Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра Психологии и педагогики
Рейтинговая работа 1 (реферат)
по дисциплине Общая педагогика
Задание/вариант № 2
Тема
«Образование как социальный феномен»
Выполнена обучающимся группы Приходько Г.В.
(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель _____________________________
Москва 2020
Содержание
Введение 2
1. Образование как социокультурный феномен 4
2. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 9
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
Образование принято рассматривать как способ вхождения человека в мир науки и культуры. «Культура» в переводе с латинского языка – «взращивание», то есть самосовершенствование. Образование представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение и развитие специализированных навыков, направленных на получение практических навыков как конечную цель. Это духовный процесс формирования и развития человека как личности, важное культурно-историческое явление, направленное на передачу, накопление и сохранение духовной культуры народа, его этноса и жизненного опыта человечества как в общем смысле, так и по отношению к конкретным сферам и освоению конкретных наук [1].
В целом это уникальный способ посвящения человека в культурно-научный мир, направленный на формирование человеческой личности. Образование является не только транслятором культуры, но и помогает человеку приспосабливаться к быстроменяющимся условиям современного общества, способствует приумножению мировой культуры и знаний людей.
Человек становится полноценным членом общества, начинает понимать свою роль в нем и успешно реализовывать ее. Образование является многоплановым культурным феноменом, который, в свою очередь, реализует следующие функции:
1. Обеспечение полноценной социализации личности человека;
2. Организация трансляции культурного наследия человечества;
3. Развитие и сохранение этнических и исторических традиций;
4. Ускорение перемен в культурной и общественной жизни;
5.Создание условий для эффективной преемственности между поколениями.
Главными функциями образования являются:
1. Гуманитарная – сохранение нравственности, духовности, психического и физического здоровья;
2. Культурно-созидательная – воспроизведение, сохранение, передача и трансляция культурного наследия общества.
3. Социологизаторская – создание условий с помощью которых каждый человек приобретает свой собственный опыт, который совершенствует в течении жизни.
Одной из самых актуальных проблем современного общества 21 века является проблема взаимосвязи культуры и образования как взаимосвязанного комплекса культурологического наследия человечества.
В данном случае культура выступает как дидактическая единица образования, является главной составляющей культурологической конструкции общества людей. Актуальность исследования заключается в необходимости показать насколько важно сохранить образование как культурное, образовательное пространство, направленное на духовное развитие личности по отношению к тому, что роботизация человечества в некоторой степени замедляет развитие духовности и культуры в целом.
Основной целью данной рейтинговой работы является рассмотрение темы «Образование как социальный феномен», в связи с чем выделяются следующие задачи [2].
1. Рассмотрение теоретических понятий «образование», «культура», а также проблем и особенностей их формирования в современном обществе как дидактических единиц;
2. Проанализировать особенности направленности современного образования на гуманизацию содержания, внедрение в процесс гуманистических технологий воспитания и обучения, направленной на формирование творческой личности, способной успешно самореализоваться в рамках современного социума и существующей социокультурной ситуации.
3. Сформировать понятие «образование – важнейшая часть человеческой культуры современного социума», рассмотреть его важнейшие особенности, функции, то, какие его важнейшие составляющие являются основоопределяющими в формировании личности человека.
1. Образование как социокультурный феномен
Культура в образовании является важной предпосылкой, способствующей не только получению необходимых теоретических и практических знаний и умений, но и является результатом образования любого человека.
На протяжении всей истории взаимосвязь культуры и образования не раз была предметом исследования многих ученых, изучавший принцип культуросообразности, среди которых стоит отметить следующих: А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и многих других [3].
Все выше перечисленные факторы обеспечивают важность культурно-ценностного аспекта образования и соответствуют достигнутого обществом в целом уровня образования, включающего в себе уровень нравственности, а также развитие культуры, науки и государственности и в конечном итоге способствуют образованию так называемой культурологической образовательной парадигмы. М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно ориентированного образования:
- человек как высокоразвитая личность, субъект собственной жизни и индивидуального развития;
- обособленный подход к образованию как к культурно-формирующей среде, обеспечивающей развитие и самосовершенствование человека в образовательной среде;
- важнейшими способами самореализации человека как личности в этом случае являются творчество и диалог в составе культурологической концепции образования в современном мире.
Бондаревской Е. В. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования была сформирована в виде следующих принципов [4].
