Файл: Организационноправовые основы деятельности дорожнопатрульной службы гибдд.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА
Кафедра Организации деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: №60 «Организационно-правовые основы деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД»
Выполнил курсант 4 курса ФПС ГИБДД
Рядовой полиции Горнастаев В.С.
Руководитель:
Преподаватель кафедры ОД ГИБДД
Ноговицина Е.Н.
Дата защиты «__» _________ 20 __ г.
Оценка: ____________________________
(подпись научного руководителя)
Орел
2022
ПЛАН
Введение 3
1. Правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД 5
2. Направления деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД 12
3. Актуальные проблемы деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения 17
Заключение 27
Список использованных нормативных актов и литературы 29
Введение
Актуальность темы. В настоящее время одной из актуальных проблем современного общества является проблема обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Постановлением Правительства «Об одобрении концепции государственной транспортной политики Российской Федерации»1 утверждено, что транспорт является неотъемлемой составляющей в жизни общества и без него невозможно развитие экономики.
Нормальное функционирование транспорта выступает важнейшим условием для развития и укрепления экономики в условиях современных реалий, а также для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства.
Стоит сказать, что правовое регулирование в данной сфере в последнее время набирает все большие обороты, так как в государстве наблюдается большое число происшествий на транспорте. Рассматривая роль полиции в обеспечении безопасности, отметим, что для отдельного вида общественной безопасности имеет место быть специальный административно-правовой режим, который мог бы обеспечивать безопасность.
В общественную безопасность в области транспорта входят отношения людей, которые в свою очередь связаны с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионноразрешительную систему.
Государственная концепция призвана для того, чтобы обеспечить безопасность транспортных средств и помимо этого включает в себя следующие элементы: представление национальных интересов в дорожно-транспортной сфере; элементы, созданные с целью создать угрозы этим направлениям; выполнение комплекса мер направленных на противодействие негативным факторам и угрозам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и избрание мер, носящих комплексный характер для повышения уровня транспортной безопасности Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросами деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД занимались и продолжают заниматься такие авторы как: С.Е. Борисова, О. В. Зиборов, В.В. Кардашевский, М.В. Мукабенов, Е.А. Козловская, О.Б. Михайлов, И.В. Слышалов, Д.В. Филиппов, И.И. Шатковская, А.Ю. Якимов и пр.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, теоретические взгляды и электронные ресурсы, определяющие особенности деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Цель исследования заключается в комплексном изучении организационно-правовых основ деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД.
2. Раскрыть направления деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД.
3. Определить актуальные проблемы деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения.
Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные научные методы познания: сравнительно- правовой, диалектический, логический, метод аналитического толкования правовых норм.
Структура работы: введение, три вопроса, заключение и список использованной литературы.
1. Правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД
Главным органом, осуществляющим контроль в сфере безопасности дорожного движения, являются сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России (далее – ДПС), которые выполняют важнейшую роль в предупреждении и пресечении дорожно-транспортных происшествий. В своей деятельности сотрудники ДПС руководствуются довольно обширным рядом нормативно-правовых актов, которые регламентируют множество различных аспектов, касающихся выполнения обязанностей по контролю и надзору за безопасность дорожного движения. К таким нормативно-правовым актам относятся: Конституция РФ, Постановление Правительства №1090 от 23 октября 1993 г., Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ФЗ №195), Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения", Приказ МВД №840-дсп, а также ряд других нормативно-правовых актов. Сотрудники ДПС для эффективного осуществления их деятельности должны в совершенстве владеть данной нормативно-правовой базой, это является необходимым условием, так как в данных правовых актах содержатся практически все тонкости данной деятельности. К примеру, в Приказе МВД №664 регламентированы функции, которые выполняют сотрудники ДПС, а именно контролируют соблюдение установленных правил дорожного движения всех лиц, принимающих участие в дорожном движении, причем полицейские несут службу на специальных постах и маршрутах патрулирования. Также сотрудники ДПС оказывают содействие гражданам и юридическим лицам, выступающим участниками дорожного движения, в реализации их законных прав и интересов; осуществляют распорядительно-регулировочные команды для участников дорожного движения, производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации; выполняют при необходимости неотложные действия на местах
, где совершено ДТП; осуществляют мероприятия по сопровождению транспортных средств; разрабатывают и соответственно принимают меры, направленные на снижение аварийноопасной обстановки на дорогах; информируют население различными способами об обстановке на дорогах, в том числе сообщают об аварийности и причинах ДТП. Указанные функции не являются исчерпывающими и стоит отметить, что сотрудники ДПС осуществляют взаимодействие с другими заинтересованными субъектами, обеспечивающими безопасность в области дорожного движения.
Исполняя свои служебные обязанности, инспектор дорожно-патрульной службы постоянно взаимодействует с гражданами тем или иным образом, и несмотря на то, что в практической деятельности приоритет больше отдается количеству составленных административных материалов1, вопросы общения с участниками дорожного движения также освещены в различных ведомственных приказах. В качестве примера можно привести выдержку из Приказа МВД №664: «взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.»
Проблема взаимоотношений с участниками дорожного движения остается одной из важнейших в профессиональной деятельности инспектора дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Взаимоотношения с гражданами носят публичный характер, зачастую сопровождаются конфликтными ситуациями и инспектору дорожно-патрульной службы для выполнения своих должностных обязанностей важно знать, как эти ситуации можно избежать или разрешить.
Также немаловажным фактором в осуществлении деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является внешний вид сотрудника, что также основывается на требованиях законодательства: при исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак.
Этот вопрос является актуальным в наше время, в связи с чем законодателями проводится большая работа касательно данной проблематики. Также данная тема затрагивается и рядом ученых. Так, в проведенном исследовании С.Е. Борисова полагает, что внешний вид инспектора дорожно-патрульной службы является одним из важных факторов формирования имиджа.1.
Для инспектора дорожно-патрульной службы значимым является умение пользоваться наделенными полномочиями. Являясь представителем власти, нельзя ею пользоваться в корыстных целях и каким-либо образом злоупотреблять возложенными полномочиями. В практической деятельности встречаются случаи, когда должностное лицо требует беспрекословного подчинения своим требованиям, а какие-либо объяснения участника дорожного движения оставляет без внимания. В подобных ситуациях от инспектора требуется проявления таких качеств как профессионализм и компетентность. Необходимо уметь убедить и объяснить участнику дорожного движения содержание допущенного им административного правонарушения, в соответствии с законодательством.
По мнению Е.А. Козловской, умею грамотно и четко разъяснить участнику дорожного движения требования законодательства, а также коммуникабельность являются факторами благоприятных взаимоотношений.
В случаях, когда участник дорожного движения реагирует агрессивно, эмоционально, то следует ему объяснить, что подобная реакция естественна, однако он нарушил Правила дорожного движения и тем самым создал аварийную ситуацию на дороге. А должностное лицо в силу своих должностных обязанностей вынуждено применить административные процедуры1.
Во время общения, а в частности общения связанного с совершением административного правонарушения в области дорожного движения могут возникать спорные вопросы или противоречия. Иногда осуществляя видеосъемку водители намеренно пытаются спровоцировать инспектора ДПС на конфликт и на проявление непрофессионального поведения. Как правило, в таких случаях водитель заранее подготовлен и пытается перевести беседу на личность инспектора, озвучивая его профессиональную неграмотность и не состоятельность как сотрудника полиции. Однако, не следует забывать, что взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения, должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.