственного персонала. Численность инженерно-технических работников и специалистов увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с ростом численности рабочих при относительной стабильности удельного веса руководителей и технических исполнителей. Рост числа этих категорий работников обусловлен расширением и совершенствованием производства, его технической оснащенности, изменением отраслевой структуры, появлением рабочих мест, на которых необходима инженерная подготовка, а также возрастающей сложностью выпускаемой продукции. Очевидно, что подобная тенденция сохранится и в будущем.
На структуру ППП влияют следующие факторы:
-
уровень механизации и автоматизации производства; -
тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый); -
размеры предприятия; -
организационно-правовая форма хозяйствования; -
сложность и наукоемкость выпускаемой продукции; -
отраслевая принадлежность предприятия и др.
Системы подготовки и переподготовки ППП
Одно из основных направлений эффективности системы управления персоналом - подготовка работников предприятия. Существует несколько видов обучения:
-
без отрыва от производства в специализированных учреждениях; -
с отрывом от производства в специализированных учреждениях; -
через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях; -
самообразование без аттестации; -
на рабочем месте.
Весьма важными являются знание существующих методов, приемов обучения и умение рационально их использовать в управленческой деятельности. Среди значительного многообразия методов и приемов целесообразно выделить следующие из них:
-
рабочие инструкции – для работ, не требующих специального или длительного обучения; -
переходное обучение – на курсах с использованием тренажеров: -
имитация – аналогия или воспроизведение реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или отличается большой сложностью (например, подготовка летчиков); -
ролевые игры; -
обучение претендентов для расширения кругозора и улучшения мыслительного процесса; -
фильмы или телепередачи; -
лекции; -
дискуссии; -
ротация – временное использование кадров на других постах (важна для обучения менеджеров); -
использование персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях промышленности; -
дистанционное обучение.
Руководство предприятия должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или отдельного работника.
Переподготовка персонала – это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом.
Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации - закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.
Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др.
Производственно-технические курсы создаются с целью оказания помощи рабочим в освоении работ более высокого квалификационного разряда.
Школы по изучению передовых методов труда организуются с целью распространения опыта передовиков производства. Обучение проводится путем инструктажа, показа наиболее производительных приемов и методов, взаимного обмена опытом передовых рабочих.
Курсы по обучению вторым и смежным профессиям и специальностям создаются с целью расширения производственного профиля рабочих, которые получают дополнительные знания и навыки по смежным работам или овладевают специальностью рабочих, занятых с ними в одной бригаде.
Курсы целевого назначения организуются для решения конкретной задачи – при внедрении новых машин, аппаратов, технологий.
Наиболее массовая форма повышения квалификации специалистов – институты повышения квалификации, где ИТР и служащие предприятий, организаций проводят краткосрочное обучение.
Присвоение рабочим разрядов, повышение в должности специалистов осуществляется с учетом их подготовки, которая становится необходимой составной частью подготовки и повышения квалификации.
Л-8
Производительность труда
Производительность труда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Она определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы.
Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели
выработки (Вр) и трудоемкости (Тр) продукции, которые можно рассчитать по следующим формулам:
Вр = q / Чсп,
Тр = Т / q,
где q – объем произведенной продукции (выполненных работ) в натуральных единицах измерения; Чсп – среднесписочная численность рабочих, чел.;
Т – время, затраченное на производство всей продукции.
Различают производительность общественного труда, производительность живого (индивидуального) труда, локальную производительность.
Производительность общественного труда определяется как отношение темпов роста национального дохода к темпам роста численности работников сферы материального производства. Рост производительности общественного труда происходит при опережающих темпах роста национального дохода и тем самым обеспечивает повышение эффективности общественного производства.
Рост индивидуальной производительности труда отражает экономию времени, необходимого на изготовление единицы продукции, или количество дополнительного товара, произведенного за определенный период (минута, час, сутки и т. д.).
Локальная производительность это средняя производительность труда рабочих (работающих), рассчитанная по предприятию в целом или отрасли.
Основные требования к показателям производительности труда:
-
полностью учитывать все затраты труда на производство фиксированного количества продукции (услуг); -
исключать искажающее влияние изменения ассортимента (номенклатуры) продукции, ее трудоемкости и материалоемкости; -
исключать повторный счет при учете продукции (полуфабрикат, поступающий по технологической цепочке в следующее подразделение, не должен включать трудовые затраты предшествующего подразделения); -
иметь логическое соизмерение количества и качества затраченного труда с размерами его оплаты; -
обеспечивать универсальность и сравнимость показателей производительности труда на уровне участка, цеха, предприятия в целом; -
обеспечивать необходимую степень точности измерения, то есть соблюдать принцип равной напряженности плана по труду.
Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. Различают три метода определения выработки: натуральный (в тоннах, метрах и т. п.), стоимостной (по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции), нормированного рабочего времени (в нормочасах).
Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), человеко-день (дневная), на одного работника в год, квартал или месяц (годовая, квартальная, месячная).
Трудоемкость – затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг.
Технологическая трудоемкость отражает все затраты труда основных рабочих-сдельщиков.
Производственная трудоемкость включает все затраты труда основных и вспомогательных рабочих.
Полная трудоемкость отражает затраты труда всех категорий персонала предприятия.
Факторы изменения производительности труда:
1) изменение технического уровня производства;
2) совершенствование управления, организации производства и труда;
3) изменение объема и структуры производства и др. Резервы увеличения производительности:
1) снижение трудоемкости продукции;
2) улучшение использования рабочего времени;
3) резервы улучшения структуры, повышения компетенции кадров, лучшего использования рабочей силы;
4) экономия материальных ресурсов, ликвидация брака.