Файл: Образование как социальный феномен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- опыт ценностного отношения к миру;

- опыт осуществления разнообразных видов деятельности;

- опыт творческого решения проблем;

- комплекс знаний о природе, творчестве, человеке.

К способам получения образования в мировой практике относят:

- дневную и вечернюю форму;

- экстернат;

- дистанционное обучение;

- заочная форма обучения.

С ХХ века наблюдается процесс более глубокого образования по его видам:

- тип научных знаний – химическое, филологическое, математическое и др;

- доминирующее содержание образования – гуманитарное, естественно-научное, теоретическое, прикладное и др;

- вид освоения человеческой деятельности – музыкальное, техническое, медицинское;

- масштаб культурных ценностей – глобальное, национальное, европейское и др;

- тип образовательной системы – университетская, гимназическая, академическая и др;

- уровень образовательной системы – начальное, среднее, высшее и др.

Формами организации образовательного процесса в российской образовательной системе являются [6]

- урок 35-45 минут – обучение в школе;

- лекция 90 или 120 мин – форма обучения в вузе;

- семинар – практическое занятие учебной группы;

- лабораторный практикум – практическое занятие для проведения экспериментов с использованием оборудования;

- учебная экскурсия;

- групповые или индивидуальные занятия.

Образование наряду с наукой в современном мире играют решающую

роль. От них сегодня зависят многие общественные процессы и в целом состояние и дальнейшее развитие общества. «Научный и образовательный потенциал рассматривается крупнейшими мировыми державами в числе важнейших приоритетов цивилизационного развития и национальной стратегии безопасности».

Культурное пространство цивилизации рассматривается как перекресток, на котором культура как духовная составляющая общества является вертикалью, а цивилизация – горизонталью. А в середине этого пути находится человек, идущий по пути самосовершенствования.

В тоже время культура придает определенный импульс развитию образования, обуславливает образовательный процесс, который тесно связан с глобализацией общества. С другой стороны, образование также воздействует на культуру.

Как отмечает Л. П. Буева, «никакое социальное развитие невозможно при отношении к культуре, соответственно и образованию, по “остаточному принципу”. Культура в этом контексте есть функция и сфера человеческой жизни, сущностное
свойство собственно человеческого бытия, а образование – её живой “переводчик” и транслятор» [7]

При этом образование является не только способом передачи культурных традиций, но и способствует сохранению культуры, как общественной ценности, является одной из основных сил развития общества. Причем функции трансляция и сохранение тесно взаимосвязаны. Передавая культурные ценности, образование активно участвует в сохранении культуры.

Современная цивилизация породила товарно-денежные отношения, которые проникли во все сферы жизни людей. немецкий социолог У. Бек говорит, что «риски модернизации – это big business, большой бизнес. Цивилизационные риски – это бездонная бочка потребностей, которая без конца обновляется».

Люди, осуществляющие такие отношения, часто отступаю от моральных норм. В. Д. Исаев, «всё, что связано с культурой начинает рассматриваться как ненужное, лишнее, бесполезное. Всё присущее культуре становится ненужной, даже вредной шелухой». Для того, чтобы не было потерь важнейших культурных ценностей, трудно не согласиться со словами Н. М. Мамедова, который пишет: «Наличие высокой культуры у специалиста любого профиля не только желательное внешнее качество, но и необходимое, атрибутивное для его деятельности свойство, которое нуждается в особом, целенаправленном формировании» [8].

И это сегодня должно осознаваться не только педагогами, но и представителями высших органов государственной власти. Две важнейшие функции образования сохранения и развития должны двигаться во взаимодействии с культурой и цивилизацией, должны рассматриваться по мнению А. Ж. Кусжанова, «две функции образования являются диалектическими противоположностями, которые по отдельности противостоят друг другу, и лишь в неразрывном единстве обеспечивают реализацию сущностных характеристик образования» [7].

Таким образом, образование должно развитию современной цивилизации, способствовать сохранению ее духовной культуры и наследия, от которых сегодня зависит не только развитие конкретного человека, но и общества в целом. Оно является тем важным узлом, который связывает культуру и человеческую цивилизацию в единое целое, создавая тем самым оптимальную образовательную среду и условия для саморазвития и становления человека планеты. Транслируя картину мира, образование представляет собой фундаментальный эволюционный механизм в культурной эволюции людей. Отечественные философы, изучающие тенденции развития современного образования (Б.С. Гершунский, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, В.А. Дмитриенко и др.), подтверждают, что только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. Силы грядущей постиндустриальной цивилизации несут с собой информационно-коммуникативный тип культурного развития.


Образование является механизмом общественного интеллекта, способом выживания человечества на планете Земля, играет в 21 веке ключевую роль. Его главной задачей на этом этапе является воспроизводство новой культуры человечества, которое и в дальнейшем будет стремиться к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Центральная роль образования заключается, с одной стороны, в новых реалиях жизни, а с другой – выступает проводником этой культуры. Стоит отметить, что раньше в человеческой истории этот процесс носил длительный, затяжной характер, но в связи с ускорением современного темпа жизни, он уже значительно динамизирован по сравнению с прошлыми столетиями, где развитие шло более медленными темпами [6].