- основополагающий аспект – реформирование образования, заключающийся в переходе от идеологии к формированию культуры, в том числе и педагогической;
- образование является духовным обликом человека, главной составляющей его культурных духовных ценностей;
- конечной целью образования является личность человека;
- культурообразное содержание основывается основных принципах культурных образцов норм жизни;
- осуществление образования проходит в контексте мировой и национальной культуры, тесно связанной с гуманизацией образовательных процессов, направленных на опережающее развитие общества, которое тесно связано с интеграцией культуры и образования в единое целое;
- культурологический подход основывается на формировании личностно ориентированного образования, компонентами которого являются: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии.
Таким образом, формируется комплексный подход к образованию как к особому культурному процессу воспитанию и развитию свободной, активной, способной к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой в целом.
Культура и образование связаны между собой рядом общих факторов: объект – человек; общечеловеческие ценности – культура, образование, человек; функции – развитие, обучение, воспитание.
Творческий характер учебно-образовательной деятельности К.Д. Ушинский назвал искусством, которое можно также отнести к общим факторам образования. Основным аспектом культурологической парадигмы является ориентир не на сами знания, а на усвоение элементов культуры, обмен человеческими ценностями и их сохранение.
Целями образования являются цели, поставленные тем или иным обществом, в рамках которого они осуществляются. Но, тем не менее, оно должно базироваться на гуманизме – системе ценностных ориентаций, утверждающих ценность человека как личности, универсальной значимости человеческого бытия, способствующих гармонизации социально-экономической и духовной сфер жизни человека как центра наивысшего развития его личности.
Общечеловеческие ценности – это основные ценности, присущие всем социальным общностям, группам и народам как единое целое. Это ценности, которые носят общий характер, сформированные в виде заповедей: в виде заповедей: «не убий»; «не укради»; «не прелюбодействуй»; «не сотвори себе кумира»; и т.д. [5]. Воспитание молодёжи в духе этих ценностных ориентаций во все века и у всех народов считалось непременным условием её социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и не верующие люди, это ценности, предполагающие патриотизм, чувство любви и ответственности за свою Родину. Возрастание сложности мира и быстроты трансформации в нем, быстрое развитие информационных технологий и техники, постоянно требует от человека необходимости пополнять свои имеющиеся знания, постоянно учиться чему-то новому.
Стоит отметить, что при этом стоит проявлять внимание не только к естественным наукам, но и к философско-мировозренческим, а также е содержащим этно-ментальные знания. Подчеркивая роль образования и его роль в постоянно меняющемся, трасформирующемся мире, стоит отметить, что оно дает возможность повышать качество жизни людей, актуализировать интеллектуальные возможности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества. И при этом образование как уникальная духовная ценность должна стать приоритетным общенациональным достоянием для того, чтобы справиться со стоящими перед ним задачами. В общекультурном контексте образование метафорично описывается автором одной из современных концепций образования [6]. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование – это образ культуры, а для культуры оно – образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование – это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».
Образование в общем смысле представляет собой и является самостоятельной системой главной функцией которого является «обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития» [3].
Помимо вышесказанного, образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач:
- способствует распространению культуры и культурных ценностей;
- помогает дифференциации членов общества, способствует разделению общественного труда и помогает осуществлять контроль за квалификацией специалистов в различных областях деятельности;
- помогает социализации личности, создает условия для личностного и профессионального самоопределения;
- обеспечивает социальный контроль;
- способствует передаче знаний от старшего поколения к младшему.
Понятие «образование» в современной трактовке является многозначным и многогранным понятием, которое может рассматриваться и процесс получения образования, и как результат этого процесса, и как система образования, и как отрасль общественного производства. Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.
2. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство
Образование представляет собой педагогический процесс социализации личности, основанный на культурных ценностях: традициях, обычаях, историческом наследии культуры и науки. Это не только вхождение в мир культуры, но и средством становления человека как личности и профессионала, один из главных факторов социального прогресса.
Важным фактором являются образовательные цели, которые представляют собой ожидаемые результаты сложившейся системы образования в настоящем и будущем времени. Внешняя образовательная цель заключается в развитии общества в целом, внутренняя – развитие и совершенствование каждого члена общества.
Главными элементами образования являются цели, содержания, способы получения, объекты и субъекты, образовательная среда, конечный результат. Содержание являет собой следующую совокупность [5]