Файл: Учебник Русская литература Урок 1 (79) тема урока Вводный урок. Своеобразие темы Мечты и реальность в литературе. Цели обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет

Русская литература. 28.03

Ф.И.О. учителя




Учебник

Русская литература

Урок № 1 (79) тема урока

Вводный урок. Своеобразие темы «Мечты и реальность» в литературе.

Цели обучения

8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

Цели

Учащиеся смогут:

раскрыть своеобразие темы “Мечты и реальность” в литературе;обобщать свои представления в виде синквейна; самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения; составлять план;определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма)




Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)




Поразмышляй

1.Подумай над эпиграфом к уроку: “Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты” (Сократ)

Как вы понимаете это высказывание Сократа?




Изучи

Ссылки на видео, интернет-ресурсы, страницы учебника

1. Чтение вступительной статьи в учебнике “Мечты и реальность” стр.106-107.

2.Прочитать вступительную статью о поэте М.Ю. Лемонтове стр.110-112

По данной статье учебника составьте 3“тонких” и 2 “толстых” вопросов.




Ответь

Вопросы по изученному материалу.

По ходу чтения вступительной статьистр. 106-107 ответьте на вопросы, заполнив таблицу .

Какие произведения будем изучать в этом разделе?

(автор, произведение)

Жанр произведения

В чем особенность каждого из этих произведений?



















Вопросы учителя по изученному материалу

  1. Что такое мечта в вашем понимании? Отличается ли мечта от цели?

  2. Есть ли у вас мечта? Что у вас возникает в воображении при словосочетании “моя мечта”?

  3. Различаются ли мечты юношей и девушек?

  4. Как вы думаете, сбываются ли мечты в реальной жизни? Имеет ли место столкновение мечты и реальности?Какие книги, посвященные этой теме, вы читали? Что вам в них нравится / не нравится?

- Что вы знаете о судьбе М. Ю. Лермонтова из предыдущих лет обучения в школе?

-Какие произведения М. Ю. Лермонтова изучали?

-Прочитайте наизусть полюбившиеся стихотворения.

-В каких стихотворениях поэта проявляются черты романтизма:

яркие характеры, исключительные ситуации, устремленность в недостижимый идеал?

Составьте синквейны с ключевыми словами «мечта» и «реальность»







Чтение и анализ статъи учебника

Прочитать статью учебника стр. 108-110

Михаил Юрьевич Лермонтов. “Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала”.

составить кластер «М.Ю.Лермонтов» .

Что вы узнали о поэте?

По данной статье учебника составьте

2 “тонких” и 2 “толстых” вопросов.

2. Как вы объясните эпиграф к статье

«Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала». Почему поэт так написал?

Дополнительно: Интересные факты о жизни М.Ю.Лермонтова. https://www.youtube.com/watch?v=kcKAkx7ACk0





Домашнее задание

Прочитайте в учебнике

«История создания поэмы» стр.129-130

Работа над жанром произведения

Вспомните, что такое романтизм как литературное направление, и покажите, как отразились в поэме его основные черты. Как проблематика поэмы связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба? Укажите признаки жанра поэмы.

(РОМАНТИЗМ -литературное направление, появившееся в конце XVIII — начале XIX века сначала в Западной Европе, потом в России.

Характерные черты романтизма: неприятие действительности, стремление к идеальному миру; принцип романтического двоемирия: противопоставления мира реального (обыденного) и мира идеального)

Аналитическая работа

Работа над языком произведения

  1. С помощью каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа и передает романтический мотив единения человека с природой?

картины природы М.Ю. Лермонтов рисует с помощью эпитетов ("лист прозрачно-золотист", "волшебные, странные голоса", "страшно бледен был и худ"), метафор ("сиянье дня", "прах вился столбом", "небесный свод", "растений наряд", "небесные слёзы", "кудри виноградных лоз"), сравнений ("грозди, серёг подобье дорогих", "гибок, как тростник", "как серна гор, пуглив и дик"), олицетворений ("играющий на солнце лист", "поглощаем был волной", "дохнули сонные кусты", "выл, крутясь, сердитый вал").

Найдите примеры эпитетов, метафоры, антитезы, олицетворения. Заполните таблицу в учебнике.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» на стр 111-131.

  1. Как Мцыри попал в монастырь?

  2. Автор не описывает монастырскую жизнь, а передает лишь краткие замечания Мцыри о ней. Что мы узнаем о жизни Мцыри в монастыре?

  3. Примирился ли Мцыри со своей участью? Докажите на конкретных примерах. Что символизирует для героя монастырь, пребывание в нем? Подтвердите примерами из текста.

  4. Каким вы представляете себе главного героя? 0 чем мечтает Мцыри?

Составление кластера с ключевым словом мечта “глазами” Мцыри.

Составить цитатный план к поэме

А,В ( высокий, средний уровень) к поэме.

С (низкий уровень сложности) – простой план .

Чтение или прослушивание поэмы «Мцыри» https://www.youtube.com/watch?v=x4jrCUusy-M – аудиокнига - 35 мин.




Рефлексия

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научилась…

Я смогу…

Я попробую…

Теперь я знаю


Приложение №1.



Приложение № 2.



1.Ответьте на вопросы

  1. Как вы понимаете слова Сократа « Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты»

  2. Что такое мечта в вашем понимании? Отличается ли мечта от цели?

  3. Есть ли у вас мечта? Что у вас возникает в воображении при словосочетании «Моя мечта»?

  4. Как вы думаете, сбываются ли мечты в реальной жизни?

2. Прочитайте статью в учебнике на стр.106-107.

Составьте вопросы к прочитанному тексту. Попробуйте устно рассказать о том, какие произведения вы будете изучать в данном разделе, к каким жанрам они относятся, о чём повествуют данные произведения.

З. Составьте синквейны с ключевыми словами «мечта» и «реальность»

4.Обратная связь. Прочитайте в учебнике поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» на стр .111-129, запишите вопросы, возникшие в процессе чтения.