Важнейшей социальной функцией образования является подготовка человека к самостоятельной жизни, оно формирует образ человека на перспективу, закладывает основы, тенденции и перспективы развития будущего общества. Поскольку образование и культура могут рассматриваться как генетически единые «стороны» процесса становления и развития человеческой социальности, поскольку образовательные центры, любые исторические их формы должны быть и центрами культуры, «мастерскими» культуротворчества.

Образование как социальную систему можно рассматривать как самостоятельную систему, ориентированную на воспитание новых членов общества с целью получения новых знаний, умений, навыков, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, а также уровнем его материально-технического развития.

В тоже время оно является одним из самых сложных институтов социализации, выступает в качестве социального лифта, так как предопределяет качественные составляющие личности индивидуума и тем самым оказывает воздействие на социальную реальность, является социальным способом обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, а также тесно связано с развитием языка, речи, трудовой деятельности человека в целом.

Образование – это единый процесс духовного и физического развития личности, ориентированный на зафиксированные в общественном сознании эталоны, то есть это прежде всего социальное явление. Таким образом, образование - это не перечень научных знаний в различных областях деятельности, но и несет основные элементы социального опыта [8].


В современных условиях на первый план выходит формирование гармонично развитой личности, социальная эффективность которого выражается в многообразных формах утверждения гуманизма в обществе, является объективной общественной ценностью, отражает уровень культуры и экономики в тоже время является целенаправленной системой воспитания и обучения новых членов общества 21 века и способствует глобальным изменениям как внутри самой системы, так и в макросоциуме.

Заключение



В процессе анализа литературы и интернет-источников в данной работе показано, что человек становится личностью в процессе социализации, главную функцию которой выполняет образование. Данные задачи решаются как различными институтами, так и самим человеком, стремящимся в течении жизни к развитию и самосовершенствованию.

Образование стало особой сферой жизни с тех самых пор, когда процесс передачи знаний выделился из разнообразных сфер деятельности и стал важным социальным опытом, процессом передачи культуры, которое стало движущей силой современного общества, без него дальнейшее развитие человечества невозможно [5].

Именно благодаря образованию человек встраивается в различные сферы общественной жизни, происходит расширение его повседневного мира, он становится полноценной, развитой личностью, гармонично сочетающей в себе умственное и физическое развитие в целом.

Образование является важнейшей частью человеческой культуры, способом передачи исторического наследия и знаний от одного поколения к другому. По мнению Л. П. Буева, «никакое социальное развитие невозможно при отношении к культуре, соответственно и образованию, по “остаточному принципу”. Культура в этом контексте есть функция и сфера человеческой жизни, сущностное свойство собственно человеческого бытия, а образование – её живой “переводчик” и транслятор» [3].

Образование являясь социокультурным феноменом, является одной из важных сил развития общества. Развитие цивилизации породило множество проблем, в результате которых векторы развития образования и культуры подчиняются законам потребления общества, рассматриваются в ключе служения экономическим потребностям общества. Любое общество существует лишь только в том случае, если его члены следуют его ценностям и нормам поведения, ведь человек становится личностью в процессе социализации.

А для того, чтобы развитие не носило стихийный характер, используется процесс социализации – образование, представляющий собой единый процесс формирования личности. Образование является не только общественной ценностью, но и социальным явлением, является самостоятельной системой, главной функцией которой является обучение и воспитание членов общества, их социализация в макросоциуме [4].


Это целенаправленно организованный процесс социализацией, сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, рассматривающихся как общественное достояние. Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Список литературы


1.Альжев, Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций / Д.В. Альжев. - РнД: Феникс, 2014. – 170 с.

2.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. – 432 с.

3.Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. – 496 с.

4.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Academia, 2015. – 440 с.

5.Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию// Социологические исследования, 2000, № 6. – 21-30 с.

6.Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. – 320 с.

7.Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015 – 564 с.

8.Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 с.

Интернет-источники
1.В.А. Штурба Образование как социокультурный феномен [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-1 (дата обращения 22.04.2020)

2.Е.В. Ларионова Образовательная среда как социокультурный феномен [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2018-03/larionova_e.v._osm_2018.pdf (дата обращения 24.04.2020)

3. К. Х. Делокаров Образование как социокультурный феномен: концептуальные основания [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-kontseptualnye-osnovaniya-1 (дата обращения 20.04.2020)

4. Л.В. Самсоненко Социальное образование как социокультурный феномен [Электронный ресурс]. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/12(85)/samsonenko_12_85_80_87.pdf (дапа обращения 23.04.2020)

5.Н.И. Чуркина Педагогическое образование как социокультурный феномен: структура, миссии, функции в обществе [Электронный ресурс]. - URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/341/image/341-103.pdf (дата обращения 28.04.2020)